Воспитательная система начальная школа Дорога добра
Наименование программы Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на 2015 – 2019 гг. ЧОУРО «Нижегородская православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского».
Выполнила учитель начальных классов Власова Ирина Геннадьевна.
Программа «Дорога добра».
Основание для разработки:
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России в традициях православной культуры, обеспечивающей привитие высших духовных ценностей и духа патриотизма.
Задачи:
· формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
· формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
· формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
· развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
· Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
Ожидаемые результаты:
· активная жизненная позиция школьника;
· приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
· патриотическое и гражданское самосознание;
· уважительное отношение к старшим, проявление заботы о младших;
· соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и песням;
· эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
· представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Инновационность разработанной воспитательной программы заключается в следующем:
· использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации учащихся в рамках духовно- нравственного развития;
· возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
· наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
· согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью учащихся.
Принципы реализации программы
· принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
· личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
· принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
· деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
· принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
· принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»,
Стандарт,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методы и формы
· беседы и наблюдения
· классные часы
· занятия- практикумы
· тематические праздники и вечера
· дискуссии
· конкурсы
· игры, соревнования
· родительские собрания в различных формах
Направление I. Спортивно-оздоровительное
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в спортивно-оздоровительном направлении:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
3. Формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья.
Формы работы с классным коллективом:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами;
- дни здоровья;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике,
- беседы и дискуссии на различные темы;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление II. Социально-педагогическое
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасытность.
Основные моменты деятельности классного руководителя в социально-педагогическом направлении:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса;
- интеллектуальные бои.
Направление III. Духовно-нравственное
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся духовно-нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости духовно-нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным духовно-нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся духовно-нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятия:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- духовно-нравственное поведение,
- духовно-нравственные ценности,
- жизненные ценности.
Формы работы с классным коллективом:
- Тематические классные часы по духовно-нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение духовно-нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Праздники, конкурсы.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в духовно-нравственной истории страны и мира.
Направление IV. Гражданско-патриотическое
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Направление V. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные датам календаря (23 февраля, День Победы) и школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения гимназии).
- Дни творчества, дни открытых дверей.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение внеклассных мероприятий детей с родителями;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции гимназии, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития детей на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях учебной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
-тематические консультации;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1. Адаптация школьников к обучению.
2. Особенности деятельности младшего школьника
3. Физическое развитие школьников.
4. По итогам года.
2 класс
1. Как хорошо уметь читать.
2. Учимся быть внимательными.
3. Первые отметки.
4. Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы»
3 класс
1. Опять в школу.
2. Поощрение и наказание.
3. Как мы выполняем домашние задания.
4. Особенности развития младшего школьника.
4 класс
1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2. Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»
План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.
Направление
Месяц
Мероприятие
Форма проведения
Дата
Примечания
сентябрь
соц-пед
соц-пед
День знаний.
День рождения класса. Кн. Владимир и крещение Руси.
торжест. линейка
кл час
01.09.
01.09.
духовно-нравст
Молебен на начало учебного года.
молебен
30.08.
Дух.- нравств.
м/ф «Невероятное приключение Серафимы»
Посещение кинотеатра
03.09
Гражд.-патриотич.
День финансовой грамотности
Кл. час
08.09.
Соц.-пед.
Я талантлив!
Кл.час
17.09
духовно-нравст
Рождество Богородицы.
посещение литургии
21.09.
Духовно-нрав.
История праздника Воздвижение креста Господня
Кл.час
27.09
октябрь
Дух-нрав
Красота Божьего мира
Выставка рисунков
Работы сдать до 05.10
соц-пед
День учителя.
концерт
02.10.
соц-пед
семья
Именины гимназии. Посвящение в гимназисты.
праздн.
концерт
08.10.
духовно-нравст
День Св.Пр.Сергия Радонежского.Актовый день.
посещение литургии
08.10.
духовно-нравст
Покров Богородицы
посещение литургии
14.10.
соц-пед
Знакомство со школьной библиотекой.
Где книжка живет?
урок-экскурсия
23.10.
соц-пед
Смотр учебников.
конкурс
23.10.
Соц.-пед.
Жить невозможно без правил дорожных
Посещение кук.театра
27.10.
ноябрь
духовно-нравст
гр-патр
4 ноября – День народного единства.
«Я славлю Русь как героиню, как землю гордости людской».
кл. час
10.11.
