Программа внеурочной деятельности (Федеральный государственный стандарт начального общего образования младших школьников) «Школа полного дня» 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бобравская средняя общеобразовательная школа»
Программа
внеурочной деятельности
(Федеральный государственный стандарт начального общего образования)
младших школьников
«Школа полного дня»
3 класс
Учителя начальных классов
Ельниковой Н.В.
Бобрава
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Введение
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Программа рассчитана на 272 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (9 ч в неделю).
Программа состоит из 8 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности третьеклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Основные разделы программы
№
Название раздела
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Спортивно – оздоровительная деятельность: занятия кружка «Здоровейка»
34
1.1
Народные игры
6
6
1.2
Игры на развитие психических процессов
7
1.3
Подвижные игры
14
14
1.4
Спортивные игры
7
7
2
Познавательная деятельность: работа кружка «Здоровейка»
34
2.1
Поговорим о продуктах
8
8
2.2
Давайте узнаем о продуктах. Витамины.
12
12
2.3
Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания
7
7
2.4
Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках
7
5
2
3
Художественная деятельность: Работа студии «Мастерская тюбика»
68
3.1
Цветные карандаши
14
14
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.0
Акварель
Композиция
Декоративно-прикладное искусство
Аппликация
Пластилин
Соленое тесто
Природный материал
Оригами
Мастерим из того, что под рукой
14
4
6
10
6
3
3
4
4
14
4
6
10
6
3
3
4
4
4
Досугово – развлекательная деятельность: занятия литературного кружка «В гостях у сказки»
34
34
5
Познавательная деятельность: занятия в экологическом кружке «Почемучка»
68
6
Познавательная деятельность: занятия кружка «Моя родословная»
34
34
6.1
Моя родословная
7
6
1
6.2
Я и моё имя
11
11
6.3
История моей семьи
8
8
6.4
Семейные обязанности и традиции
8
8
7
Проблемно – ценностное общение: работа кружка «Этикет поведения и общения»
34
34
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников подготовлена в рамках внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства
образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащихся с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника. Центральной линией развития младшего школьника является формирование духовно- нравственной, интеллектуально- развитой, социально- адаптированной личности, способной управлять собой, оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Актуальность проблемы: школа не учитывает то, что для школьников этого возраста весьма значимым остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще не доступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетенции, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов внеурочной деятельности младших школьников, которая организуется по следующим направлениям развития личности:
Духовно- нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно- оздоровительное
Программа адресована обучающимся начальной школы, построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа имеем цели:
Обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельностью, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, заниматься физкультурой и спортом.
Создание атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательности и открытого общения детей с друг другом, с учителем, с окружающими; освоение детьми моральных норм поведения.
Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности в процессе использования новых возможностей- информационного потенциала Интернета, различных дистанционных форм деятельности.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения.
Задачи:
Формировать активную жизненную позицию, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности.
Развивать коммуникативные навыки и навыки самоорганизации.
Воспитывать потребность в освоении основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Программа ориентирована на становление личностных характеристик выпускника.
«Портрет выпускника начальной школы»:
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться; способный к организации собственной деятельности.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Планируемые результаты.
Ученик получит:
Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнения.
Установку на здоровый образ жизни
Ориентацию на нравственное содержание смысла, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю.
Развитие этических чувств- стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.
Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умение следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.
Ученик получит возможность научиться:
Адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативных задач.
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением.
Строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Программа внеурочной деятельности младших школьников рассчитана на 1 год и организуется по пяти направлениям развития личности: духовно- нравственное, спортивно- оздоровительное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Все эти дисциплины имеют самостоятельное значение, но, в то же время, взаимно дополняют друг друга.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания личности основана на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально- ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно- продуктивной деятельности;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
укрепление веры в Россию, чувство личной ответственности за Отечество.
В сфере общественных отношений духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности выделяет базовые национальные ценности:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество.
Спортивно- оздоровительное развитие и воспитание личности.
В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработаны программы кружков «Если хочешь быть здоров - правильно питайся!» и «Чемпион». Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр, способам сотрудничества и общения, пополнят кругозор при изучении детского фольклора.
Программа ориентирована на формирование позиции признания ребёнком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Она включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но и вопросы духовного оздоровления младшего школьника.
Задачи:
Сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально- психологического;
Сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
Сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Ценности: здоровый образ жизни, гигиена культуры и поведения, бережное отношение к природе, общение, доброта и отзывчивость, душевное равновесие.
Общеинтеллектуальное развитие и воспитание.
Формы организации интеллектуальной деятельности различны. Среди них наиболее эффективны- олимпиады, игры, КВН, творческие мастерские, викторины, тесты, кроссворды и другие.
Задачи:
Формирование умения учиться и способностей к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
Формировать универсальные учебные действия при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию;
Развивать творческие и интеллектуальные способности, умение проявлять дисциплину, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий;
Развивать широкие познавательные интересы, инициативу, любознательность, мотивы познания и творчества
Ценности: интеллект, творческие способности, целеустремлённость, преодоление трудностей.
