Открытый урок по истории Казахстана на тему Хозяйство крестьян — переселенцев (8 класс)
Управление образования Акмолинской области
ГУ «Отдел образования Жаркаинского района»
Зерноградская основная школа.
Открытый урок
История Казахстана
Тема:
«Хозяйство крестьян-переселенцев»
Учитель истории: Таболина К.А.
2015-2016 уч. год
Урок № 46 Тема урока: Хозяйство крестьян переселенцев 23.02.16
Цель урока: к концу урока учащиеся смогут составить кластер где опишут хозяйство крестьян переселенцев и местного населения. Смогут, выполняя различные задания рассказать о колониальной переселенческой политике царизма.
Задачи:
Выполняя задания закрепят пройденный материал
При помощи самостоятельного изучения материала смогут рассказать о хозяйстве крестьян переселенцев.
Методы работы: Самостоятельное изучение, чистая доска, работа в группах,
Оборудование: текст, кластеры, фламастеры, рисунки,
Литература: учебник 8 класса
Ход урока
Орг.момент: психологический настрой (пожелания своим одноклассникам)
Работа с оценочным листом
Оценочный лист ____________________________________
Этап урока Что выполнил Что не выполнил оценка
Работа по схеме
«Причины переселения крестьян на территорию Казахстана» Хронология
Чистая
доска
Разработка целей урока,
Составление схемы
Особенности возведения жилищ. Трудности переселенцев на новом месте.
Работа в парах, подготовка и защита кластеров Хозяйственно-культурные отношения.
Закрепление А.У учащихся на столах лежат возможные причины переселения крестьян на территорию Казахстана учащиеся выбирают правильный ответ
1. В 1861 году на территории России было отменено крепостное право.
2. Создать из переселенческих крестьян надежный оплот на территории края .
3. Перевод крестьян на оседлый, земледельческий образ жизни
4. Христианизация и русификация местного населения.
5. Крестьяне должны были превратить Казахстан в хлебную житницу
6. Ввести разрешение самовольного переселения крестьян на территорию Казахстана.
7. Освободить переселенцев от всех видов налогов на 15 лет.
8. Преодоления в России не урожая и голода.
9. Навести спокойствие в Казахской степи. Устранение частых налетов на военные укреплении царизма.
10. Укрепить недоверие местного населения султанскому сословию.
Б. Хронология
Учащиеся открывают на доске дату, должны назвать события
1866г. Главное управление Западной Сибири впервые разрешает самовольное переселение крестьян в Казахстан.
1868 год. Колпаковский разработал «Временные правила о крестьянских переселениях в Семеречье»
1889 год. «Положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли».
1891 год. Официально закрыт доступ на казахские земли. Очень трудно остановить поток желающих.
1892 год. Строительство Транссибирской ж/д, дополнительное изъятие земель у местного населения 4,2 млн десятин земли.
6. 1906 год. Сталыпинская реформа
В. Чистая доска
ОтмеживаниеХодоки
ЖатакиАвтохтонное население
Отруб
Изучение нового материала
Хозяйство крестьян переселенцев.
Разработка целей урока
Учащиеся в паре составляют цели урока.
С 60-х годов 19 века на территорию Казахстана царское правительство стало переселять крестьян переселенцев. За этим последовало :Крестьяне привезли с собой новые земледельческие культуры, орудия труда,
с нами связано появление огородничества и пчеловодства,
между крестьянами и местным населением устанавливаются тесные взаимоотношения.
Учащиеся самостоятельно читают «Особенности возведения жилищ крестьянами -переселенцами» и «Основные трудности у переселенцев на новом месте» учитель при помощи учащихся составляет схему
Особенности возведения жилищ
1. Помощь государства для переселенцев
2. Первые жилища крестьян
3. Жилища состоятельных крестьян
4. Цена домов при продаже
Трудности переселенцев на новом месте
Первое время ютились в землянках, норах, амбарах, шалашах.
Жили на квартирах у старажилов за арендную плату.
