Программа дополнительного образования Обучение жизненно важным навыкам
Программа
дополнительного образования
«Обучение жизненно важным навыкам»
(срок реализации - 1 год)
Составитель:
Полякова Виктория Викторовна -
педагог-психолог высшей категории
___________________________
г. Кызыл, 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования ««Обучение жизненно важным навыкам» (далее – Программа) имеет практическую психологическую направленность. В ходе ее освоения ученики познают психологию себя и окружающего мира, приобретут основные жизненно важные навыки.
Программа представляет собой систему занятий по социальной компетентности и содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для их личностного развития. Его разделы посвящены развитию отдельных групп навыков, но все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами, диктующими необычную для школьного обучения форму проведения.
Актуальность, педагогическая целесообразность Программы
В условиях невероятно быстро меняющейся социальной действительности меняется и сам воспитанник, его возможности потребности интересы и склонности, следовательно, должны совершенствоваться и стиль взаимодействия «преподаватель-ученик» и способы формы и методы воспитательных воздействий. Необходимость программы определяется тем, что в содержание современного образования до сих пор не включено обучение жизненно важным навыкам, которое так необходимо для освоения воспитательных технологий.
Существуют и другие причины по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо проводить в училище.
Во-первых, это социально-экономические особенности развития российского общества, выдвигающего проблему поиска инновационного типа личности: нравственного, социально-ответственного, инициативного, самостоятельного, творческого, импровизирующего, активного гражданина, находящегося в движении, с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.
Во-вторых, причины социального плана: дети из малообеспеченных семей, дети-сироты, дети, которые воспитываются одним родителем, возросшим риском попадания воспитанников в асоциальную зависимость и прочее. Обучение жизненно важным навыкам поможет им справиться с подобными ситуациями.
В-третьих, обучение детей в возрасте 10-15 лет, осложнено вхождением их в зону «натиска и бурь» (С.Холл) со всеми вытекающими последствиями, поэтому должно начинаться как можно раньше, еще до того, как подростком усвоятся установки асоциального поведения. Обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, к позитивным межличностным отношениям и ответственному поведению.
В-четвертых, обучение жизненно важным навыкам является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуется умение общаться и эмпатия, умение решать проблемы и справляться с эмоциями, стрессом умение работать с информацией. Комплекс жизненно важных навыков является базисом для всех профессий, связанных с взаимодействием «Человек-человек».
В-пятых, учреждение дает возможность охватить максимальное количество воспитанников для эффективной адаптации к особенностям образовательной среды училища, сохранением их психологического здоровья.
Сегодня, когда во многих образовательных учреждениях нет возможности вставить такие занятия в учебный план, который и так перегружен или на психологию отводится ограниченное время, в образовательном учреждении можно решить через систему дополнительного образования воспитанников, что становится особенно актуальным.
Отличительные особенности и новизна Программы
Программа в качестве отправного источника использует программы, разработанные по материалам пособия Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие для классных руководителей» под ред. Н.П.Майровой и учебно-методического пособия «Преподавание психологии в школе, 3-11 классы» под ред. И.В. Дубровиной.
Отличительные особенности и новизна настоящей Программы в том, что Программа ориентирована на то, чтобы дать кадетам базовое систематизированное образование по обучению жизненно важным навыкам: общения и взаимодействия, самооценки и понимания партнера, управления эмоциями и эмоциональными состояниями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях, принятия и исполнения и исполнения решений, работы с информацией, творчества, профессионального ориентирования на каждом этапе взросления.
Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по психологии, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Организация занятий в расписании, дает возможность систематически и последовательно тренировать жизненно важные навыки, что обеспечит их формирование и развитие. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения профессионального обучения, их творческого роста, личностного развития.
Цель и задачи Программы
Цель Программы – развитие у воспитанников (кадетов) социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях училища с учётом индивидуальности каждого обучающегося посредством уроков психологии.