Общекультурное развитие и воспитание.
В процессе формирования личности ребёнка воспитание этики имеет существенное значение. Особую значимость приобретают нравственные знания и навыки поведения, которые связаны с искусством общения, умения жить среди людей. Данное направление представлено программой «Этикет поведения и общения», изучение которой направлено на воспитание этической культуры школьников.
Общекультурное развитие и воспитание предполагает внеурочную деятельность в сфере художественно- эстетического творчества. Таким образом, решаются задачи приобщения детей к культуре и искусству.
Задачи:
Формировать представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, в природе;
Формировать стремление избегать плохих поступков, умение признаться и проанализировать;
Дать знания о правилах этики, культуры речи;
Воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и малышам;
Формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира, развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Ценности: мораль, право, обязанность, уважение, доброжелательность, честность, культура речи и общения, уважение к культурному наследию своего народа.
Социальное развитие и воспитание.
Социальное творчество- это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно- новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество- это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: концерт для ветеранов, субботник по уборке территории, сбор вещей для малоимущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детского дома, выпуск газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток для ветеранов, экологическая экспедиция по очистке участка реки. Любое общественно- полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся.
Задачи:
Формировать способность видеть и понимать социальные проблемы (на примере экологических сюжетов);
Формировать у детей стремление к самостоятельной общественно- значимой деятельности.
Учить сотрудничеству при организации КТД.
Учить ценить общественно- полезную значимость коллективной деятельности.
Ценности: ответственность, экологическая грамотность, милосердие, взаимопомощь, сотрудничество.
Приложение к программе на
2013 - 2014 учебный год
Направления:
Духовно- нравственное
Кружок «Моя родословная»,
Интеллектуальное
Литературный кружок «В гостях у сказки»,
Экологический кружок «Почемучка»,
Общекультурное
Кружок «Этикет поведения и общения»
Художественная студия «Мастерская тюбика».
5.Спортивно- оздоровительное
Здоровейка. Кружок «Если хочешь быть здоров - правильно питайся».
Кружок «Чемпион»
Пояснительная записка.
Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного города. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Цель: подготовка учащихся к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах;
обучить младших школьников ориентироваться в исторической
информации;
пробуждение интереса к истории своей семьи, Отечества;
способствовать более близкому общению членов семьи.
Задачи:
ввести ребёнка в мир истории через вещно-материальную среду;
научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живём;
помочь понять, что история – это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций.
Учащиеся
познакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;
узнают
историю возникновения имён и фамилий;
степени родства в семье;
о профессиях предков;
о семейных увлечениях и традициях;
составят
«ленту времени» своей жизни;
родословное древо;
вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
подберут семейный девиз.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
Моя родословная
1
Вводное занятие. Понятие о родословной.
У меня есть своя история. Понятие родословной.
2
Моя семья.
Моя семья.
3
Поколение, потомки, предки.
Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».
4
Родословное древо.
Родословное древо.
5
Практическое значение родословных в прошлом.
Нужно ли знать свою родословную?
6
Составление родословного древа семьи.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.
Я и моё имя
7
«Кто я?» «Где живу?»
Географические названия – свидетели прошлого.
8
Что означают наши имена.
Знакомство с историей возникновения имён.
9
Как родители выбирают имя ребёнку.
Происхождение современных имён
10
Имена и прозвища в Древней Руси.
Имя и прозвище.
11
Откуда к нам пришли наши имена.
Влияние различных культур на проникновение имён.
12
Тайны наших имён.
Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена.
13
Имя и ангел – хранитель.
Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
14
Моя фамилия. Моё отчество.
История возникновения фамилий и отчеств.
15
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом.
Историческое прошлое семьи.
16
«Говорящие» фамилии.
Что могут рассказать фамилии о прошлом.
История моей семьи
17
Профессии моих родителей.
Профессии.
18
Мои братья и сёстры.
Степени родства в семье.
19
Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники.
Степени родства в семье.
20
Кто, кому и кем доводится.
Степени родства в семье.
21
Мои прабабушка и прадедушка.
Связь поколений.
22
Профессии моих предков.
Профессии предков.
Семейные обязанности и традиции
23
Что мы знаем о традициях.
Знакомство с понятием «традиции».
24
Мир семейных увлечений.
Увлечения моей семьи.
25
Семейные обязанности.
Обязанности членов семьи.
26
Семейные традиции.
Какие традиции в моей семье.
27
Фамильный герб и фамильный девиз.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов.
28
Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны»
Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.
29-34
Резерв
Пояснительная записка.
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: конкурсы, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов.
Изучение данного курса тесно связано как с предметами научно- математического направления, так и с областями гуманитарного цикла. Программа адресована детям младшего школьного возраста. Занятия направлены на формирование у школьников устойчивого интереса к образовательной и исследовательской деятельности.
