Воспитательная система «Школа – наш дом»
Принято на педсовете «Утверждено»
протокол № ____от «___»_____201_г. приказ № ____ «____»__________201_г.
Директор школы _________________
Карамнова Т.Д.
Воспитательная система
«Школа – наш дом»
МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида
Ступинского муниципального района
Воспитательная система
Содержание.
1. Информационная справка о школе.
2. Концепция воспитательной системы.
3. Программа реализации концепции воспитательной системы школы.
4. Критерии оценки.
5. Управление воспитательным процессом.
6. Перспективный план действий по достижению ожидаемых результатов в развитии воспитательной системы.
Список литературы.
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей
сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом,
вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,
вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или
слышат дети, каждое наше слово-интонация,
с которой оно произносится, являются
капельками, падающими в тот поток,
который мы называем жизнью ребенка,
формирование его личности»
В.П.Кащенко
Информационная справка о школе
В школе обучаются дети в возрасте от 7 до 18 лет с различной структурой дефекта
В школе 10 классов комплектов. Средняя наполняемость классов по школе – 10 человек.
Режим работы учреждения:
в начальной школе: пятидневная рабочая неделя
в основной школе: шестидневная рабочая неделя
Школа работает в одну смену.
В школе имеется 9 учебных кабинетов; мастерские: швейная, слесарная, отделочных работ, углубленной трудовой подготовки; кабинет социально-бытовой ориентировки, спортивный зал, медицинский кабинет, библиотека, столовая на 40 посадочных мест. Дополнительное образование:
В школе работают 6 кружков по направлениям:
художественные;
технические;
спортивно-оздоровительный;
экологический.
Концепция воспитательной системы
Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии. При всей своей сложности задача эта решается в системе созданных в нашей стране специальных (коррекционных) школ.
Трудность проблемы определяется тем, что дети, обучающиеся в нашей школе, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. У ребенка в силу перенесенных мозговых заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний по основам наук.
Для многих обучающихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении, или в повышенной заторможенности, или в общей ослабленности всех реакций и т.п. У многих обучающихся, кроме указанных нарушений, имеются также грубые нарушения физического развития.
К сказанному следует добавить, что нарушения, как умственного развития, так и других сторон личности ребенка могут быть различны по степени и форме.
Все это осложняет решение задачи воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитаний умственно отсталых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.
Школа является основным звеном, которое должно обеспечивать комплексный подход к делу воспитания подрастающего поколения и осуществлять единство обучения и воспитания. Известно, что воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребенка и возможностями его воспитания.
Согласно N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
«В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (ст. 5, п.5), наша школа ставит перед собой задачу коррекция недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом их возможностей, реабилитация и социализация их в общество. Осуществляется процесс воспитания по общим с массовой школам направлениям с учетом того, что воспитательная система в коррекционной школе должна иметь коррекционную направленность и оказывать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию на основе специальных педагогических приемах.
Задачи концепции:
создание программы реализации концепции воспитательной работы с учащимися;
создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости школьников во внеурочное время, для дополнительного образования;
внедрение социально-значимых проектов в школе;
организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников;
организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе.
Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, и, прежде всего систему педагогического воздействия.
Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников нашей школы необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:
соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;
осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения;
систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;
обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;
осуществление тщательного и систематического контроля.
Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на основе принципов частичного самоуправления и самообслуживания.
Специальной задачей воспитания обучающихся нашей школы является, подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных жизненных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.
Психическое развитие детей, подчиняясь общим законам развития психики, осуществляется в процессе конкретных видов деятельности, и в первую очередь в коллективной. Это дает возможность активно управлять психическим развитием этих детей.
Законодательно - нормативное обеспечение воспитательной системы:
1. Закон РФ N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Программа развития Ступинского муниципального района.
3. Устав школы.
4. Программа развития школы
Принципы:
Воспитательная система руководствуется принципами и генеральными ориентирами закона Закон РФ N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" Принцип создания толерантной среды — требует формирования в школе гуманистических отношений, упорядочение норм и правил уважительного отношения педагогов и обучающихся;
Принцип индивидуализации - требует учета индивидуальных особенностей учащегося, его уровень развития, при включении в различные виды деятельности, предоставляет каждому ребенку возможность самореализации;
Принцип сотрудничества - предполагает организацию совместной деятельности педагогов, родителей, детей на основе взаимопомощи;
Принцип мотивации деятельности - требует наличия у детей осознанного включения в ту или иную деятельность, т.е. цель понятна и доступна;
Принцип единства и целостности воспитания и обучения - предполагает единство целей и выбор единых педагогических требований, методов и технологий;
Принцип систематичности и целенаправленности - именно целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности;
Принцип коррекционной направленности - подразумевает коррекцию, компенсацию или устранение недостатков в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи специальных методических приемов;
Целью: Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно-ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки.
Задачи:
· Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;
· Всестороннее развитие обучающихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду;
· Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении обучающихся в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;
· Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной;
· Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.
Основная идея – поставить личность обучающегося школы в центр всей воспитательной системы.