Задачи Программы:
Обучающие (связаны с овладением кадетами комплексом жизненно важных навыков):
общения и взаимодействия;
самооценки и понимания партнера;
управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;
основ принятия и исполнения решений;
работы с информацией;
нестандартно, творчески решать различные задачи;
самоопределения с учетом профессионально важных качеств для выбора профессии - изучение своих возможностей, способностей к общению, саморегуляции и соотнесение интересов и склонностей с этими возможностями.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся, обеспечивающих освоение содержания программы):
развитие у кадет психоэмоциональных особенностей: внимания, памяти, мышления, воображения;
развитие прогностического видения;
развитие психологической культуры, способности видеть и понимать свои чувства и чувства другого человека;
формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
развитие навыков решения проблем;
развитие у подростков личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
развитие социально-ориентированных признаков эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
развитие высших чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
формирование устойчивой установки на здоровый образ жизни;
развитие толерантности и уважительного отношения к другим национальностям;
формирование социальной (гражданской) и личностей идентичности, Я-концепции и самооценки;
Сроки реализации Программы и возраст обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 31 час. Возраст обучающихся: группы от 10-12 лет и 13-14 лет. Наполняемость учебной группы: насчитывается в группе, как правило, до 22 человек. Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. В данной программе представлено содержание для учащихся 5 классов.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает организацию материала в форме семинара-тренинга. Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия педагога-психолога, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и рефлексией.
Учебный год завершается творческим отчетом. При этом кадеты должны представить индивидуальную или коллективную работу потфолио в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.
Для реализации программы используются комбинированные занятия, включающие семинар и тренинг, и итоговое занятие по защите творческого проекта
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
Всего Теоретич. Практ.
1 Введение в программу 1 1 -
2 Знакомство с навыками общения и взаимодействия 4 1 3
3 Знакомство с навыками самооценки и понимания партнера 4 1 3
4 Знакомство с навыками управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях 4 1 3
5 Знакомство с навыками принятия и исполнения решений 4 1 3
6 Знакомство с навыками работы с информацией 4 1 3
7 Знакомство с творческими навыками 4 1 3
8 Знакомство с профессионально важными навыками 4 1 3
10 Итоговое занятие 2 - 2
Итого 31 8 23
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в Программу. Знакомство с программой. Особенности обучения.
Цель и задачи Программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 2. Знакомство с навыками общения и взаимодействия
2.1.Ознакомление с понятием коммуникативные способности. Обучение навыкам позитивного общения, оцениванию своих способностей к общению. Формирование чувства собственного достоинства. Обучение навыкам конструктивного отношения к собственной личности, способности взаимодействовать с окружающими. Роль эмпатии в установлении отношений с людьми.
2.2.Тренинг. Выполнение заданий: психогимнастика, упражнение «Комплимент», задание «Карлсон сказал», литературный пересказ.
2.3.Тренинг. Выполнение заданий: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Компот», задание «Конституция», упражнение «Корабль». Упражнение «Зеркало и обезьяна», литературный пересказ.
2.4.Тренинг. Выполнение заданий: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Путаница», задание «Сад камней», литературный пересказ.
Тема 3. Знакомство с навыками самооценки и понимания партнера
3.1. Самооценка и возможность совершенствования своих способностей. Обучение правилам правильного поведения в ситуациях общения и взаимодействия с разными людьми. Особенности поведения разных темпераментов. Влияние особенностей темперамента, характера на качество общения с людьми. Индивидуальный стиль деятельности на уроке. Обучение способности адекватно оценивать себя и воспринимать и других.
3.2.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Коршун и бабочка», упражнение «Зеркало», упражнение «Что я знаю о себе», упражнение «На что похоже ваше настроение».
3.3.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент-Сюрпиз», упражнение «Психологический портрет», упражнение «Я такой же, как ты», упражнение «Ах и Ха», упражнение «Я не люблю», упражнение «Похвала».