Цель программы- развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала.
Задачи:
учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях;
находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения;
формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.
Программа «Почемучка» адресована детям младшего школьного возраста, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся из расчета 2 час в неделю, 334 часа в год. Место проведения - учебный класс.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
Дата
проведения
1
Почему нужно бережно относиться к природе? Экскурсия в парк.
2
2
Викторина «Угадай растение».
Рисование по памяти «Мой любимый цветок».
2
3
Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов.
2
4
«Знаешь ли ты этих животных?»
Изготовление книжек - малышек о животных.
1
5
Викторина «Что ты знаешь о деревьях?» Рисование по памяти деревьев.
1
6-7
Конкурс «Кто больше знает примет осени». Рисование по памяти осени.
2
8-9
Животный мир водоёмов. Изготовление аппликации «Подводный мир».
2
10-11
Что сначала, что потом?
(О созревании овощей, и фруктов)
Изготовление книжки – раскладушки «Овощи».
2
12-13
Интересные растения. Зачем кактусу иголки? Рисование кактусов.
2
14
Такие разные насекомые
1
15
Лес чудес.
Викторина.
1
16
Интересные факты из жизни животных.
1
17
Интересные факты из жизни растений
1
18
В гостях у зимних месяцев.
1
19
Конкурс загадок о зиме.
1
20-21
Покормите птиц зимой! Изготовление кормушек.
2
22-23
Природа вокруг нас.
Утренник «Береги нашу планету».
2
24
Каких насекомых ты знаешь?
Викторина о насекомых
1
25
Вода. Значение воды.
Игра «Водой не разольёшь».
1
26-27
Что мы знаем о собаках.
2
28-29
Что мы знаем о кошках.
2
30
Конкурс «Квадрат знаний».
Путешествие в мир животных.
1
31
Конкурс «Квадрат знаний».
«Спасибо вам деревья!»
1
32-33
Эрудит – лото «Летающие цветы».
Изображение по представлению бабочки.
2
34-35
Изготовление домиков для птиц.
2
36
Игра «Покажи животное. Расскажи о нём»
1
37
Сказочная познавательная игра. «Там на неведомых дорожках». Сочинение сказки.
1
38
Мы - друзья природы.
1
39-40
Экскурсия в лес.
2
41
Какое живое существо самое мелкое ?
1
42
Какое живое существо самое крупное?
1
43
Есть ли жизнь там, куда не проникает солнечный свет?
1
44
Есть ли жизнь там, куда не проникает воздух?
1
45
46
Кто обитает на морских глубинах?
Почему хвоя никогда не меняет свой цвет?
1
1
47
Почему цветы пахнут?
1
48
Для чего пчелам мед?
1
49-50
Почему летом листья на деревьях зеленые, а осенью цветные?
2
52
Для чего животным хвосты?
1
53
Общаются ли животные между собой?
1
54
Какие достопримечательности входят в золотое кольцо?
1
55
Когда построен московский Кремль?
1
56
Какой город в России самый древний?
1
57
Какой город был назван в честь Петра 1?
1
58
Где расположены самые красивые дворцы и парки России?
1
59
Какие белокаменные постройки сохранились до наших дней?
1
60
Что такое кунсткамера?
1
61
Где в России до сих пор стоят кремли?
1
62
Сколько в России заповедников?
1
63
Чем уникально озеро Байкал?
1
64-65
Место Земли в космосе.
2
66
Птицы - наши верные друзья.
1
67
Правила друзей природы. Составление своих правил.
1
68
Здравствуй, лето!
1
Пояснительная записка
В качестве учебного материала для формирования первоклассников –
читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор
сделан не случайно .Первоклассник – читатель и слушатель особенный.
Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы
сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это еще и начало культурного воспитания.
Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей,
формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно
найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
- открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы,
оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
- развитие эмоционально-чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыков чтения.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание занятия
Дата проведения
1
Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»
Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка»
2
Украинская народная сказка «Колосок»
Прослушивание и чтение сказки.
Анализ содержания.
3
Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская сказка «Заячий домик».
Прослушивание и чтение сказки. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.
4
Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.
5
Русская народная сказка «Три медведя».
Чтение сказки. Анализ содержания. Действующие лица.
6
Сказки про зайцев.
Подбор сказок про зайцев.
Викторина.
7
Украинская народная сказка «Рукавичка». Сказка «Теремок» в разных обработках.
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.
8
Русская народная сказка «По щучьему велению».
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.
9
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.
10
Русская народная сказка «Сивка – Бурка».
Чтение сказки. Иллюстрирование.
Викторина.
11
Русская народная сказка «Бобовое зернышко»
Чтение сказки. Работа над пересказом.
12
Литературный турнир по сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»
Литературный турнир.
13
Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».
Чтение сказки. Рисунки.
14
Русская народная сказка «Хаврошечка».
Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту.
15
Загадки про сказочных животных.
