Методическая разработка Положение О психолого – педагогическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО в МКОУ Новомеловатская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Новомеловатская СОШ
____________ /А.Н.Протасов/
(Подпись)
___.__________.2015 года

Положение
О психолого – педагогическом сопровождении образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО в МКОУ Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
1. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения. Цель психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС ООО. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения. Цель психолого-педагогического сопровождения - развитие обучающихся МКОУ Новомеловатская СОШ адаптация учеников школы в условиях внедрения ФГОС ООО.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого- педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей.
2. Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается учителей, администрацию школы и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится социальный педагог школы.
всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью учителей, социального педагога, других педагогических работников школы, при этом учителя и педагогические работники используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания.
3. Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально- психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью социального педагога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности социального педагога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности социального педагога через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер.
4. Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, администрации и других участников образовательного процесса. Принцип «на стороне ребенка»: интересы ребенка - главные, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса.
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
5. Уровни психолого-педагогического сопровождения:
индивидуальное; групповое; на уровне класса; на уровне школы.
Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая работа; профилактика; просвещение.
6. Направления психолого-педагогического сопровождения.
Определение готовности к обучению в школе. Обеспечение адаптации к школе.
Развитие учебной и познавательной мотивации.
Развитие самостоятельности и самоорганизации.
Формирование УУД.
Развитие творческих способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс).
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одарённых детей.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
7. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психо-эмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
8. Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика. Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция. Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения и их функция в области сопровождения: Администрация образовательного учреждения.
Директор школы осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:
утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения; контролирует деятельность системы сопровождения и осуществляет ее ресурсное обеспечение;
обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.
В планирование деятельности системы сопровождения также участвуют заместитель директора по УВР, социальный педагог.
Заместитель директора по УВР:
организация условий обучения (распределение нагрузки, составление расписания занятий, организация режима обучения во время адаптационных периодов и т.д.);
осуществление контроля за УВП (посещение уроков, индивидуальные консультации с учителями, мониторинг качества обучения и т.д.);
организация производственных совещаний, заседаний МО, обучающих семинаров и т.д.
Социальный педагог:
Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:
консультирование просвещение;
профилактика;
коррекционно-развивающая деятельность;
диагностика;
экспертиза.
1. Выявление и контроль за учениками «группы риска»; осуществление контроля за вовлеченностью учеников «группы риска» в досуговую деятельность; выступления на тематических родительских собраниях; проведение индивидуальных консультаций для родителей, в том числе и для родителей детей «группы риска»; проведение профилактических программ для учащихся. Осуществляет консультативно-диагностическую помощь в сложных случаях психологического сопровождения.
1. Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходный период (5-ый класс). Мониторинг развития психических и интеллектуальных процессов учащихся. Ознакомление с результатами опроса администрации, педагогов, родителей, самих учащихся. Представление результатов на семинарах, педагогических советах, совещаниях. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Просветительская и консультационная деятельность с родителями учеников. Просветительская и консультационная деятельность с учителями.
2. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся. Проведение лонгитюдных исследований. Диагностический минимум. Углубленная психодиагностика: исследование особенностей познавательной деятельности; изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.
3. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности. Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы. Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования. Проведение коррекционно-развивающих занятий.
4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»: Диагностический минимум. Углубленная психодиагностика: исследование особенностей познавательной деятельности; изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий. Просветительская и консультационная деятельность в отношении учеников и их родителей.
5. Сохранение и укрепление психологического здоровья. Просветительская и профилактическая работа с учащимися. Организация «Школы для родителей». Организация постоянно действующего семинара для учителей по вопросам современной педагогической психологии.
В рамках своего функционала медработник:
предоставляет необходимые материалы о состоянии здоровья школьников для других субъектов системы психологического сопровождения (строго руководствуясь принципом конфиденциальности);
оказывает необходимую медицинскую помощь и консультации субъектам системы сопровождения;
ведет занятия со школьниками по медицинскому просвещению.
Учителя-предметники:
участие в проведении родительских собраний;
проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности в обучении;
проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении;
разработка индивидуальных учебных маршрутов для различных категорий учеников;
реализация школьной программы по формированию универсальных учебных действий;
участие в работе МО, семинарских занятиях, конференциях и т.д.
Классные руководители:
организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий);
составление социального паспорта класса;
организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний…);
проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
организация взаимодействия со специалистами (социальный педагог, администрация);
проведение педагогической диагностики;
проведение профилактических программ для учеников.
9. Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности. В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются: отсутствие неуспевающих учащихся; профессиональное самоопределение; активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу; отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы; бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками; отсутствие конфликтов с педагогами.
Психологическая эффективность: субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе; адекватная самооценка; сформированность « Я – концепции» личности; оптимальное развитие способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинским работником.