Урок-экскурсия Мгновенье осени (2 класс)
«Мгновенье осени»
Форма проведения – экскурсия.
Цели: создать условия для формирования чувства личной ответственности; развить умение видеть прекрасное в изменениях, происходящих в природе; укрепить здоровье и развитие двигательной активности.
Продолжительность экскурсии – 40 минут.
Провела Борисова Н. С.
Подготовительная работа:
1. Подбор текстового материала (стихотворения А.С. Пушкин «Унылая пора…, А. Толстой «Осень»).
2. Разучивание загадок.
3. Подбор игрушек для игр (лиса, зайчик).
4. Выбор места проведения экскурсии (центральный парк).
5. Беседа с детьми об осенних приметах.
Проведение экскурсии:
Дети собираются на крыльце школы. Проходит проверка готовности детей к экскурсии по парку.
–Добрый день ребята! Сегодня мы с вами будем гулять по парку. Проверьте вашу одежду! Как нужно идти гулять? (Надеть теплые кофточки и головные уборы, а так же нужно переобуться). Это защитит нас от ветра и не позволит занести грязь в класс (если в классе пыльно и грязно мы можем заболеть).
Учащиеся строятся в колонну по двое, первый и замыкающий взрослые. Подходят к входу в парк.
Вступительное слово педагога:
–Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрянец и в золото одетые леса. (А. Пушкин.)
Остановка 1. «Начальная»
Сначала учитель задает вопросы общего характера (Какое время года наступило? (Осень.) Как определили? (Произошли изменения в природе.) Какие? (Стали чаще идти дожди, похолодало и т.д.))
–Сегодня, мы совершим экскурсию по осеннему парку, который запечатлел в себе это прекрасное мгновенье. Давайте подумаем, как нужно вести себя на природе, в том числе и в парке? (Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору деревьев; не срывать листья и не дергать цветы с клумбы; не мусорить.)
Остановка 2. «Загадочная»
Для того чтобы ребята смогли попасть в «Мгновенье осени» им нужно отгадать ряд загадок (готовят загадки ребята из класса):
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну конечно… (Листопад).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это … (Дождь).
Вслед за августом приходит,
И листопадом хороводит
И богат он урожаем
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь).
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок
И сковал ее… (Ледок).
– Все отгадки назвали, думаю можно идти дальше.
Остановка 3. «Особенная»
– Оглянитесь вокруг. Что вы видите? (Много листьев на траве и земле, деревья на которых уже пожелтели листья, травка еще зеленеет.)
– Ребята, посмотрите внимательно. Как другими словами сказать то, что вы назвали? (Красиво, чудесно.)
– Вдохните глубоко. Какой воздух вокруг? (Чистый, свежий, немного прохладный.)
– Какие листочки вокруг? (В основном желтенькие.)
– Почему? (Потому что в парке большинство деревьев – березы и ели.)
– Посмотрите на землю. Какие ощущения она у вас вызывает? (Кажется, что идешь по цветному ковру.)
– Из чего состоит этот ковер? (Из листиков.)
– Какие они? (Большие маленькие, разные по форме: есть похожие на треугольник и ромб, овал; разные по цвету: желтые, красные, зеленые.)
– Как можно назвать это мгновенье? (Золотая осень.)
Далее учащиеся вместе с учителем переходят на следующую остановку.
Остановка 4. «Игровая»
– А сейчас разомнемся и поиграем (дети повторяют различные упражнения за взрослым).
Игра «Лиса и зайчик» (для игры требуется 2 мягкие игрушки). Ход игры: Дети становятся в круг. Двум из них, стоящим напротив, дают игрушки: одному лису, другому – зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц «убегает», а лиса его «догоняет».
Игра «Дед». Ход игры: Дети выбирают «деда», затем отходят в сторону и договариваются о том, что они будут показывать, после чего подходят к «деду» и говорят:
– Здравствуй дед!
– Здравствуйте дети! Где вы были, что вы делали?
– Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.
Дети делают движения, изображающие какую-либо работу, а «дед» должен узнать, какая это работа. Если отгадает – все разбегаются, и он должен кого-нибудь поймать. Если не отгадает – дети снова договариваются и изображают другую работу.
– Остановились. Отдышались. Глубоко вдохните и выдохните.
Подведение итогов экскурсии.
– Скоро нам возвращаться. Но сначала давайте ответим на пару вопросов.
1. Назовите не менее трех песен об осени (группа Лицей «Осень», «Лесные бусы», «Арбузики-карапузики»).
2. Назовите приметы и пословицы про осень (осень – перемен восемь, теплая осень – к долгой зиме, холоден сентябрь да сыт).
– Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья, пожелтевшие, по ветру летят.
Лишь в дали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А. Толстой.)
Послеэкскурсионная работа.
1. Выполнение аппликации из цветной бумаги и картона на тему «Листопад».
2. Лепка из пластилина различных по форме листочков.
Использованные источники:
Детям о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.– метод. пособие: в 2-х ч. Ч. 1 / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с.: ил.
Детям о традициях народного мастерства. Осень [Текст]: учеб.– метод. пособие: в 2-х ч. Ч. 2 / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.: ил.
Криевских, О.Г. Осенняя экскурсия в природу [Текст] / О.Г. Криевских // Начальная школа + до и после. – 2007. – №9. – С. 44-48.