3.4.Практикум. Выполнение кадетами социометрических проб (Морено) на определение статуса в группе. Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Руки", упражнение Психологический портрет», упражнение «Стражники», упражнение «Если бы я был тобой», упражнение «Пальцы».
Тема 4. Знакомство с навыками управления эмоциями и эмоциональным состоянием
4.1. Осознание своих эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности чувствовать себя. Эмоции, виды. Обучение приемам само регуляции эмоциональных состояний. Особенности выражения эмоциональных состояний у разных типов темперамента.
4.2.Практикум: выполнение кадетами тестирования по методике Филлипса на выявление уровня общей тревожности. Обсуждение. Метод релаксации: аутогенная тренировка.
4.3.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Раскрась свои чувства», упражнение «Пульс», упражнение «Хоровод», упражнение «Пиктограмма», упражнение «Радость», «Ярость», упражнение «Самопохвала». Метод релаксации: аутогенная тренировка.
4.4.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Внутренняя бесконечность», упражнение «Лесенка», упражнение «Гнев», упражнение «Злость», упражнение «Литературный пересказ». Метод релаксации: аутогенная тренировка.
Тема 5. Знакомство с навыками принятия и исполнения решений
5.1. Обучение решению проблем. Коллективный и индивидуальный способы решения проблемы. Почему коллективный способ решения проблемы бывает продуктивнее, чем индивидуальный? Правила коллективного решения проблем. Умение договариваться и уступать. Роль мотивации в принятии исполнении решений. Метод релаксации: аутогенная тренировка.
5.2.Практикум: выполнение воспитанниками тестирования на определение уровня учебной мотивации (Гисбурга). Обсуждение. Релаксация: аутогенная тренировка.
5.3.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Закончи предложение», упражнение «Сорви шапку», упражнение «Угадай о ком говорят», упражнение «Литературный пересказ». Метод релаксации: аутогенная тренировка.
5.4.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Пальцы», упражнение «Рука к руке», упражнение «Литературный пересказ», упражнение «Программа самовоспитания». Метод релаксации: аутогенная тренировка.
Тема 6. Знакомство с навыками работы с информацией.
6.1.Виды информации. Способности анализировать и систематизировать информацию любого вида.
6.2.Практикум: выполнение учащимися тестовых проб на выявление доминирующей перцептивной модальности, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми учебной деятельностью. Обсуждение. Метод релаксации: аутогенная тренировка.
6.3. Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Компот», упражнение «Живая скульптура», упражнение «Подобрать синонимы», упражнение «Веришь –не веришь». Метод релаксации: аутогенная тренировка.
6.4. Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Рефлексия», упражнение «Инициатор движения»», упражнение «5 правил синквейна», упражнение «Литературный пересказ». Метод релаксации: аутогенная тренировка.
Тема 7. Знакомство с навыками творчества.
7.1 Что такое нестандартное решение. Виды деятельности и творческий подход к решению задач в различных видах деятельности. Метод релаксации «Визуализация».
7.2.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Акробат», упражнение «Шаги творчества», упражнение «Я устал», упражнение «Литературный пересказ». Метод релаксации «Визуализация».
7.3.Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Путешествие на газете», упражнение «Литературный пересказ», упражнение «Самопохвала». Метод релаксации «Визуализация».
7.4. Тренинг: психогимнастика, упражнение «Комплимент», упражнение «Музыка навеяла», упражнение «Ассоциации», упражнение «Воздух, земля. вода», упражнение «Самопохвала». Метод релаксации «Визуализация».
