Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» 1 класс (8 вид)
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________ А.П. Попов
Приказ № от 2014г
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Устьинская средняя общеобразовательная школа
Адаптированная рабочая программа по предмету
«Музыка»
1 класс (8 вид)
на 2014-2015 учебный год
Учитель:
Хандожко Н.Н.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта как вспомогательного: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, презентации разработанные учителем, фонохрестоматия собранная учителем в соответствии с содержательными аспектами программы.
Цель программы – овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи: -
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизиовать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 17 часов (из расчета 0,5 час в неделю).
Содержание программы
ПЕНИЕ
Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (ре1 — си1). Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно —песни напевного характера. Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. Игра на музыкальных инструментах. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
Примерный музыкальный материал для пения
П е р в а я ч е т в е р т ь
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня.
В т о р а я ч е т в е р т ь
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой. Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука). К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, словаМ. Ивенсен. Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Т р е т ь я ч е т в е р т ь
Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, словаЯ. Серпина. Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина. Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь
По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина. Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба,баян,гитара).
Учащиеся должны уметь:
Петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков; одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).
Методическое обеспечение
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 1-4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; 4-е
издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
2. Зарубежные композиторы.(Биографии, викторины, кроссворды)/ О. К.
Разумовская – Айрис-пресс, 2008г.
3. Программы общеобразовательных учреждений 1-8 классы/под рук. Д.
Б. Кабалевского; 4-е издание – М.: Просвещение,2007г.
4. Интернет ресурсыКалендарно-тематическое планирование
№ Тема и содержание урока Кол-во часов Виды и
формы
контроля Дата
План Факт
Характер музыки.
“В первый класс” – А. Долухоняна,
сл. З. Петровой.
“Песенка Львенка и Черепахи ” – муз.
Г. Гладкова, сл. С. Козлова;
“Закружилась в небе осень” – муз. В.
Иванникова, сл. Т. Башмаковой0,5 Разучивание ,пение, слушание
Музыкальный жанр-«марш».
“Здравствуй, Родина моя!” – муз. Ю.
Чичкова, сл. К. Ибряева.
“Марш” из балета «Щелкунчик» – П.
Чайковский. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Музыкальный жанр-«песня».
“Осень” – муз. Ю. Чичкова, сл. И.
Мазина.
“Песенка про кузнечика” - муз. В.
Шаинского, сл. Н. Носова 0,5 Разучивание ,пение, слушание Колыбельная песня.
“Осень” – муз. В. Красева, М.
Ивенсен.
“Спят усталые игрушки” – муз. А.
Островского, сл. З. Петровой 0,5 Разучивание ,пение, слушание Итоговый урок четверти.
Элементы музыкальной грамоты –
термины: песня, марш, фортепиано. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Музыкальный жанр «песня».
“Веселые гуси” – украинская
народная песня
“Белочки” – муз. З. Левиной, сл. Л.
Некрасовой. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Музыкальный жанр «песня».
“Веселые гуси” – украинская
народная песня
“Белочки” – муз. З. Левиной, сл. Л.
Некрасовой0,5 Разучивание ,пение, слушание Песни различные по характеру.
“Зима” – муз. В. Красева, сл. Н.
Френкеля.
“Песенка Чебурашки” – муз. В.
Шаинского, сл. Э. Успенского,
“Песенка крокодила Гены” - муз. В.
Шаинского, сл. А. Тимофеевского. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Марши различные по характеру.
“Дед Мороз” – муз. А. Филиппенко,
сл. Т. Волгиной.
“Марш деревянных солдатиков” из
балета «Щелкунчик» - П.
Чайковский0,5 Разучивание ,пение, слушание Итоговый урок I полугодия.
Элементы музыкальной грамоты –
термины: характер музыки,
фортепиано. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Музыкальный жанр – «танец».
“Буквы пляшут и поют” - муз.
Арсеева, сл. Дымовой.
“Во поле береза стояла” –
русская народная песня 0,5 Разучивание ,пение, слушание Музыкальный жанр – «танец».
“Бойцы идут” - муз. В. Кикты,
сл. В. Татаринова.
“Полонез” – М. Огинского 0,5 Разучивание ,пение, слушание Разновидность танцев.
“Брат-солдат” - муз. М.
Парцхаладзе, сл. В. Татаринова.
“Полька” – муз. М. Глинки;
“Полька” муз. Ю. Левитана. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Динамические оттенки в
музыке.
“Мама” - муз. Л. Бакалова, сл. С.
Вигдорова.
“Веселый музыкант” - муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной. 0,5 Разучивание ,пение, слушание Высота звука (звуки высокие,
низкие).
“Самая хорошая” - муз. В.
Иванникова, сл. О. Фадеевой.
“Колыбельная песня” - муз. В.
Моцарта.
Элементы музыкальной грамоты
– термины: высокие, низкие
звуки, громкие, тихие звуки,
фортепиано, барабан0,5 Разучивание ,пение, слушание Природа в музыке.
“Тает снег” - муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
“Ой, бежит ручьем вода” - укр.
нар. песня0,5 Разучивание ,пение, слушание Сказка в музыке.
“Жили-были” - муз. А.
Пахмутовой, сл. Ю. Черных.
“Бременские музыканты” - муз.
Г. Гладкова. Музыкально-
литературная фантазия В.
Ливанова и Ю. Энтина. “Песня
друзей” 0,5 Разучивание ,пение, слушание Любимые игрушки.
“Неваляшки” - муз. З. Левина,
сл. З. Петровой.
“Спать пора” - муз. С.
Разоренова, сл. В. Викторова. Разучивание ,пение, слушание Любимые игрушки.
“Мишка с куклой пляшут
полечку” - муз. и сл. М.
Качурбиной.
“С куклой” - муз. М.
Мусоргского1
Разучивание ,пение, слушание «Андрей-воробей» - русская
народная песня.
Итоговый урок по темам
полугодия; музыкальные
термины: фортепиано, барабан,
высота звука, тихие, громкие
звуки. 1 Разучивание ,пение, слушание