Разгадывание. Рисунки.
16
Кроссворд «В мире животных».
Выставка книг. Разгадывание.
17
Литературная викторина по страницам сказок Эдуарда Успенского.
Литературная викторина.
18
С.Маршак «Сказки про зверят».
Чтение сказок. Пересказ.
19
Милн «Винни-пух и все, все, все»
Чтение сказки, чтение в лицах.
20
Игра «Самый внимательный читатель» по сказке Милна.
Литературная игра.
21
Праздник «В гостях у сказки».
Литературный праздник.
22
Викторина «Птицы».
Викторина. Рисунки.
23
В.Чаплиной «Фомка - белый медвежонок».
Чтение сказки. Рисунки.
24
Литературный турнир по книге В.Чаплиной.
Литературный турнир.
25
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Чтение сказки, чтение в лицах.
Анализ сказки.
26
Сказки про птиц.
Выставка книг. Чтение. Сравнение.
27
Моя любимая сказка о животных.
Чтение и пересказ любимых сказок.
28
Итоговое занятие.
Литературный праздник.
29-34
Резерв
Пояснительная записка.
Программа внеклассной работы кружка «Азбука этикета» направлена на осуществление взаимосвязи моральных знаний и представлений с повседневной жизнью детей. В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно - этической культуры школьников. Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к самому себе и другим людям. Таким образом, назрела необходимость в проведении специальных занятий, на которых ребёнок может почувствовать важность человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности как теоретической, так практической направленности: развивающие игры, практикумы, беседы, импровизации, конкурсы, соревнования, моделирование и анализ заданной ситуации, свободное и тематическое рисование, эксперимент и творчество.
Данная программа направлена на изучение этических норм поведения, правил хорошего тона, предполагает практические занятия для закрепления правил поведения в школе, в гостях, в общественных местах, дома, при встрече гостей и т.д. Детям прививаются коммуникативные навыки, предлагаются различные способы общения и выхода из сложной ситуации.
Программа «Азбука этикета» адресована детям младшего школьного возраста, рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Место проведения - учебный класс.
Цель программы - создание условий для развития нравственной, социально- адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.
Задачи:
формировать у детей навыки общения со сверстниками, педагогами, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
воспитывать чувство самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания;
способствовать развитию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Формы и методы оценки результатов.
Результатом работы данного курса можно считать:
умение детей дать моральную оценку своих поступков и поступков сверстников с позиции доброжелательности и уважения друг к другу.
Умение активно употреблять в речи «этикетные слова и выражения, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты.
Знать:
Правила поведения во время знакомства, за столов, в общественных местах ( кино, театре, кафе, библиотеке) и т.д.
Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и др.
Контактные этикетные формы обращения к взрослому человеку, сверстнику.
Уметь:
Вежливо разговаривать по телефону, правильно вручить и принять подарок, поздравить по поводу различных дат и т.д.;
Оценивать свои поступки и поступки окружающих с позиции доброжелательности и взаимовыручки;
Соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни.
Учебно-тематический план
№
Тема занятия
Содержание
Дата проведения
1
Чем мы будем заниматься.
Знакомство с понятием «этикет».
2
Твоё имя. Будем общаться.
Как люди общаются между собой.
3
Обращение
Слова обращения к разным людям на разных уровнях.
4
Приветствие.
Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.
5
Ответы на приветствие.
Как нужно отвечать на приветствие.
6
Звонок по телефону.
Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.
7
Звонок по телефону.
Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.
8
Добро пожаловать. Реакция на привлечение внимания (стук в дверь).
Слова вежливого общения на привлечение внимания.
9
Я знакомлю разных людей.
Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.
10
Я знакомлюсь сам.
Что нужно говорить, когда представляешься сам.
11
Приглашение и ответ на него.
Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.
12
Письменное приглашение. Приглашение по телефону.
Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.
13
Просьба, предложение. Скрытая просьба.
Варианты вежливого выражения просьбы.
14
Согласие в ответ на просьбу, приглашение.
Слова и выражения согласия.
15
Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение.
Слова и выражения вежливого отказа.
16
Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.
Ролевые игры, «маленький классный театр».
17
Поздравление и пожелание.
Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.
18
Извинение и ответ на него.
Учимся извиняться и отвечать на извинение. слова извинения.
19
Комплимент и ответ на него.
Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.
20
Жалоба и утешение.
Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.
21
Благодарность и ответ на неё.
За что нужно благодарить. Слова благодарности.
22
Как вести себя во время разговора.
Правила вежливого поведения во время разговора.
23
Мимика и жесты.
Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.
24.
Давайте договоримся.
Знакомство со считалками.
25
Прощание, пожелание при прощании.
Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.
26
Выражение собственной точки зрения. Согласие – несогласие – частичное согласие с мнением собеседника.
Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
27
Что лучше и что хуже языка.
Слово веселит, огорчает, утешает.
28
Весёлая контрольная работа.
Определить, что в высказываниях неправильно.
