Использование технологии проблемного обучения, как средство повышения познавательной активности учащихся на примере решения задач.


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум»
Использование технологии проблемного обучения, как средство повышения познавательной активности учащихся на примере решения задач.
Выполнила: Перевалова Юлия Александровна
преподаватель специальных дисциплин
п. Залари
Аннотация
Мастер-класс: Ленты для украшения свадебных машин.
Структура мастер – класса:назначения, основные научных идей, последовательности действий, характерных особенностей мастер класса,а, также состоит из поставленной цели, задач хода занятия, иллюстрировано по каждому шагу действия.
Назначение:
Древние римляне считали, что корень учения горек, но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
Как же привить детям интерес к предмету? В каждом обучающемся живет страсть к открытиям и исследованиям.
Поэтому в своем обучений я применяю мастер-классы, как педагогическую технологию которая включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и обучающегося, критерии оценки и качественно новый результат.
Основные научные идеи – в моем мастер - классе, применяюдеятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Характерные особенности мастер-класса:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Смена деятельности;
• Наглядность;
• Образность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
• Простота;
• Доступность;
• Творчество;
• Инициативность;
• Исполнение различных ролей;
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
• Рефлексивная деятельность.
Так, как у меня группа с “ограниченными возможностями в здоровье”, то, на мой взгляд, технология проблемного обучения позволяет эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность учеников, овладеть опытом творческой деятельности, так как использует потребность ребенка открывать новое. Для того, чтобы обучающиеся могли решать целостную задачу, их необходимо научить самостоятельно выполнять каждый из ее этапов, и помогает нам в этом использование эвристического метода.
Моя обязанность как учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые соответствовали бы размерам его сил и становились более сложными. Такие упражнения дают значительно больше, чем хорошие способности.
Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и активную деятельность ученика по их решению. Условиями проведения успешности проблемного обучения моих занятий являются:
- проблематизация учебного материала
- активность ученика (знания усваиваются с аппетитом)
- жизненные параллели
- актуальность.
Технологическая схема проблемного занятия:
- учителm создает проблемную ситуацию (важно подчеркнуть ее релевантность)
- направляет учащихся на ее решение
- организует поиск решения.
Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности проблемного обучения:
- повышение мотивации обучающихся, раскрытие личностного осмысления индивидуальный подход, через проблемную ситуацию, к выполнению лент для украшения свадебной машины
- использование инновационных педагогических технологий преподавателями для формирования профессиональных и общих компетенции.
Задачи:
-сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности
-познакомить учащихся с дидактическим материалом и методами проблемного обучения и приемами выполнения лент для украшения свадебных машин.
Оформление:
-наглядный материал (ленты для украшения свадебных машин, фотографии);
-образец технологической карты;
-дидактический материал (ткани, нитки, иглы, выкройка);
-доска, мелок, сантиметровая лента, ножницы, линейка, тетрадь, швейная машина (оверлог).
Использование: мастер класс можно использовать в процессе обучения, для “лиц с ограниченными возможностями в здоровье”по профессии “Швея”, не только для обучающихся, но и для преподавателей и мастеров производственного обучения для повышения своего профессионального уровня по профессии “Швея”.
Источник информации: работа авторская автор - составитель Перевалова Юлия Александровна преподаватель спец дисциплин по профессии “Швея”
Ход занятия
Первый этап.Вводная часть: 3 минуты.
Уважаемые обучающиеся! Тема нашего мастер – класса “ Ленты для украшения свадебных машин”. Это повышение нашей мотивации к овладению и выполнению свадебной ленты. В процессе практической деятельности на занятии вы научитесь самостоятельно выполнять ленты из ткани, в чем проявится, творческое мышление, фантазия, умение работать в группе.
Второй этап. Постановка проблемы(проблемной ситуации)
В самый ответственный период нашей жизни день свадьбы. Перед нами встает вопрос. Чем же украсить свадебную машину?Какие материалы нам для этого подойдут.