Дух-нрав
Святые земли Русской
Конкурс стихов
13.11
Пед.-соц.
Иван-царевич и серый волк.
Посещение театра
26.11
семья
День матери. Конкурс мам и детей.
концерт
27.11
духовно-нравст
Начало Рождественского Поста.
28.11
декабрь
духовно-нравст
Введение Богородицы во Храм.
посещение литургии
04.12.
семья
«Поговорим о вежливости»
кл. час
03.12.
спорт-оздор
«Я – здоровый человек».
кл. час
10.12.
Дух.-нравств.
Посещение храмов, как устроена церковь, алтарь, храмовые иконы.
Экскурсия в Успенскую, Сергиевскую и вознесенскую церкви.
11.12.
Дух.-нрав., патриотич.
Великий князь Александр Невский
кл.час
18.12
Соц.-пед.
Ветка палестины, радуга познания, Серафимовские чтения.
Школьная научная конференция
22.12
Соц.- пед.
Урок доброты
Кл. час
23.12
Семья, дух.-нрав.
Дед мороз- Николай Чудотв.
кл. час
24.12.
соц-пед
Правила безопасного поведения зимой на улице, вблизи водоемов.
кл.час
25.12.
январь
духовно-нравст
соц-пед
Молебен на начало 3 четверти.
Итоги 1 полугодия «Класс года».
молебен
конкурс
11.01
Соц-пед
семья
«Рождественский очаг»
Классный праздник
12.01
Дух-нрав
Посещение детского дома
Поздраили ребят, подарили подарки
14.01
духовно-нравст
Рождество Христово.
концерт
15. 01.
духовно-нравст
«Легко друзей найти, да трудно сохранить».
кл.час
14.01.
соц-пед
«Прилетела к окошку синичка»
кл.час
21.01.
Соц-пед
Финал конк.чтецов
Участие-диплом
25.01
соц-пед
спорт-оздор
«Гололед, гололед, гололедица!»
кл.час
28.01.
февраль
Соц-пед
Посещение музея Добролюбова
экскурсия
04.02
семья
«Вредные и полезные для здоровья привычки»
кл.час
02.02.
Соц-пед
Музей сказок Пушкина
Экскурсия-викторина
09.02
духовно-нравст
«Что такое некрасивый поступок».
кл.час
11.02.
Соц-пед
Дух-нрав
Выставка Минского монастыря
Просмотр спектакля
16.02
гр-патр
«Мои защитники».
кл. час
18.02.
спорт-оздор
Честь имею.
спортивно-строевой праздник
23.02.
семья
Широкая масленица.
фольклорн праздник
16-21. 02.
соц-пед
Праздник Букваря.
праздник
20.02.
духовно-нравст
Начало поста.
23.02.
март
семья
«Мамин портрет»
конкурс рисунков
04.03.
духовно-нравст
«Как помочь природе убрать наш мусор».
кл.час
11.03.
Соц-пед
День открытых дверей
Урок-викторина
12.03
Соц-пед
Гармония мироздания
Фестиваль иссл.раб.
14.03
соц-пед
«Я – пешеход».
кл. час
18.03.
духовно-нравст
соц-пед
Неделя православной книги.
«Возьми книгу в руки – и не будет скуки».
кл.час
20.03.
апрель
духовно-нравст
Молебен на начало 4 четверти.
молебен
духовно-нравст
Пасха Красная.
концерт
12-19. 04.
духовно-нравст
Двунадесятные и великие праздники:
Благовещение.
посещение литургии
07.04.
гр-патр
«О космосе и космонавтах».
кл. час,
конкурс рисунков
08.04
соц-пед
«Грачи прилетели».
кл. час
22.04.
семья
Выставка поделок: «Мамины руки».
выставка
май
Дух-нрав
Пасхальный перезвон
Екскурсия на колокольню
05.05
гр-патр
День Победы. Пасха 45-го
Торжественное мероприятие
06.05
Соц.-пед.
Гр.-пед.
Стихи нижегородских поэтов
Встреча с поэтами, конкурс чт.
11.05
Соц-пед
Сергиевские чтение
Конкурс
12.05
гр-патр
«Россия – родина моя».
кл.час
13.05.
Соц-пед
День славянской письменности
концерт
19.05
соц-пед
Правила безопасного поведения на улице, вблизи водоемов в летнее время.
кл.час
20.05.
Соц-пед
семья
Перешли мы во вророй
праздник
25.05
гр-патр
соц-пед
Торжественная линейка
Класс года.
линейка
25.05.
15