Программа «Обучение жизненно важным навыкам в школе»
Программа
Обучение жизненно важным навыкам (ОЖВН)
Программа по ОЖВН разработана на основе Программы Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. Программа рекомендована Федеральным экспертным советом при Минобразования России по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю (всего 17 ч) Возраст детей: 7 -10 лет.
(Большая часть занятий проходят в играх, заданиях и упражнениях.)
Обучение жизненно важным навыкам как специальная дидактическая задача – тема достаточно новая. Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни.
Обучение жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования, тем не менее, интерес к данной тематике достаточно велик. Потребность учителя в освоении современных воспитательных технологий связана, прежде всего, с тем, что в условиях невероятно быстро меняющейся социальной действительности меняется и сам ученик, его возможности, потребности, интересы, склонности. Следовательно, должны меняться и стиль взаимодействия “ учитель – ученик”, способы, формы и цели воспитательных воздействий.
Существенный интерес это направление работы вызывает и у родителей. Современные родители прекрасно понимают, что даже самое высококачественное научно – предметное образование не может быть в наше время достаточным без хорошо развитых у ребенка коммуникативных навыков, навыков работы с информацией, принятия решений и др.
Помимо этого существуют и другие причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе.
Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего числа семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и др. Обучение учащихся жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.
Во-вторых, обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, умению нести ответственность за свои действия.
Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а так же навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эту задачу можно решить путем обучения жизненно важным навыкам.
Данная программа может успешно реализоваться в структуре внеклассной работы с младшими школьниками.
Цель программы: развитие у детей социально значимого комплекса жизненно важных навыков.
Задачи:
1.Дать ученикам знания о комплексе жизненно важных навыков, возможность систематической и последовательной тренировки этих навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.
2.Ознакомление родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.
№
1
Развитие навыков общения и взаимодействия
1 – 4 занятие
2
Развитие навыков самооценки и понимания других
5 – 13 занятие
3
Развитие навыков управления эмоциями
14-17 занятие
Ожидаемые результаты:
Данная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей: коммуникативной, сотрудничества, социальной и личностно-адаптивной.
Программа учит:
Устанавливать и поддерживать контакт.
Обмениваться информацией.
Поддерживать активность и заинтересованность партнера.
Наблюдать за поступками, чувствами, переживаниями других.
Выражать свои мысли.
Слушать, воспринимать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях. (Учащиеся учатся слушать себя и видеть других)
Учебное планирование по ОЖВН для 2,4 класса
№ урока
Тема урока
Дата проведения
ЗУН
Практическая работа
Контроль
1
Вводное занятие. Знакомство с курсом ОЖВН.
Поведение в «Новой Стране»
Учиться взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми, навыкам работы в группе.
1 .задание «Название страны»
2 .упражнение «Карлсон сказал»
3 .литературный пересказ Л.Н. Толстой «Галки и голуби»
Рефлексия
2
Взаимоотношение людей «Ребята, давайте жить дружно!»
Учиться взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми, навыкам работы в группе.
1 . упражнение «Комплементы»
2 .упражнение «Зеркало и обезьяны»
3 .упражнение «Комплементы»
Рефлексия
3
Алгоритм взаимодействия: “Чего я хочу?”, «Что хотят другие?»
Учиться взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми, навыкам работы в группе. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Путаница»
2 .упражнение
«Взаимодействие»
3 . упражнение «Распилка дров»
4 . литературный пересказ Л.Н. Толстой «Косточка»
Рефлексия
4
Алгоритм взаимодействия: “Чего я хочу?”, «Что хотят другие?»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 .упражнение «Комплементы»
2 . упражнение «Карлсон сказал»
3 . упражнение
« Взаимодействие»
4 . упражнение «Сад камней»
Рефлексия
5
Умей сказать «НЕТ»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания.
Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплементы»
2 . задание «Умей сказать «НЕТ»
3 . упражнение
« Взаимодействие»
4 . литературный пересказ Л.Н. Толстой «Лгун»
Рефлексия
6
«Знаем ли мы себя?»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания.
Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплементы»
2 . упражнение «Зеркало»
3 . задание «Что я знаю о себе?»
4 . упражнение «Коршун и бабочки»
5 . задание «Перевоплощение»
Рефлексия
7
«Я такой же, как ты»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент – сюрприз»
2 . задание «перевоплощение – 2»
3 . упражнение «Я такой же ,как ты!»
4 . упражнение «Ха» и «Ах»
Рефлексия
8
Психология человека. «Человек в мире людей»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде.
1 . упражнение «Комплементы»
2 . задание «Руки»
3 . упражнение «Я не люблю..»
4 . упражнение «Похвала»
Рефлексия
9
«Внутренний мир другого человека»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде.
1 . упражнение «Комплементы»
2 . упражнение «На что похоже ваше настроение?»
3 . упражнение «Телепатия»
4 . упражнение «Если бы был тобой»
Рефлексия
10
Мое «Я»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде
Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент – пожелание»
2 . упражнение «Построение вслепую»
3 . задание «Я»
4 . задание «Пересказ по кругу»
Рефлексия
11
«Какой Я»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «Домино»
3 . задание «Я тебя знаю»
4 . упражнение «Знакомые незнакомцы»
Рефлексия
12
«Что Я знаю о себе?»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «Фокусировка»
3 . упражнение «Живая картина»
4 . задание «Прохожий»
Рефлексия
13
«Раскрой свои чувства»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 .упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «.Раскрой свои чувства»
3 . упражнение «Пульс»
4 . упражнение «Радость»
5 . упражнение «Ярость»
Рефлексия
14
«Раскрой свои чувства»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «Внутренняя бесконечность»
3 . упражнение «Лесенка»
4 . упражнение «Гнев»
5 . упражнение «Куда уходит злость?»
Рефлексия
15
«Внутреннее расслабление»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «Лесенка»
3 . упражнение «Внутренняя бесконечность»
4 . упражнение «Удивление»
5 . Литературный пересказ В. Голявкин «Улыбка»
Рефлексия
16
«Игры с внутренней бесконеч
ностью»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде.
1 . упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «Аплодисменты»
3 . упражнение «Печаль»
4 . упражнение «Самопохвала»
Рефлексия
17
«Наши эмоции»
Учиться сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
осуществлять эффективное взаимодействие в команде. Учиться слушать себя и видеть других.
1 . упражнение «Комплемент»
2 . упражнение «Испорченный телефон»
3 . упражнение «Самопохвала»
4 . игра «Ищем секрет»
Рефлексия
Литература:
1. Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. С – П. Из-во «Образование – культура», 2002 г.
2. bbykovo.gvarono.rumetod/work/yaprynceva/ojvn Занятия по ОЖВН
15