В день свадьбы можно позволить себе все. И даже роскошный лимузин, украшенный по своему вкусу. Но если нет желания особо тратиться на украшения для машины, а к тому, же вы и сами обладаете незаурядными творческими способностями, у вас хороший вкус или масса идей роится в голове.
В таком случае подготовка к собственной свадьбе может стать занятным время провождением и экономией денежных средств. Тем более, что в предчувствии счастливого мгновения тоже есть своя радость.
Первое, что нужно учитывать, при оформлении свадебной машины, это цветовую гамму. И самой машины, и одеяний жениха и невесты. Цветочные украшения на машине будут хорошо смотреться, если по цвету, они будут гармонировать или контрастировать.
В наше время весьма много материалов, из которых можно сделать ленты для украшения машины, можно украсить
лентами (атласными и пластиковыми);
фатином;
органзой;
сеткой для флористики.
Но хотелось бы выполнить ленты из ткани вуаль или. Никто в данное время не задал себе вопрос, почему именно вуаль?
Вывод: выбор очень прост, так, как вуаль по своему качеству намного лучше, чем остальные материалы, цветовая гамма весьма разнообразна, и конечно стоимость, намного уступает остальным.
Третий этап. 15 минут. Участникам группы предложены инструкционо-технологические карты, перед ними стоит задача по вариантам изготовления. Они выбирают одну из задач по изготовлению ленты из различных материалов и предлагают свой цветовой вариант. Затем демонстрируют свой вариант решения. Мастер вместе с участниками выбирает самый эффективный, либо предлагает свой способ решения изготовления ленты из вуали. (приложение №1,2)
4.Четвертый этап. Изготовление и оформление данного типа задания в общем виде (мастер и участники).(приложение № 3)
5. Пятый этап. Общие выводы.
6. Шестой этап. Рефлексия совместной деятельности (участники мастер-класса высказывают свое мнение о проделанной совместной работе, предлагают свои варианты домашних заданий).
Самоанализ мастер-класса
При проектировании данного занятия мною была сформулирована следующая
цель: Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности проблемного обучения для повышения мотивации обучающихся, раскрытие личностного осмысления и индивидуальный подход, через проблемную ситуацию к выполнению лент для украшения свадебной машины.
Представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, применяемых при решении задач, поэтому выбор форм, методов, средств обучения был направлен в первую очередь на достижение этой цели.
Динамичность занятия обеспечивается за счёт следующих средств:наглядного пособия (готовое изделие), листа с технологическими картами, оборудования и материалов.
Большую роль в успешности процесса обучения решению задач играет стимул (мотивация обучающихся). Я продемонстрировала один из приемов организации проблемной ситуации, связь с жизненными практическими действиями, понятными всем обучающимся.
По средствам наглядного пособия, оборудования приспособлений и материалов обучающимся самим можно было применить на практических действиях и выполнить ленты из вуали для украшения свадебных машин.
Я предложила выполнить обучающимся практическую работу по методике и приему конкретно выбранной задаче, найти свой путь решения. Работа проходила в группах. Слабое место на данном этапе заключается в том, что работают дети с “ограниченными возможностями в здоровье”, а менее подготовленные выполняют наименьшую роль, тем не менее, приобретая при этом навыки логического анализа. Задача менее активных учеников сводится к тому, чтобы научиться решать задачи по алгоритму. Участники предлагают свои варианты решения.
Составление алгоритма решения задач в общем виде.
В своей работе регулярно сталкиваюсь с тем, что в учебе, у обучающихся, выполнения практической работы вызывают затруднения (например, могут получаться ручные работы лучше, чем машинные). Именно поэтому я считаю, что обучающимся, необходимо учить видеть решение задачи целиком, в общем виде и находить плюсы и минусу.
И я как учитель помогаю, найти в процессе работы свои правильный путь решения.
Это традиционная схема эвристического поиска, она наиболее уместна в этом случае, так как объяснительно-иллюстративный метод значительно снизил бы познавательную активность учащихся.