29-34
Резерв
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа обучения в кружке «Мастерская студии» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и воспитания. Программа направлена на раскрытие, формирование на развитие у детей младшего школьного возраста художественных способностей, познавательной и творческой активности.
Все дети без исключения- художники, поэты. Их восприятие - образное, яркое. Дети искренни, непосредственны, их души - благодатная нива для сеяния добра. Занятия детей в данном кружке дают возможность сеять это добро, делая всё, чтобы мир чувств ребёнка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно встал на сторону добра и красоты. Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.
Занятия изобразительным искусством в кружке «Волшебный карандаш» ставит своей целью
эмоциональное развитие личности ребёнка
воспитание творческого восприятия окружающего мира, искусства. В.Сухомлинский отмечал «В период детского мышления мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия- это духовный заряд детского творчества»
Задачи:
Обучать основам образного языка изображения различных предметов по памяти и воображению, с натуры. Обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, цвета, композиции.
Формировать нравственно- эмоциональную отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности.
Формы и методы оценки результатов.
Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных выставок творческих работ, итоговых занятий, игровых мероприятий, участия в школьных и районных конкурсах творческих работ. Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.
Ожидаемые результаты:
Знать:
Название основных и составных цветов.
Разнообразные материалы и выразительные средства, которыми пользуется художник.
Термины: живопись, портрет, пейзаж, натюрморт, гуашь, акварель, палитра, шаблон, художник, композиция, искусство.
Уметь:
Пользоваться кистью, красками, карандашами, фломастерами.
Работать в определённой цветовой гамме.
Создавать несложный предмет и украшать его с учётом практического задания.
Сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ.
Наблюдать натуру с целью передачи в рисунке её формы, цвета и места на листе бумаги.
Различать основные цвета и их оттенки.
Описывать предметы несложной формы, изображать их на листе бумаги.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучения. С первого года обучения детям предлагаются занятия по специальным дисциплинам: живопись, лепка, композиция, декоративно- прикладное искусство, рисунок. Все эти дисциплины имеют самостоятельное значение, в то же время взаимно дополняют друг друга.
С первого года обучения воспитывается осознание связей человека с искусством, идя от личности ребёнка, от его чувств, от близкого ему мира природы и сказки, через окружающий его мир вещей и явлений
1.Живопись с натуры и по представлению.
В живописи художник создаёт художественные образы красками. Надо научить кружковцев различать цвета, их тон и насыщенность. При обучении необходимо:
Учить общаться с художественными материалами;
Учить приёмам работы с акварелью;
Дать знания об основных цветах и оттенках;
Помочь в формировании понятия цвета.
Творческие композиции.
Основными задачами учебного предмета являются:
Формировать творческое воображение и мышление кружковцев, их художественную наблюдательность, зрительную память;
Воспитывать художественно- эстетическую культуру и художественный вкус.
3. Аппликация.
Занимаясь аппликацией, дети овладевают техническими навыками, тренируют руку и глаз, расширяют круг знаний о свойствах материалов. Всё обучение аппликацией решает следующие задачи:
Формировать образно- пластическое мышление;
Формировать понятия о соотношении формы, массы, пропорций и фактуры.
4. Декоративно- прикладное искусство.
Произведения декоративно- прикладного искусства определённым образом отражают традиционные формы народного мастерства. Специфика творческой деятельности в области декоративно- прикладного искусства предполагает приобщение кружковцев к народному творчеству, пополнение знаний об истоках русского народа.
Основные задачи:
1. Познакомить детей с народными игрушками, их особенностями.
2. Воспитывать стремление к познанию истории декоративного творчества, национальную гордость.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание
Дата
Проведения
1
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.
2
Рисунки на тему «Я и моя семья»
Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.
3
Конкурс на самый красивый фантик.
Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.
4
Портрет Зайчика – огородника.
Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.
5
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.
6
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени.
7
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.
8
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»
Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.
9
Рисунки на тему «Братья наши меньшие»
Отношение к животным. Любимое домашнее животное.
10
Изготовление новогодних карнавальных масок.
Карнавал. Карнавальная маска.
11
Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».
Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме.
12
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».
Видеофильм о цветах. Рисование по теме.
13
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.
Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.
14
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».
Представления детей о космосе. Рисование.
15
Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».
Прослушивание сказки. Иллюстрации.
16
Былинные богатыри. Илья Муромец.
Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.
17
Рисунки на тему: «Зимние забавы».
Рисование по теме.
18
Рисование на тему: «Подводное царство».
Рисование по представлению на заданную тему.
19
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Прослушивание сказки. Иллюстрирование.
20
Изготовление афиши к спектаклю.
Знакомство с понятием «афиша». Изготовление афиши.
21
Рисование на тему: « Красота вокруг нас».
Изображение пейзажей родного края.
22
Рисунок-декорация «Сказочный домик».
Просмотр картин художников по теме . Рисование по представлению.
23
Рисунки на тему «Любимые герои»
Изображение человека и животных разными художественными средствами.