На выбранных участках оказывалась непригодная почва, иногда на участках не было питьевой воды.
Незнание климатических условий.
Не выдержав трудности возвращались на родину.
Во время голода в Казахстане 1891 году скапливались в городах.
Помощь переселенцам от казахов
Г. Работа в парах, подготовка и защита кластеров
1. земледелие
2. скотоводство
3. пчеловодство, огородничество.
Д. Хозяйственно-культурные отношения
Учащиеся, самостоятельно прочитав, определяют какие отношения были между казахами и переселенцами.
Со временем отношения были положительными как для переселенцев так и для казахов.
1.Влияние казахского языка на русское население,
2.Устройство снежников, проведение арыков,
3.Занятие скотоводством разведение верблюдов, лошадей, овец.
4.Умение пасти скот
Влияние русского языка на казахов,
1.Появление с/х машин и орудий труда,
2.Сенокошение, строительство зернохранилищ, ветряных мельниц.
3.Выращивание картофеля и капусты,
4.Выращивание арбузов и дынь,
5.Пчеловодство,
6.Деревянные дома с двухскатными крышами,
Закрепление: учитель зачитывает определения, учащиеся определяют в чем ошибка сказанного.
1.Начиная с 60-х годов 20 века, Россия начинает массовое переселение крестьян на территорию Казахстана.
2.При переезде крестьянам выделялись дома и плодородные земли.
3.Знание климатических условий позволяло выгодно крестьянам заниматься земледелием и скотоводством.
4.Казахи с переселением крестьян продолжали свободно кочевать по просторам степи.
5.Между казахами и русскими устанавливались вражеские отношения.
6.Крестьяни обрабатывали земли тракторами.
Итог урока: выставление оценки в оценочном листе….
Рефлексия: написать одно предложение
Чтобы я делал, если бы я был переселенцем..Что бы я делал, если бы я была местным казахом…
Спасибо за урок!
Самоанализ открытого урока учителя истории
Таболиной Ксении Алесандровныпо предмету ИСТОРИЯ КАЗАХСТАНА
8 класс
Дата проведения 23.02.2015 Г.
Урок № 46 Тема урока: Хозяйство крестьян переселенцев
Цель урока: к концу урока учащиеся смогут составить кластер где опишут хозяйство крестьян переселенцев и местного населения. Смогут, выполняя различные задания рассказать о колониальной переселенческой политике царизма.
Задачи:
Выполняя задания закрепят пройденный материал
При помощи самостоятельного изучения материала смогут рассказать о хозяйстве крестьян переселенцев.
Методы работы: Самостоятельное изучение, чистая доска, работа в группах,
Оборудование: текст, кластеры, фламастеры, рисунки,
Литература: учебник 8 класса
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Социально- экономическое и политическое положение Казахстана во второй половине IX века». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
По типу – это урок изучения нового материала. При подготовке к уроку дифференцированный подход.
На уроке я использовала проблемные, групповые технологии.
Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и обучающихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у обучающихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа.
Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Актуализация субъектного опыта обучающихся помогла осознать тему и цели урока и осуществить плавный переход к проверке домашнего задания.
На основном этапе при изучении новых знаний и способов действий для восприятия, постаралась разнообразить виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировало самостоятельность обучающихся. Работа с текстами была направлена на усвоение обучающимися умений выделять главное в тексте, развитие познавательных интересов.
Этап усвоения новых знаний и способов действий происходил на уровне применения знаний в новой ситуации (практическая и групповая работа).
Опрос домашнего задания проходил в несколько этапов. Старалась подобрать такие задания что бы ребята при опросе не были пассивными.
Постаралась чётко подвести итог урока, отмечая значимость знаний, приобретённых на уроке, в дальнейшем.
Рефлексию урока я планировала так что бы учащиеся через свои ответы показали глубину полученных знаний, через ответы я увидела что ребята хорошо усвоили материал.
Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности. На протяжении всего урока осуществлялся контроль над деятельностью обучающихся. Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки.