Воспитательная система начальная школа Дорога добра

Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на 2015 – 2019 гг. ЧОУРО «Нижегородская православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского».
Выполнила учитель начальных классов Власова Ирина Геннадьевна.
Программа «Дорога добра».

Основание для разработки:

Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в традициях православной культуры, обеспечивающей привитие высших духовных ценностей и духа патриотизма.

Задачи:

· формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

· формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;

· Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.


Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)


Ожидаемые результаты:

· активная жизненная позиция школьника;

· приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

· патриотическое и гражданское самосознание;

· уважительное отношение к старшим, проявление заботы о младших;

· соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и песням;

· эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

· представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.


Актуальность программы

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.

Инновационность разработанной воспитательной программы заключается в следующем:

· использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;

· возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;

· наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;

· согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.


Принципы реализации программы

· принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

· личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

· принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;

· деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

· принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

· принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Стандарт,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.


Методы и формы

· беседы и наблюдения

· классные часы

· занятия- практикумы

· тематические праздники и вечера

· дискуссии

· конкурсы

· игры, соревнования

· родительские собрания в различных формах









Направление I. Спортивно-оздоровительное

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.


Основные моменты деятельности классного руководителя в спортивно-оздоровительном направлении:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
3. Формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.


Приоритетные понятия:

- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья.



Формы работы с классным коллективом:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами;
- дни здоровья;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике,
- беседы и дискуссии на различные темы;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.




Направление II. Социально-педагогическое

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасытность.

Основные моменты деятельности классного руководителя в социально-педагогическом направлении:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Основные понятия направления:

- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса;
- интеллектуальные бои.




Направление III. Духовно-нравственное

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся духовно-нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости духовно-нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.


Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным духовно-нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся духовно-нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятия:

- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- духовно-нравственное поведение,
- духовно-нравственные ценности,
- жизненные ценности.

Формы работы с классным коллективом:

- Тематические классные часы по духовно-нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение духовно-нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Праздники, конкурсы.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в духовно-нравственной истории страны и мира.




Направление IV. Гражданско-патриотическое

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.




Основные понятия направления:

- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.

Формы работы классного руководителя:

- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.



Направление V. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.


Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.


Основные понятия направления «Семья»:

- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя:

- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные датам календаря (23 февраля, День Победы) и школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения гимназии).
- Дни творчества, дни открытых дверей.










Работа с родителями

Основная задача классного руководителя создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение внеклассных мероприятий детей с родителями;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей:

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции гимназии, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития детей на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях учебной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
-тематические консультации;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.








Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

1 класс

1. Адаптация школьников к обучению.
2. Особенности деятельности младшего школьника
3. Физическое развитие школьников.
4. По итогам года.

2 класс

1. Как хорошо уметь читать.
2. Учимся быть внимательными.
3. Первые отметки.
4. Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы»

3 класс

1. Опять в школу.
2. Поощрение и наказание.
3. Как мы выполняем домашние задания.
4. Особенности развития младшего школьника.

4 класс
1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2. Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»














План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.

Направление
Месяц
Мероприятие
Форма проведения
Дата
Примечания


сентябрь




соц-пед

соц-пед
День знаний.

День рождения класса. Кн. Владимир и крещение Руси.
торжест. линейка
кл час
01.09.

01.09.


духовно-нравст
Молебен на начало учебного года.
молебен
30.08.


Дух.- нравств.
м/ф «Невероятное приключение Серафимы»
Посещение кинотеатра
03.09


Гражд.-патриотич.
День финансовой грамотности
Кл. час
08.09.


Соц.-пед.
Я талантлив!
Кл.час
17.09


духовно-нравст
Рождество Богородицы.
посещение литургии
21.09.


Духовно-нрав.
История праздника Воздвижение креста Господня
Кл.час
27.09



октябрь




Дух-нрав
Красота Божьего мира
Выставка рисунков
Работы сдать до 05.10


соц-пед
День учителя.
концерт
02.10.


соц-пед

семья
Именины гимназии. Посвящение в гимназисты.
праздн.
концерт
08.10.


духовно-нравст
День Св.Пр.Сергия Радонежского.Актовый день.
посещение литургии
08.10.


духовно-нравст
Покров Богородицы
посещение литургии
14.10.


соц-пед
Знакомство со школьной библиотекой.
Где книжка живет?


урок-экскурсия


23.10.


соц-пед
Смотр учебников.
конкурс
23.10.


Соц.-пед.
Жить невозможно без правил дорожных
Посещение кук.театра
27.10.



ноябрь




духовно-нравст

гр-патр

4 ноября – День народного единства.
«Я славлю Русь как героиню, как землю гордости людской».


кл. час


10.11.


Дух-нрав
Святые земли Русской
Конкурс стихов
13.11


Пед.-соц.
Иван-царевич и серый волк.
Посещение театра
26.11


семья
День матери. Конкурс мам и детей.
концерт
27.11


духовно-нравст
Начало Рождественского Поста.

28.11



декабрь




духовно-нравст
Введение Богородицы во Храм.
посещение литургии
04.12.


семья
«Поговорим о вежливости»
кл. час
03.12.


спорт-оздор
«Я – здоровый человек».
кл. час
10.12.


Дух.-нравств.
Посещение храмов, как устроена церковь, алтарь, храмовые иконы.
Экскурсия в Успенскую, Сергиевскую и вознесенскую церкви.
11.12.


Дух.-нрав., патриотич.
Великий князь Александр Невский
кл.час
18.12


Соц.-пед.
Ветка палестины, радуга познания, Серафимовские чтения.
Школьная научная конференция
22.12


Соц.- пед.
Урок доброты
Кл. час
23.12


Семья, дух.-нрав.
Дед мороз- Николай Чудотв.
кл. час
24.12.


соц-пед
Правила безопасного поведения зимой на улице, вблизи водоемов.
кл.час
25.12.



январь




духовно-нравст
соц-пед
Молебен на начало 3 четверти.
Итоги 1 полугодия «Класс года».
молебен


конкурс
11.01


Соц-пед
семья
«Рождественский очаг»
Классный праздник
12.01


Дух-нрав
Посещение детского дома
Поздраили ребят, подарили подарки
14.01


духовно-нравст
Рождество Христово.
концерт
15. 01.


духовно-нравст
«Легко друзей найти, да трудно сохранить».
кл.час
14.01.


соц-пед
«Прилетела к окошку синичка»
кл.час
21.01.


Соц-пед
Финал конк.чтецов
Участие-диплом
25.01


соц-пед
спорт-оздор
«Гололед, гололед, гололедица!»
кл.час
28.01.



февраль




Соц-пед
Посещение музея Добролюбова
экскурсия
04.02


семья
«Вредные и полезные для здоровья привычки»

кл.час
02.02.


Соц-пед
Музей сказок Пушкина
Экскурсия-викторина
09.02


духовно-нравст
«Что такое некрасивый поступок».
кл.час
11.02.


Соц-пед
Дух-нрав
Выставка Минского монастыря
Просмотр спектакля
16.02


гр-патр
«Мои защитники».
кл. час
18.02.


спорт-оздор
Честь имею.
спортивно-строевой праздник
23.02.


семья
Широкая масленица.
фольклорн праздник
16-21. 02.


соц-пед
Праздник Букваря.
праздник
20.02.


духовно-нравст
Начало поста.

23.02.



март




семья
«Мамин портрет»
конкурс рисунков
04.03.


духовно-нравст
«Как помочь природе убрать наш мусор».
кл.час
11.03.


Соц-пед
День открытых дверей
Урок-викторина
12.03


Соц-пед
Гармония мироздания
Фестиваль иссл.раб.
14.03


соц-пед
«Я – пешеход».
кл. час
18.03.


духовно-нравст
соц-пед
Неделя православной книги.
«Возьми книгу в руки – и не будет скуки».


кл.час


20.03.



апрель




духовно-нравст
Молебен на начало 4 четверти.
молебен



духовно-нравст
Пасха Красная.
концерт
12-19. 04.


духовно-нравст
Двунадесятные и великие праздники:
Благовещение.
посещение литургии
07.04.


гр-патр
«О космосе и космонавтах».
кл. час,
конкурс рисунков
08.04


соц-пед
«Грачи прилетели».
кл. час
22.04.


семья
Выставка поделок: «Мамины руки».
выставка




май




Дух-нрав
Пасхальный перезвон
Екскурсия на колокольню
05.05


гр-патр
День Победы. Пасха 45-го
Торжественное мероприятие
06.05


Соц.-пед.
Гр.-пед.
Стихи нижегородских поэтов
Встреча с поэтами, конкурс чт.
11.05


Соц-пед
Сергиевские чтение
Конкурс
12.05


гр-патр
«Россия – родина моя».
кл.час
13.05.


Соц-пед
День славянской письменности
концерт
19.05


соц-пед
Правила безопасного поведения на улице, вблизи водоемов в летнее время.
кл.час
20.05.


Соц-пед
семья
Перешли мы во вророй
праздник
25.05


гр-патр

соц-пед
Торжественная линейка
Класс года.
линейка
25.05.



15