24
Рисование на тему «Родина моя».
Передача красоты родного края выразительными средствами.
25
Изготовление праздничной открытки.
Создание простого подарочного изделия.
26
Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».
Создание сюжетных композиций на основе
27
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов.
28
Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.
Изображение сказочных и фантастических персонажей.
29-34
Резерв
Пояснительная записка.
Российская школа актёрского тренинга, сложившаяся за последнее столетие и активно используемая сейчас психологами, предполагает систему упражнений на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, устной речи, пластики, коммуникативных способностей и т. д.
Некоторые области актерского тренинга подвластны только профессионалам, но многие упражнения можно использовать с учащимися начальной школы.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Первый год работы в основном посвящается развивающим играм и упражнениям (на развитие памяти, внимания, постановке дыхания, развитие дикции, творческого воображения, фантазии).
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику. Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям добавляются 2 – 3 новых, а новые скороговорки не больше одной за занятие.
В первом полугодии первого класса развивающие упражнения занимают почти всё занятие, в дальнейшем часть урока посвящается вопросам теории театра, зрительской культуре. Учащиеся знакомятся со спецификой кукольного, драматического, музыкального театра, с профессиями драматурга, режиссёра, гримёров, художника – постановщика и т. д
Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимо. Но самое яркое отражение спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру .
Задачи:
Формировать интерес к театру .
Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.
Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
Совершенствовать артистических навыков детей.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание занятия
Дата
Проведения
1
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя)
Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.
2
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).
Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
3
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики).
Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.
4
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
5
Упражнение на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.
6
Упражнения на развитие произвольного внимания.
Упражнения «Летает – не летает», «День и ночь», «Совушка» и т. д.
7
Упражнения на развитие памяти.
Упражнения «Цепочка», «Что изменилось?»
8
Упражнения на формирование умения выполнять звуко – буквенный анализ.
Упражнения «Всего один звук», «Запомни слова», «Буква заблудилась».
9
Упражнения на ПФД (память физических действий) – действия с воображаемыми предметами.
Игры «Иголка и нитка», «игра с кубиками и мячами», «Угадай профессию».
10
Упражнения на развитие творческого воображения, фантазии.
Этюды, сценки, «Сочиняем сказку», «Бином – фантазия и т. д.
11
Упражнения на согласованность коллективных действий.
Задания на время получить тот или иной результат
12
Сочинение сценария «Сказки лесной феи»
Коллективное обсуждение сценария после осенней экскурсии.
13
Изготовление персонажей, составление композиций.
Придумывание персонажей, их костюмов. действий.
14
Игра – драматизация
Постановка спектакля.
15
Изготовление персонажей сказки «Теремок»
Продумывание внешнего вида персонажей сказки.
16
Репетиция спектакля «Теремок».
Постановка сказки.
17
Подготовка спектакля по сказке «Лисичка со скалочкой».
Изготовление персонажей. Репетиция.
18
Премьера спектакля «Лисичка со скалочкой».
Показ спектакля.
19
Работа над сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Изготовление костюмов. Репетиция.
20
Подготовка спектакля по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Работа над декорациями. Репетиция.
21
Премьера спектакля .
Показ спектакля .
22
Изготовление персонажей и декораций к спектаклю по сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Изготовление персонажей, декораций, афиши. Подготовка спектакля.
23
Репетиция спектакля.
Подготовка к выступлению.
24
Премьера спектакля «Мойдодыр»
Выступление перед классом
25
Изготовление декораций и костюмов к спектаклю по сказке «Гуси – лебеди»
Подготовка к спектаклю.
26
Подготовка к спектаклю.
Репетиция.
27
Подготовка к спектаклю.
Репетиция.
28
Премьера спектакля «Гуси – лебеди»
Выступление перед классом.
29-33
Резерв
Общественно – полезная деятельность
Социально значимая добровольческая деятельность: проект «Цветы для школьного двора», проект «Добрые дела для моего класса», проект «Наши руки не знают скуки».
Цели:
приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
создание привлекательного пришкольного участка;
реализация общественно – значимых инициатив.
Задачи:
привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
учить детей навыкам общественной работы;
воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
развивать организационные и коммуникативные компетенции;
создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.
Пояснительная записка
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Работа в первом классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Цветы для школьного двора».
Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света. тепла, влаги на развитие растений», «Влияние пикирования на развитие растения».
Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
«Добрые дела для моего класса»
№
Содержание
Дата проведения
1
Знакомство с обязанностями дежурного в классе.
Дежурство в классе.
2 сентября
Ежедневно
2
Операция «Чистокласс»
Ежемесячно
3
Уборка территории школьного двора от бумажного мусора
Еженедельно
4
Ремонт книг в библиотеке
По необходимости
5
Уход за комнатными растениями в классе
Еженедельно
«Наши руки не знают скуки»
№
Содержание
Дата проведения
1
Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада.
2
Изготовление декораций для спектаклей
3
Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.
4
Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап, дедушек.
