Формирование культуры здоровья ученика
Тема: «Формирование культуры здоровья ученика»
Проблема здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, всё больше волнует наше общество. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования.
Период взросления, приходящийся на пребывание ребёнка в дошкольном учреждении и в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, и именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны специалистов. За долгие годы «гонки» за качеством знаний учащихся школа, видимо, отодвинула на второй план ухудшающееся состояние здоровья своих воспитанников. Такие категории, как обученность, воспитанность, личностное развитие и т.п., вокруг которых и происходит «бурление» педагогической мысли, заслонили собой ценность заботы о здоровье. Чтобы изменить ситуацию, необходимо заботу о здоровье сделать одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. Именно это и стало причиной обращения к здоровьесберегающим технологиям, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья, чтобы забота о своём здоровье стала потребностью каждого ученика. Прочитав много специальной литературы, изучив ряд факторов, наносящих вред здоровью школьников, я пришла к выводу, что не все факторы зависят от учителя, но всё же каждый из нас на своём месте может сделать очень многое для сохранения здоровья своих учеников. Наша школа работает по программе «Гармония»,одним из путей реализации которой является использование здоровьесберегающих технологий.Свою работу в классе я начала с изучения медицинских карт учеников, анкетирование родителей, сбора информации об учащихся у специалистов нашей школы. На основе этих данных оформила экран здоровья и физического развития детей. Так появилась идея создания целевой комплексной программы «Здоровое детство» На первом родительском собрании предложила родителям всерьез заняться здоровьем детей и, получив горячую поддержку, разработала план мероприятий по реализации этой программы. На каждом родительском собрании отводится время для минутки здоровья. Силами родителей выпускаются листки здоровья, оформляем «Копилку здоровья», в которую собираем рецепты родителей по профилактике и лечению заболеваний в семьях. Подготовили маршрутные листы, чтобы исключить несчастные случаи на дорогах. В классе ежедневно проводятся физминутки, подвижные игры, проводилась витаминизация. Проводятся индивидуальные беседы и консультации родителями по поводу признаков нездоровья ребят. Эксперимент рассчитан на 3 года и говорить о конечном результате еще рано, но думаю, что будут положительные выводы.
По данным института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологические отклонения, в 3 раза патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические. При этом отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Чтобы усилия по сохранению и укреплению здоровья принесли желаемый результат, необходимо устранить вредные воздействия окружающей среды и повысить устойчивость к ним, адаптационные способности самого организма. Наиболее благоприятный для формирования культуры здорового образа жизни - младший школьный возраст.
Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам. Следовательно, формирование здоровья в значительной степени зависит от самого человека, его знаний и умений. Формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников - будущего нации – является одной из важнейших задач школьного образования. Речь идет о новой концепции образования - здравотворческой. Дети должны знать, что только здоровый человек может жить полнокровной жизнью и приносить максимальную пользу людям. У младших школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя первостепенную роль в формировании культуры здорового образа жизни учащихся.
Наша группа провела небольшое исследование. (Анкетирование было проведено при подготовке классных часов о здоровом образе жизни). Участвовали в опросе дети 4-6 классов - 44чел.
Выводы по результатам исследования:
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:
*Многие учащиеся не соблюдают правил личной гигиены(47%)
*Учащиеся недостаточно грамотны в вопросах ведения здорового образа жизни.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:
*Дети занимаются спортом.
*Стремятся к избавлению от вредных привычек.
Я считаю, что необходимо научить детей со школьного возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Вся наша работа сводится вот к такой перспективной модели здоровья школьника.
ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ
*приобретение знаний о своем здоровье на уроках, внеклассных мероприятиях.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТПНИЕ:
*Соблюдение режима дня
* посещение спортивных секций
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ:
Питание в школьной столовой
Работа с психологом
Содействие охране здоровья коллектива
Привлечение к работе семьи и общественности (т.е. социальных партнеров)
ПУТИ ОБУЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ
1 классные часы, уроки ОЗОЖ, ОБЖ, биологии
2 систематическая работа с родителями
3 сохранение и укрепление физического здоровья детей.
Чтобы решить все проблемы, поставленные перед нами необходимо создание благоприятной социально – психологической атмосферы в школе:
*принципы вариативности;
*снижение нагрузки в домашних заданиях;
* вырабатывание навыков самоорганизации,
*мотивационное обучение;
*дополнительное образование.
НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
- Организовать проведение подвижных игр на перемене;
- Вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность по вопросам здравоохранения;
- Провести родительские собрания по темам формирование здорового образа жизни ребенка и культуры здоровья.
- Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья.