Специальный проект программы по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов и переселенцев к условиям МОУ «С(К)ОШИ №4» « Содружество мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на земле»
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4» города Магнитогорска
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internatHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"4HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"shuninHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"@HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"mailHYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru".HYPERLINK "mailto:internat4shunin@mail.ru"ru; http://74203s037.edusite.ru
Специальный проект программы по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов и переселенцев к условиям МОУ «С(К)ОШИ №4»
« Содружество мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на земле»
Автор-составитель:
Картавцева Елена Олеговна,
учитель начальных классов
МОУ «С(К)ОШИ №4»,
высшей квалификационной категории,
города Магнитогорска,
Челябинской области
2014 год
Паспорт проекта
Наименование Проекта Специальный проект программы по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов и переселенцев к условиям пребывания МОУ «С(К)ОШИ №4»
« Содружество мальчишек и девчонок сильнее всех содружеств на земле»
Организаторы и участники проекта Учитель начальных классов МОУ «С(К)ОШИ №4»: Картавцева Елена Олеговна
Тип проекта Специально- социально- ориентированный
Актуальность проекта Актуальность проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории Челябинской области, что привело к появлению в коррекционных образовательных учреждениях детей мигрантов. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Цель и задачи проекта Цель проекта – создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде, формирования навыков культуры речи, творческого развития личности обучающихся.
Задачи:
1. Создать необходимую развивающую среду для развития толерантности у детей в условиях МОУ «С(К)ОШИ №4»
2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;
3. Способствовать развитию у младших школьников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности
4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости
5. Воспитывать уважение к традициям и обычаям детей другой национальности.
Проектный продукт Мультимедийная электронная книга «Традиции и обычаи народов мира»
Сроки реализации проекта С 1.09.2014 – 20.05.2015
Эффективные формы работы в рамках реализации программы Конкурсные программы, игры – путешествия, викторины, КТД, концертные программы
Введение
Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.
Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.
Механизм реализации проекта
Основные принципы реализации проекта
• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов;
• Принцип активности, самостоятельности, творчества;
• Принцип динамичности
Проект направлен на решение проблемы формирования культуры толерантности и включает в себя следующие разделы:
• Работа с воспитанниками;
• Работа с родителями (анкетирование, репетиции, акции и т. д) ;• Работа со статистическими материалами (выявление закономерностей и соотношения).
Этапы реализации проекта
Для создания электронной книги «Обычаи и традиции народов мира» выбраны три национальности (русские, азербайджанца и таджики, представители которых обучаются и посещают наше учреждение)
Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов:
Организационный этап предполагает: разработку плана мероприятий в рамках реализации проекта; разработку конспектов практических занятий, экскурсий, бесед.
Информационный этап включает: разработку и выпуск информационных листков по теме проекта для создания страниц книги; проведение социологических исследований по вопросам патриотического воспитания; издание буклетов толерантной направленности «Лучики доброты, красоты, любви к ближнему человеку»
Практический этап направлен на: организацию творческой деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала); проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми; организацию спектаклей силами детей и родителей воспитанников на разных языках; развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у воспитанников
Итоговый этап ставит цель: подготовка и оформление электронной книги в рамках реализации проекта.
Аналитический этап заключается в написании отчётов по реализации проекта, анализе статистических данных.
План действий по реализации проекта
Содержание работы на этапе. Деятельность учащихся. Деятельность учителя.
1.Обсуждение темы Разработать план для оформления реферата, завести папку для сбора материала, рассказать, что знают по этой теме.
Познакомить с темой проекта c целями и задачами, подготовить план действий для каждого учащегося.
2.Определение источников сбора информации.
- прочитать в книге;
- понаблюдать;
- посмотреть в компьютер;
- задать вопросы родителям;
- посмотреть энциклопедии, справочники;
- посмотреть по телевизору;
- прочитать в газетах, журналах;
Учить пользоваться источниками информации. Посетить с учащимися библиотеку, провести беседу с родителями.
3.Сбор и анализ информации, решение промежуточных задач.
Каждый учащийся собирает материал и готовит сообщение для решения промежуточной задачи (выяснить, какие виды наций учеников обучаются в каждом классе)
Учить анализировать найденную информацию, выбирать нужный материал.
Систематизировать собранный материал учащихся
4.Продолжение сбора информации для решения промежуточных задач. Каждый учащийся собирает материал об одной из культур стран Востока, пишет сообщение, мини- сочинение или реферат Дать учащимся план сообщения, образец мини- сочинения и рисунка.
Наблюдать за работой учащихся, руководить, давать советы по отдельным этапам работы.
5. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
- выступление перед классом -чтение мини- сочинения или сообщения;
- показ рисунков, гербариев, презентаций;
Знакомство с готовой работой каждого учащегося.
6. Представление результата работы.
Создание электронной книги по теме проекта Помощь в систематизации и оформлении собранного материала.
7. Оценка процессов и результатов работы. Коллективное обсуждение. Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников материала, продолжение работы по данной теме.
Ожидаемые результаты:
• привлечение родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у младших школьников;
• расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в классном коллективе
• обобщение и распространение опыта работы в других учреждения.