Доклад на августовской конференции учителей на тему Применение семи модулей на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся
«Применение 7 модулей на уроках английского языка – как способ повышения мотивации учащихся»
Цель моей работы: повысить уровень мотивации отдельных учащихся и качество знаний в 7-11 классах.
Для достижения своей цели я поставила следующие задачи: через применение интерактивных методов на уроках английского языка повысить качество знаний по предмету, способствовать развитию критического мышления, воспитать лидерские качества.
Модули, которые я применяю на уроках : это новые подходы в образовании и обучении, критическое мышление, возрастные особенности, оценивание обучения и оценивание для обучения. Подробнее остановимся на формах, методах и применяемых технологиях.
Формы работы я предпочитаю индивидуальные и парные. Но и групповыми методами мы пользуемся достаточно часто. Работу в группах мы делаем при изучении больших по объему текстов или при игровых методах работы. Например, дети во всех классах любят играть в интеллектуальную игру «Своя игра». На предметной неделе мы как раз провели ее среди учащихся 9-11 классов. Вопросы были по трем странам: Великобритания, Австралия и США, в которых был использован материал по географии, истории, политологии. Дети с удовольствием соревновались и, несмотря на разницу в возрасте, показали достаточно высокий уровень знаний фактического материала. Во время игры, наблюдая за поведением детей, я пришла к выводу, что дети боятся лишний раз брать на себя ответственность, так как, если ответ неправильный, дети в группе очень остро на это реагируют. На уроках при изучении текстового или грамматического материала в группе наблюдается пассивность со стороны некоторых учащихся, поскольку активные дети их быстро подавляют и не дают вставить слово. Это одна из отрицательных сторон работы в группе.
А среди учителей, напротив, групповая работа имеет много положительных моментов, один из которых - синтез новых идей в решении проблем повышения мотивации к учебе и качества знаний, а также эффективного распределения времени урока. В этом мы убедились при проведении коучинг-сессии «Обучение талантливых и одаренных. Проблемы и пути их решения». Вовремя проведения коучинга я работала сама в составе группы и изнутри могла наблюдать, как учителя проявляют свои лидерские качества. Хотя для многих коучинги – это трата времени и ресурсов. Некоторым неинтересно какое решение принимает группа, они пассивны и хотят только одного – чтобы коучинг побыстрее закончился.Так и в ученической среде: поначалу групповая работа, взаимооценивание, распределение ролей играло важную роль в повышении мотивации, со временем, когда групповые формы работы стали повторяться на разных уроках, учащиеся постепенно потеряли интерес к работе и тоже стали формально относиться к таким формам проведения уроков.
Не секрет, что применение информационно-коммуникативных технологий чаще всего бывает на открытых уроках, но если в кабинете есть интерактивная доска или моноблок, то можно их использовать для актуализации знаний учащихся. Например, на уроках в 6-7 классе на уроках по разделу «Еда». Я провела ее с использованием ИКТ: на слайдах изображены картинки с продуктами питания, дети должны назвать их по-английски и сказать исчисляемое это слово или нет.
Названия потом всплывали на слайде, благодаря анимации, для того, чтобы дети проверяли себя.
Затем они выполняли задание : « найди соответствия». Эта работа почти повторяет предыдущую, но я сознательно пошла на это потому что детям нравится работать с ИД и писать стрелки специальной ручкой, либо подводить картинку под слово. Такие задания раскрепощают детей, в классе даже возникает некоторый шум: дети подпрыгивают с мест, чтобы их вызвали к доске. Но самое главное даже не это – главное , что при таких заданиях работают все слабоуспевающие учащиеся, и они счастливы, что могут правильно ответить на поставленный вопрос и решить задачу наравне с сильными учащимися.Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Широкое распространение также получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Мы используем приготовленные как домашнее задание презентации при изучении тем «Животные», «Географическое положение различных стран», города и т.д.Еще популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.Наряду с этим эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
После изучения текстовых материалов мы часто просим детей приготовить презентации на ватманах о том, что они запомнили и просим поделиться своими соображениями с другими детьми. Например, при изучении темы «Eating in Britain» после выполнения ряда упражнений дети готовили презентации по группам:1-ая группа – воскресный обед британцев, 2-ая группа – ланч, 3-я группа – британский ужин.
Затем дети, приготовив презентации, выступили по группам: выступая дети использовали данные из текста, таким образом, они еще раз повторили изученную лексику, запомнили фразы и выражения на тему «Еда в Британии".
Ну и наиболее, на мой взгляд, мощным средством пробуждения интереса к предмету является, несомненно, игра. Она является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно — побудительную функцию.
Ну и в заключении хотелось бы сделать вывод: поскольку мы ставили перед собой цель – повышение качества знаний по предмету, то и судить о работе надо по уровню качества знаний. Применение семи модулей в обучении влияет на повышение интереса учащихся к предмету и вследствие этого к повышению качества знаний. За этот год оно у меня составило 67%, что на 2% выше, чем в прошлом году. Рост незначительный, но стабильный.
КГУ «Средняя школа № 7 имени К. Ушинского»
Доклад на августовской конференции учителей
«Применение 7 модулей на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
учитель английского языка Ахмад Л.М.
Талдыкорган 2015