Оптимальная форма работы в этом случае – групповая. В заключении хочу сказать: «Учитель напоминает человека, идущего против течения: стоит остановиться, и течение снесет его далеко назад. Остановка в совершенствовании педагогического мастерства приводит к его утрате».
Список литературы: Интернет ресурсы http://mizrah.ru/rubric/2623602
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – 2005. - № 2.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
Шевчук З.В., Филатова Н.Г. Комплект инструкционно-технологических карт по производственному обучению. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2001.-416 с.
Приложение №1
Инструкционно – технологическая карта
Обработка свадебной ленты, с оконтовочной (оверложенной ) строчкой
№ операции Технологическая операция Технические условия на выполнения Оборудования и приспособления Фото (схематическое изображение)
1 Выкроить полоску тканииз вуали (цвет по желанию) Отмеряем ткань вуаль шириной примерно 10-15 см. Ножницы, мел, сантиметровая лента
2 Выкроенную полоску ткани разутюжить. Закрученные края ткани отутюжить, чтобы они выправились и стали ровными
Утюг, утюжильная доска, пульверизатор
3 Обработать края полоски ткани на машине оверлогРазмер и частота шва по желанию. Цвет ниток так же. Машина оверлог, нитки, ножницы
4 Подрубить края ткани швом в подгибку с закрытым срезом
Для того чтобы края не высыпались обрабатываем на швейной машине Швейная машина, ножницы, нитки
5 Заложить встречные складки Можно заложить по середине выкроенной полоски, можно ближе к краю Если сразу заложить складки тяжело, то можно использовать булавки. Вначале прикалываем затем рядом с булавками даем строчку. Швейная машина, булавки, ножницы.
6 Сверху строчки обрабатываем косой бейкой Строчку, на которой держатся заложенные складки, настрачиваем косую бейку, за счет нее смотрится нарядние. Так же можно поверх полоски обработанной выполнить полоску толкько меньше по размеру и наложить одну на другую, тогда будет более пышнее. Швейная машина, ножницы
Приложение №2
Инструкционно – технологическая карта
Обработка свадебной ленты, косой бейкой
№ операции Технологическая операция Технические условия на выполнения Оборудования и приспособления Фото (схематическое изображение)
1 Выкроить полоску ткани из ткани вуаль (цвет по желанию) Отмеряем ткань вуаль шириной примерно 10-15 см. Ножницы, мел, сантиметровая лента
2 Выкроенную полоску ткани разутюжить. Закрученные края ткани отутюжить, чтобы они выправились и стали ровными Утюг, утюжильная доска, пульверизатор
3 Выметать края полоски ткани косой бейкой и дать Цвет косой бейки, должен быть если вуаль яркая, то косая бейка бледнее и наоборот, если вуаль бледнее, то бейка должна быть ярче. Швейная машина нитки, ножницы, игла, наперсток
4 Удалить нитки С косой бейки удалить нитки временного назначения Ножницы
5 Порубить края ткани швом в подгибку с закрытым срезом Для того чтобы края не высыпались обрабатываем на швейной машине Швейная машина, ножницы, нитки, игла
6 Заложить встречные складки Можно заложить по середине выкроенной полоски, можно ближе к краю Если сразу заложить складки тяжело, то можно использовать булавки. Вначале прикалываем затем рядом с булавками даем строчку. Швейная машина, булавки, ножницы.
Совет: Вуаль можно, не резать, а рвать на нужные по размеру полоски, причем это более быстрее, чем ножницами и менее затратнее, по времени. Длинна ткани 3 метра. На свадебные ленты размер вымеряется по машине. Не забудьте учесть то, что в будущем будут, залаживаться, складки на них требуется много ткани. Соедините две или три полосы для того чтобы получить подходящий размер.
Приложение № 3
Вот какой результат проделанной работы должен, получиться.

Экспериментируйте и у вас тоже получится!