5
Пошив кукольной одежды для детского сада.
«Цветы для школьного двора»
№
Содержание
Дата проведения
1
Подготовка почвы для посадки семян
2
Подготовка семян
3
Посев семян цветов
4
Уход за посевами (полив, рыхление)
5
Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.
6
Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»
7
Высадка рассады в грунт на территории школьного двора
8
Уход за высаженными растениями
Пояснительная записка
Программа курса «Если хочешь быть здоров – правильно питайся!» ориентирует обучающихся на решение важнейших оздоровительных задач, рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Проблема снижения уровня здоровья населения в России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Перед школой и дополнительным образованием стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной активности и в целом по формированию культуры здоровья детей.
Учебный курс имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей программы является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания.
Цель программы - формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни.
Задачи:
Формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;
Укреплять здоровье детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;
Развивать детскую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;
Воспитывать у детей ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, любовь к окружающему миру природы и социальному окружению.
Особый акцент программы сделан на изучение широкого спектра вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем детей и окружающей природой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы.
Занятия по программе целесообразно проводить в следующих формах: беседа, дискуссия, сюжетно- ролевая игра, практикум, игротренинг, путешествие, праздник, конкурс и т.д.
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей здоровьесберегающих знаний, гигиенических навыков, навыки межличностного общения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определяется с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.
Обучающиеся должны знать:
Основные термины и правила здорового образа жизни;
Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
Основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;
Правила поведения в опасных ситуациях;
Правила экологически грамотного поведения в природе;
Значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
Предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;
Правила здорового питания, культуру приёма пищи;
Меры профилактики и укрепления осанки;
Основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощение.
Обучающиеся должны уметь:
Соблюдать свой режим дня;
Выполнять правила личной гигиены;
Выполнять гимнастику для глаз, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;
Выполнять правила безопасного поведения на улице, дома, в школе;
Бережно относиться к природному окружению;
Выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;
Правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
Программа адресована детям младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с предметом «Окружающий мир», дополняет его, помогает в решении задач здоровьесбережения.
Для 3 класса разработан учебно - методический план на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. В каникулярное время рекомендуется проведение спортивных праздников («Весёлые старты», «Снежная спартакиада» и т.д.), экскурсий в осенний, весенний лес («Прогулки за здоровьем»).
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание и форма занятия
Дата
Проведения
Поговорим о продуктах
Общие сведения о питании и приготовлении пищи
1
Введение. Если хочешь быть здоров.
Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование.
2
Поговорим о пище.
Из чего состоит наша пища.
Исследование.
Опыт
3
Полезные и вредные привычки.
Беседа по теме. Игра.
4
Самые полезные продукты.
Игра. Выбор полезных продуктов
5
Как правильно составить свой рацион питания.
Путешествие в пустыню Обжор. Практическая работа «Составление меню». Игра.
6
Как готовят пищу.
Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»
Давайте узнаем о продуктах
Витамины
7
Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна.
Исследование «Получение муки и крупы из зерна».
Путешествие по дороге «Хлебной». Игра.
8
Хлеб – всему голова.
Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.
9
Молоко и молочные продукты.
Беседа о производстве молока. Игра.
10
Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда.
Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма.
11
Мясо и мясные блюда.
Рассказ, беседа, игра-конкурс.
12
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.
Рассказ, видеофильм, игра, анкета.
13
Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.
Рассказ, исследование, игра.
14
Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.
Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».
15
Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.
Рассказ, загадки, рисунки.
16
Всякому овощу – своё время. Дары леса.
Беседа, загадки, кроссворд.
17
Где найти витамины зимой и весной.
Исследование, рассказ. Опыт (выращивание лука). Приготовление салата.
Поговорим о правилах этикета.
Культура и гигиена питания.
18
Как правильно есть. Режим питания.
Рассказ. Игра. Анкетирование. Ведение дневника «Что ел сегодня»
19
Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.
Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».
20
Как правильно вести себя за столом.
Игра, конкурс рисунков по теме.
21
Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой
Рассказ. Исследование. Практическая работа «Сервировка стола»
22
Вредные и полезные привычки в питании.
Исследование. Игра.
23
Как правильно есть рыбу.
Рассказ. Практическая работа.
Из истории русской кухни.
Поговорим о кулинарных волшебниках.
24
Щи да каша – пища наша.
Рассказ. Игра.
25
Что готовили наши прабабушки.
Исследование.
26
Народные праздники, их меню и здоровье.
Рассказ. Исследование. Составление меню.
27
Кулинары, повара – волшебники.
Встреча с поварами. Исследование.
28
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение.
Праздник – отчёт по теме.
29-34
Резерв
Пояснительная записка.
Программа обучения в спортивном кружке «Чемпион» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.
В старые времена существовало около трех тысяч игр. Сохранились только те, которые были самыми интересными и увлекательными. В большинстве в народные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.
Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой передоложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому веселому и радостному занятию – народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников.
