Разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. 5 класс

Тема. Имя существительное как часть речи. 5 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Вспомнить и закрепить знания учащихся по теме: «Имя существительное как часть речи», дополнить знания по грамматическому признаку «одушевленности-неодушевленности».
Развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, овладение формой множественного числа, падежа, родовыми понятиями.
Коррекция мыслительной деятельности на основе умения применять знания при выполнении заданий.
Прививать интерес к родному языку, воспитывать правильную самооценку.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Формирование целей и задач урока.
III. Актуализация опорных знаний.
IV. Систематизация изученного материала.
V. Закрепление практических навыков на письме.
VI. Рефлексия.

ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Формирование целей и задач урока(текст загадки представлен на плакате).
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).
- Сегодня на уроке мы с вами приведем в систему все знания об имени существительном, полученные в начальной школе и в 5 классе. В ходе урока мы будем заполнять паспорт существительного (плакат на доске и листки на столе у каждого ученика).
III. Актуализация опорных знаний.
Лингвисты называют имя существительное – самой существенной частью речи. Как вы понимаете это выражение? (Имя существительное – самая важная, самая необходимая часть речи).
Сообщение группы учащихся-исследователей об этимологии слова имя существительное.
Слово СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ было еще в древние времена. Тогда оно звучало на латыни и было похоже на substare, что означало “существовать”.
В русском языке имен существительных очень много. На каждые 100 слов приходится 40 существительных. Послушайте одно стихотворение поэта А.Фета. В нем из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых – целая картина.
Шепот, робкое дыханье, трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени. Тени без конца.
Ряд волшебных изменений милого лица.
- Попытайтесь вы представить какую-нибудь картину, например, распорядок дня, используя одни существительные (варианты ответов учащихся).
- Какую роль играют существительные в речи? (Имена существительные играют главную роль в речи. Они могут без участия других частей речи нарисовать картину, рассказать о действиях, которые происходят, даже могут передать нам звуки, вкус, цвет и запахи).
IV. Систематизация изученного материала.
Фронтальный опрос (заполняем паспорт существительного)
Давайте с вами вспомним:
- Сколько частей речи в русском языке? (10) А в украинском? (10)
- На какие группы делятся все части речи?(самостоятельные , служебные) К какой относится существительное?
- Что обозначает имя существительное? (предмет, действие, лицо , признак)
- На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
-Дайте полное определение существительному.
-В каком числе и падеже стоит существительное в начально й форме?
Каждая часть речи имеет свои грамматические признаки. Найдите в загадке признаки существительного и подчеркните их. Именно на них мы обратим сегодня своё внимание. Какие из них будут постоянные? Какие непостоянные? Какие еще грамматические признаки вы знаете? (склонение, одушевленные и неодушевленные). Давайте запишем их в паспорт существительного. Есть еще один признак – это собственные и нарицательные существительные, но о нем мы будем говорить более подробно на следующих уроках. V. Закрепление практических навыков на письме.
1 БЛОК
- Почему существительные имеют два вопроса? На что указывают вопросы кто и что? (одушевленные – неодушевленные) По каким признакам относятся?
Неодушевленными являются:
1) собирательные существительные:
народ, толпа, войско, стая и нек. др.;
2) слово персонаж и нек. др.;
3) названия микроорганизмов:
микроб, бактерия, личинка







Одушевленными являются:
1) кукла (игрушка), матрешка, марионетка, адресат; ангел, бог, русалка, леший – религиозные, мифологические герои;
2) названия некоторых карточных фигур и карточных терминов: король, дама, валет, туз, козырь;
3) названия некоторых шахматных фигур:
король, слон, конь, ферзь;
4) существительные среднего рода на -ище, обозначающие сказочных персонажей:
чудовище, страшилище;

Игра «Найди лишнее» (письменно по карточкам+ проверка фронтально в устной форме)
школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;
мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвёртка;
леший, растение, русалка, кукла, ангел;
водяной, водитель, вода, водовоз;
снегоход, снег, Снегурочка, подснежник.
Вывод: Существительные бывают..
2 БЛОК
- Как определить род существительных?
Стишок-шпаргалка.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно - моё!
Это правило твоё.
Какие окончания имеют существительные? (ж.р. – 0,а,я, м.р. – 0,а,я, с.р. – о,е)
Работа по карточкам . К доске приглашаются ученики: по 1 человеку с каждого ряда. Задание – распределить и записать в 3 столбика (на каждый род) предложенные слова. Проверка работы у доски + самопроверка на местах.
Карточка. Вода, золото, закон, площадь, зарево, конь, солнце, телефон, тетя, окно, папа, стена ( по 4 слова на каждый род)
Вывод: Продолжите фразу «Существительное имеет..»
Физминутка
Всем друзьям
Физкультпривет,(Прогнуться назад, потянуться.)
Сделать паузу
Иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть лаза)
Быстроногому гонцу (Бег на носках, сидя.)
И отважному борцу, (Наклоны вправо – влево, руки согнуты – в стороны)
И гимнасту,(Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять)
Всем друзьям
Физкультпривет! (Встать, руки вверх)
Ты готов к работе? Нет? (Сесть, руки за парту, головой кивнуть или покачать и еще раз повторить)
3 БЛОК
Грамматический признак существительного - число. Что вы можете о нём сказать?
Задание по карточкам. Образуйте от данных существительных формы единственного и множественного чисел ( к доске можно предложить выйти 2 ученикам).
ед.ч. мн.ч. брюки-
ло(ш,ж)ки-
сани-
кони-
окна-
лес(?)ница-
молоко-
крупа -
стол-
ведро-
- Где возникли трудности? Почему? Какой вывод можно сделать?(не все существительные имеют форму единственного и множественного числа)
4 БЛОК
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их? Давайте поиграем и вспомним, на какие вопросы они отвечают? (презентация)
Самостоятельная работа+ проверка по ключу (слайд 2).
И.п. окно вода закон
Р.п. окна воды закона
Д.п. окну воде закону
В.п. окно воду закон
Т.п. окном водой законом
П.п. (об) окне (о) воде (о) законе
- А теперь давайте еще раз повторим учебный материал по теме, но уже в тестовом режиме. (Презентация – тренажер). (В конце учащимся предлагается поставить себе оценки)


VI. Рефлексия.

Перед вами листочки с предложениями, закончите предложения, использовав нужные слова из второго столбика или подберите сами. 1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется




интересно / не интересно
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
Д/З (задание на паспорте существительного). Выписать 2(-)-3(+) существительных, определить грамматические признаки.
Туристы целых час шли по чащбе. Они пробрались сквозь зар.сли шиповника и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер.











В.п. мн.ч=И.п. мн.ч

В.п. мн.ч=Р.п. мн.ч.



15