Адаптированная программа по географии 9 класс 7 вид
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу География и экология для 9 класса 7 вида рассчитана на 34 часа и разработана в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося на основании следующих документов:
Государственный стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г
Программа: География программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы/ сост. Курчина С.В- М.: Дрофа,2010
Учебник : География России. Население и хозяйство. 9 класс/ В.П. Дронов, В.Я.Ром.- М.:Дрофа, 2011
Цели и задачи курса
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Учебно-методический комплект :Программа: География программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы/ сост. Курчина С.В- М.: Дрофа,2010
Учебник : География России. Население и хозяйство. 9 класс/ В.П. Дронов, В.Я.Ром.- М.:Дрофа, 2011
Атлас по географии для 9 класса. Контурные карты по географии для 9 класса
Планируемые результаты обучения
Знать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание программы учебного курса
Учебный курс географии для 9 класса рассчитан на 33 часа ( 1 час резерв) и состоит из трёх разделов.
Раздел I. Административно-территориальное устройство России. Население. Экологические проблемы (рассчитан на 10 учебных часов)
Россия на карте мира. Административно-территориальное устройство России. Численность населения России. Национальный состав России Городское и сельское население. Миграции
Ульяновская область : население Экологические проблемы России Экологические проблемы Ульяновской области Экономическое районирование территории России Обобщение и контроль знаний по теме
Раздел II. Европейская Россия (рассчитан на 16 учебных часов) Центральная Россия. Москва. Северо-Запад. Санкт- Петербург – вторая столица России. Европейский Север. Северный Кавказ. Поволжье. Поволжье: хозяйство и проблемы. Ульяновская область. Урал. Урал: население и города.
Раздел III. Азиатская Россия (рассчитан на 7 учебных часов)Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток: освоение территории и население. Дальний Восток: хозяйство. Соседи России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Наименование разделов и тем Кол-во часов Цели , задачи урока формы учебной деятельности Дата проведения
план факт
Р. I. Административно-территориальное устройство России.
Население. Экологические проблемы. 10 ч
1 Россия на карте мира. 1 Сформировать представление о роли и месте России в современном мире Беседа, работа в к/к 5/09 2 Административно-территориальное устройство России. 1 Познакомить с принципами административно-территориального деления Беседа, работа в к/к 12/09 3 Численность населения России. 1 Сформировать представление о численности, ЕП, процессах рождаемости, смертности Беседа, работа с картой 19/09 4 Национальный состав России 1 Воспитывать чувство толерантности, знакомство с народами России Беседа, работа с картой 26/09 5 Городское и сельское население. Миграции 1 Конкретизировать знания о занятиях городского и сельского населения, видах миграции Беседа, работа с картой 3/10 6 Ульяновская область : население 1 Познакомить с особенностями ЕП, нац. состава населения области дискуссия 10/10 7 Экологические проблемы России 1 Сформировать представление об экологических проблемах России, путях их решения беседа 17/10 8 Экологические проблемы Ульяновской области 1 Сформировать представление об экологических проблемах Ульяновской области и путях их решения беседа 24/10 9 Экономическое районирование территории России 1 Познакомить с понятием специализация, рассказать о необходимости районирования территории Беседа, работа с картой 7/11 10 Обобщение и контроль знаний по теме «Административно-территориальное устройство России. Население. Экологические проблемы.»1 Обобщить , закрепить, проконтролировать полученные по теме знания Беседа, работа с картой, с к/к 14/11 Р. II. Европейская Россия 16 ч
11 Центральная Россия. ЭГП. Население
1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к 21/11 12 Экономика Центральной России 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 28/11 13 Москва – столица России 1 Развивать чувство гордости за столицу нашей родины, обобщить знания о столичном регионе, его особенностях Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 5/12 14 Северо-Запад. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 12/12 15 Экономика Северо – Западного района 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 19/12 16 Санкт- Петербург – вторая столица России 1 Рассказать об особенностях структуры расположения и хозяйства северной столицы Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 26/12 17 Европейский Север. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 16/01 18 Хозяйство Европейского Севера 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 23/01 19 Северный Кавказ. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 30/01 20 Хозяйство Северного Кавказа 1Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 6/02 21 Поволжье. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к, 13/02 22 Поволжье: хозяйство и проблемы 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к 20/02 23 Ульяновская область: хозяйство 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики Ульяновской области, отраслях специализации Беседа по проблемным вопросам 27/02 24 Повторение и обобщение знаний. Контрольная работа «Поволжье. Ульяновская область» 1 Обобщение знаний, повторение и контроль по теме. Формирование навыков самостоятельной работы Работа с карточками заданиями 6/03 25 Урал. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к 13/03 26 Урал: хозяйство и экологические проблемы 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к 20/03 Р. III. Азиатская Россия 7ч
27 Западная Сибирь. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к 3/04 28 Западная Сибирь. Хозяйство 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к 10/04 29 Восточная Сибирь. ЭГП. Население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 17/04 30 Восточная Сибирь. Хозяйство 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к, с раздаточным материалом 24/04 31 Дальний Восток: освоение территории и население 1 Сформировать знания о ГП, полезных ископаемых района, населении, его хозяйственной деятельности Беседа, работа с картой, с к/к 8/05 32 Дальний Восток: хозяйство 1 Сформировать представление об особенностях развития экономики района, отраслях специализации Беседа, работа с картой, с к/к 15/05 33 Итоговая контрольная работа по курсу географии 9 класс 1 Обобщение знаний, повторение и контроль по теме. Формирование навыков самостоятельной работы Работа с инд. заданиями 22/05 34 Резерв (повторение) 1 29/05 Итого: 34