Цель занятия в спортивном кружке:
Обучение младших школьником забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;
Воспитание любви к Родине, ее традициям и обычаям;
Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорство и достижении цели, дружелюбия и коммуникативности.
Задачи:
Обучение основам народных игр;
Развитие двигательной активности;
Возбудить у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Условия проведения.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 25 минут на проведения одного занятия, 34 занятия в год.
Формы и методы оценки.
Результатом работы кружка является организация подвижных перемен и динамических пауз на уроках.
Ожидаемые результаты.
Знать:
Не менее 10 считалок для использования их игре;
Правила 15 народных игр;
Правила безопасного поведения во время проведения игры.
Уметь:
Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;
Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Содержание занятия
Дата
Проведения
Народные игры
1
Русская народная игра «У медведя во бору»
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
2
Русская народная игра «Филин и пташка».
Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.
3
Русская народная игра «Горелки».
Правила игры. Проведение игры.
4
Русская народная игра «Кот и мышь».
Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.
5
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Правила игры. Проведение игры.
6
Русская народная игра «Зарница»
Правила игры. Проведение игры. Эстафета.
Игры на развитие психических процессов.
7
Игры на развитие восприятия.
Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».
8
Упражнения и игры на внимание
Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».
9
Игры на развитие памяти.
Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».
10
Игры на развитие воображения.
Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».
11
Игры на развитие мышления и речи.
Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».
12
Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.
Игры «Баба Яга», «Три характера».
Подвижные игры
13
Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».
Правила игры. Строевые упражнения; перестроение.
14
Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»
Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.
15
Игра с мячом «Охотники и утки».
Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.
16
Весёлые старты с мячом.
Гимнастические упражнения. Эстафеты.
17
Игра «Волк во рву»
Игры с мячом: ловля, бросок, передача.
18
Весёлые старты со скакалкой
Комплекс ОРУ со скакалкой.
19
Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»
Правила игры. Проведение игры.
20
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».
Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.
Метание снежков в цель.
21
Игра «Белки, волки, лисы».
Правила игры. Проведение игры.
22
Игра «Совушка».
Правила игры. Проведение игры.
23
Игра «Удочка»
Игры со скакалкой, мячом.
24
Игра «Перемена мест»
Построение. Строевые упражнения6 перемещение.
25
Игра «Салки с мячом».
Правила игры. Проведение игры.
26
Игра «Прыгай через ров»
Совершенствование координации движений.
Спортивные игры
27
Футбол
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
28
Баскетбол.
Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину.
29
Футбол
Проведение игры.
30
Спортивный праздник.
Игры, эстафеты, Весёлые минутки.
31-34
Резерв
Пояснительная записка.
Программа «Проектно - исследовательской деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом на проектно- исследовательскую деятельность в 1 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2011-2012 учебный год.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектно- исследовательской деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектно- исследовательской деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы, используемой для составления программы.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Содержание тем проектно - исследовательской деятельности (календарно-тематическое планирование)
№ п/п
Тема проекта
Содержание, методические приемы
Кол-во часов
Дата
1
Что такое исследование
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». коллективное обсуждение вопроса о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследование в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека. понаблюдать, провести эксперимент и др.0 в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные)
1
2
Наблюдение и наблюдательность
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
1
3
Что такое эксперимент
Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
1
4
Учимся вырабатывать гипотезы
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
1
5
Краски осени
Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала.
Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала.
1
6
Наша безопасность.
Беседа о правилах дорожного движения.
2
7
Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее».
8
План классного уголка.
Беседа «Что такое классный уголок?»
2
9
Оформление классного уголка.
10
Наш дом
Беседа «Мой дом – моя крепость».
2
11
Конкурс рисунков «Дом моей мечты».
12
Ёлочки
Беседа «Как и из чего можно сделать ёлочку?»
2
13
Выставка работ.
14
Птицы зимой
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
3
15
Изготовление кормушек для птиц.
16
Выставка работ и вывешивание их на улице.
17
Живые витамины
Подготовка к утреннику «День здоровья».
2
18
Утренник «День здоровья».
19
Алфавит
Беседа «история Алфавита».
3
20
Обсуждение тематики будущих работ.
21
Выставка работ.
22
Кто такой Петрушка?
Беседа «Герои русских народных сказок».
2
23
Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок».
24
Откуда пришли комнатные растения.
Беседа «Комнатные растения. Зачем они нам?»
2
25
Посадка цветов с целью озеленения класса.
26
День моей фамилии
Беседа «Каждая фамилия – это история семьи».
2
27
Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье.
Конкурс рисунков «Моя семья».
28
Праздники в России
Беседа «Главные праздники страны».
2
29
Рассказ о своем любимом празднике.
Конкурс рисунков «Мой любимый праздник».
30
Коллекционирование
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
2
31
Сообщения о своих коллекциях
32
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
1
33
Мини-конференция по итогам собственных исследований
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об
1
Возможные результаты («выходы») проектно- исследовательской деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
Список литературы,
используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.