Тема 8. Знакомство с навыками самоопределения (профориентирования)
Интересы и возможности (формирование образа “Я”). Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8.1.Практикум: выполнение учащимися проб на выявление уровня развития интеллектуальных способностей (методика Ясюковой), которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Обсуждение
8.2.Практикум: выполнение учащимися тестовых проб на выявление личностных особенностей (методика Ясюковой), которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Обсуждение
8.3.Практикум: выполнение учащимися профессиональных проб (Методика Ясюковой), которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Обсуждение
8.4.Практикум: выполнение учащимися профессиональных проб (Методика Ясюковой), которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Обсуждение
Тема 8. Итоговое занятие «Психологическое портфолио».
Кадеты выбирают одну из пройденных тем и демонстрируют уровень сформированности социально-психологического навыка, а также защищают творческий проект «Психологическое портфолио».
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми основными жизненными навыками. Дети будут знать специальную терминологию, получат опыт рефлексивного общения, представление о жизненно важных навыках: общения и взаимодействия, самооценки и понимания партнера, управления эмоциями и эмоциональными состояниями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях, принятия и исполнения и исполнения решений, работы с информацией, творчества, профессионального ориентирования.
К концу учебного года обучения кадеты будут знать:
-особенности продуктивного общения;
-основные эмоции и схему анализа своих чувств и переживаний;
-что означает понятия «самооценка», «способности», «темперамент» и «характер»; «творческое мышление», «эмпатия», «профориентация»;
-коллективный и индивидуальный способы решения проблемы;
-расширят кругозор в области профессионально важных качеств.
уметь:
- уметь устанавливать контакт с партнером по общению;
- отслеживать эмоциональное состояние партнера в процессе общения;
- воспринимать и анализировать информацию;
-работать самостоятельно и в коллективе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
-выбирать профессии в соответствии со своими индивидуальными возможностями;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
— уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
— умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
— доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— личностная ответственность за свои дела и поступки;
— позитивного отношения к труду и готовность к профессиональному самоопределению.
Литература:
Антипов В.В. психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В.В. Антипов. – М., – 2004. – 174 с.
Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика 1-2 ч. / А.Л. Венгер. - М., 2001. – 128 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа. – Кызыл- 2009. – 212 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. -2001. – 240 с.
Дендеберя Е.В. Как поднять самооценку. Серия «психологический практикм». Ростов н/Д. – 2003 г. – 352 с.
Клюева, Н.В. Общение. Дети 5 – 7 лет / Н.В. Клюева. – Ярославль., 2001. – 160 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе / С.В. Кривцова. – М., 2002. – 208 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / С.В. Кривцова. – М., 2002. – 248 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / С.В. Кривцова. – М., 2004. – 176 с.
Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / С.В. Кривцова. – М., 2005. – 182 с.
Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова. – М., 2000. – 208 с.
Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова. – М., 2000. – 192 с.
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - Санкт-Петербург., 2000. – 150 с.
Майорова.Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие для классных руководителей / под ред. Н.П.Майровой, СПб, «Образование-Культура», 2002 г. – 288 с.
Ондар Л.М. Национальное самосознание личности: монография / Л.М. Ондар. – Абакан. 2009. – 172 с.
Панфилова, М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А.Панфилова. – М. - 2002. – 96 с.
Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: Учеб.метод. пособие /Под ред. И.АВ. Дубровиной. - Воронеж. - 2007. – 800 с.
Психология. Учебное пособие: 5 класс /А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2007. – 240 с.
Психология. Учебное пособие: 6 класс /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2007. – 240 с.
Психология, 7 класс: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2008. – 248 с.
Психология, 8 класс. Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. – М., 2008. – 272 с.
Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги и социальные навыки / В.А. Родионов. - Ярославль. - 2001. – 224 с.
Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. / Г.У.Солдатова. - М. - 2000.–112 с.
Самоукина И.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. Ярославль. - 2002. – 208 с.
Сартан, Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – М. - 2002. – 128 с.
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М. - 2000. – 272 с.
Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М. - 2004. – 144 с.
Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. - М. - 2001. - 240 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. 1,2,3.4ч. / К. Фопель. - М. - 2001. – 160с.
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М. - 2001. – 280 с.