Статья Системно-деятельностный подход как средство достижения метапредметных и предметных результатов по истории
Системно-деятельностный подход как средство достижения метапредметных и предметных результатов образования по истории и предметных результатов образования по истории и обществознанию.
Введение.
Огромные изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ребенок, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой.
В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения. На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Исходя из этих реалий формулируются и цели и задачи изучения истории и обществознания в школе.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Задачи изучения истории в основной школе:· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Стандарты второго поколения нацеливают нас и на достижение конкретных результатов. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.Предметными результатами изучения истории в школе являются:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Задача учителя истории на сегодняшнем этапе заключается не в том, чтобы «набить» головы учащихся определенным набором дат, событий, имен, а сформировать необходимые ему в дальнейшей жизни компетенции, научить самостоятельно решать проблемы в разных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Учебно-методическая деятельность
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. В рамках системно-деятельностного и компетентностного подхода стараюсь использовать в работе те технологии, методы, приемы обучения, которые призваны максимально активизировать познавательную деятельность ученика. При этом не отказываюсь и от традиционных, проверенных временем форм обучения, например, тщательное объяснение нового материала. На мой взгляд, именно совмещение традиционных и новаторских форм обучения дает наиболее высокий результат.
Образовательный процесс в рамках деятельностного подхода базируется на следующих принципах: принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам; принцип непрерывности, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа; принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире;принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества; принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления; принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало и приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
На уроках истории и обществознания я использую такие формы активной работы учащихся, как работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Учащиеся знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных Интернета, учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д. Например, при подготовке к семинарскому занятию ребятам выдаются список литературы, адреса сайтов, ссылок в Интернете, где можно найти необходимый материал.
Еще одна форма работы - составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Такие навыки особенно важны, т.к. в тестах ЕМЭ, ЕГЭ и по истории, и по обществознанию есть задания с использованием диаграмм, графиков. Например, изобразить графически изменение численности партии большевиков в период с апреля по октябрь 1917 года, составить диаграмму «Количество участников забастовочного движения в 1905,1906,1907 гг.».Это позволяет ребятам систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, использовать цифровые данные, визуализировать их, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Работа с терминами и понятиями одинаково важна и по истории, и по обществознанию. Здесь мы составляем древо понятий. Данный порядок работы терминологией позволяет всесторонне раскрыть любое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся в практической деятельности. Использование творческих заданий стимулирует интерес учащихся к подобной работе. С большим интересом они составляют словарь новых слов и аббревиатур, возникших после революции 1917 года.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей – еще одна форма активной деятельности учащихся. Известно, что без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-характеристики, подростки не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию, учатся выделять основные направления деятельности исторической личности, ее содержание, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку. Характеристика личности осуществляется как по заданному алгоритму, так и в произвольной форме с выделением какого-либо аспекта. Старшеклассники, планирующие сдавать ЕГЭ по истории, создают свою персональную базу данных для выполнения задания С6.
Одной из актуальнейших на сегодняшний день является работа с исторической картой. Появление заданий по карте в ЕГЭ по истории вновь напомнили нам об этой важнейшей составляющей изучения истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…». Хочу обратить внимание на то, что многие учащиеся неплохо справляются с заданиями по контурной карте, но затрудняются в работе с той же самой картой у доски.
Анализ исторических источников (документов) – это один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории и обществознания, который способствует формированию таких учебных умений и навыков, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. По мере возможностей стараюсь как можно чаще использовать подобную форму работы, предлагая учащимся различные образцы исторических источников.
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата - это вид учебной деятельности, который способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам позволяют формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным, т.е. развивают у учащихся важнейшую коммуникативную компетенцию.
Работа по само- и взаимооценке способствует формированию умений объективно оценивать учебную деятельность по определенным критериям, формированию навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения. На уроках ребята работают в парах, тройках, дают оценку работы одноклассников, выбирают лучший ответ по заданной теме.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Моя задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Применяю следующие интерактивные методы:
Дискуссии
Дебаты
Ролевые игры
Различные виды групповых работ
Деловые игры
Турниры знатоков
В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты. Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.
Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи:
способствовать становлению гражданского общества в России;
развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию;
формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Для успешной полемики школьникам необходимо владеть большим объемом информации, находить необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того, игровая, соревновательная форма проведения “Дебатов” позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.
Походу работы ребята должны доказывать какую-либо точку зрения вне зависимости от своих личных убеждений. С одной стороны, это помогает учащимся воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое утверждение, даже то, с которым они не согласны, что может привести к разрушению убеждений и нравственных установок личности. Чтобы избежать подобного результата. Существуют определенные ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с религиозными, национальными и политическими убеждениями. Более сложным моментом является сохранение командного духа, недопущение такой ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока. Важным элементом является подбор тем для дебатов: «Нужна ли школе школьная форма?», «Иван Грозный – тиран или..»Этапы работы.
1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме.
2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.
3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме.
4. Построение линии аргументации, доказательной базы.
5. Построение линии опровержения.
6. Ознакомление с правилами этикета полемики.
Быть честным, используя ту или иную информацию.
Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной технологии в учебной и воспитательной целях.Игры на уроке.
В среднем звене – в 5-9 классах успешно применяю различные виды игр. Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор.
Одной из любимых игр моих учеников является игра «Исторические да-нетки», цель которой узнать историческое событие, историческое явление или процесс с помощью наводящих вопросов, изображений или отрывков из источников. Главное условие – вопрос должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было ответить только «да» или «нет». Побеждает та команда, которая задаст меньше вопросов. Ребята не только угадывают, но и составляют вопросы и сюжеты для игры самостоятельно. (Приложение 1).
Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
лабораторные занятия;
групповые, фронтальные семинары;
конференции;
участие в проектах.
Необходимым условием успешного обучения являются эффективные субъект-субъектные отношения между учителем и учеником. Взаимодействие с классом осуществляю на основе личностно-ориентированного подхода. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую, коллективную формы работы, а также приемы дебатов, обмена мнениями и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. Задания группам подбираю так, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я стараюсь поддерживать дружеские отношения с детьми. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя.
Диагностическая деятельность
В работе учителя истории не менее важную роль играет диагностическая функция. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой.
Я использую различные способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (исторический диктант, самостоятельные работы, многовариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, проектные работы, нетрадиционные уроки). В выпускных классах выполняем задания по образцу ЕМЭ и ЕГЭ, в том числе онлайн- тесты, которые ребята решают в кабинете информатики. Подбор заданий стараюсь осуществлять с учетом индивидуальных способностей и скорости работы учащихся.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.Литература:
1. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской // Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М. : Высшая школа, 2007. – 639 с.
2. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М. : Педагогика, 1988. – 205 с.
3. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития/И.О. Загашев, С.И.Заир-Бек.-СПб: Альянс-Дельта, 2003.-284 с.