Воспитательная система – это, прежде всего взаимосвязь:
Взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса - педагогов, обучающихся и родителей;
Взаимосвязь всех компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного) процесса воспитания;
Взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы;
Взаимосвязь учебного заведения и социума:
Системный взгляд на процесс воспитания в школе позволил нам условно выделить три слоя воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.
Первый слой - это воспитательная система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития обучающихся.
Второй слой - составляет воспитательное пространство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического воздействия.
Третий слой - система педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка.
Поэтому в нашей школе одновременно ведется работа и по построению воспитательной системы школы, и по созданию воспитательных систем классов, и по формированию системы индивидуального сопровождения и развития ребенка с непосредственным участием всей службы сопровождения (психолог, соц. педагог, медицинские работники, логопед, врач-психиатр).
Программа реализации концепции
воспитательной системы школы «Школа – наш дом».
1 Изучение педагогами структуры патогенеза обучающихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подходов.
Деятельность психолого-педагогического консилиума школы по оказанию помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определении зон ближайшего развития, щадящего режима для детей.
2 Работа МО классных руководителей по разработке оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, единых требований к учащимся, расширение воспитательного поля.
3 Познавательное направление:
- Коррекция частичное устранение или компенсация недостатков в умственном развитии ребенка;
- Создание условий для коррекции и развития образовательных способностей ученика.
4 Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся:
- Воспитание гражданского достоинства;
- Уважение к истории Отечества родного края и людям, создающим славу Отечеству и родному краю.
5 Духовно-нравственно воспитание, эстетическое воспитание:
- приобщение детей к опыту общественного сознания и поведения;
- накопление сенсорного опыта у детей, правильной оценки поступков;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, ритма;
- создание условий для выражения и применения своих художественных способностей.
6 Формирование здорового образа жизни:
- санитарно-гигиенические мероприятия;
- оздоровительная работа с детьми;
- лечебно-профилактические мероприятия.
7 Экологическое воспитание:
- Прививать любовь и бережное отношение к природе.- Учить гармонии человека и окружающей среды.- Воспитывать интерес и любовь к родному краю.
8 Трудовое и профориентационное воспитание:
школьников как фактор коррекции имеющихся психофизических недостатков, воспитание многих положительных качеств личности умственно отсталого ребёнка;
- прививание любви к труду и уважение к людям труда; - формирование у детей трудовых навыков и умений; - формирование трудолюбия, подготовка к выполнению необходимых и доступных видов проф. деятельности;
9 Правовое воспитание, профилактика правонарушений:
- снижение уровня правонарушений, безнадзорности;
- повышение показателей посещаемости, социальной адаптации обучающихся;
- повышение уровня информированности учеников в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности.
10 Самоуправление:
- Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья правильному общению, развитие коммуникативных функций;
- Воспитание уважения к мыслям других людей, справедливому оцениванию их поступков, стремлению быть полезным.
11 Работа с родителями:
- повышение доли ответственности родителей в воспитании ребенка через развитие интерактивных форм работы специалистов, социально-педагогическое сопровождение, функционирование школьного Совета профилактики правонарушений.
- организация системы комплексного сопровождения социально-опасных семей, направленной на получение своевременной объективной информации об особенностях внутрисемейных отношений, защиту прав ребенка, определение оптимальных направлений профилактической работы.
- повышение уровня информированности родителей в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы;
- профилактика семейной дезадаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
12 Взаимосвязь школы с общественными учреждениями и организациями:
- социально- педагогическое партнерство школы с другими субъектами профилактики асоциального поведения, наркомании и т.д.
1
С целью планирования содержания коррекционной работы с ребёнком, воспитателю очень важно изучить какие звенья психической деятельности оказались неполноценными. В данном случае учитываются аналогичные сведения:
- особенности психического, неврологического и соматического развития ребёнка в процессе онтогенеза;
- проявление обычного нетипичного поведения и выявление ситуаций, влияющих на изменение поведения;
- темпы (скорость, интенсивность) накоплений определённых навыков и умений;
- спонтанность (степень самостоятельности ребёнка в овладении разными видами деятельности);
- результативность (уровень развития, достигнутый ребёнком к моменту обучения).
Эти параметры фиксируются классным руководителем и воспитателем ГПД при изучении развития моторики, навыков самообслуживания, игры интересов, общения, познавательных способностей.
Для успешной работы с детьми педагогу необходимо знать индивидуальные особенности обучающихся. Знание причин ограниченных возможностей здоровья, истории развития, особенностей характера обучающихся поможет найти эффективные приёмы и методы работы по коррекции недостатков воспитания. С этой целью педагог изучает личные дела обучающихся, протокол ПМПк, налаживает тесную связь с родителями. Классные руководители ведут дневники наблюдений, где отмечаются различные события в жизни обучающихся. С записями в дневниках наблюдения знакомятся учителя, социальный педагог, психолог, школьный врач, что оказывает значительную помощь в их работе, и также записывают свои результаты и наблюдения. Классный руководитель планирует мероприятия с родителями детей с целью вовлечения их в коррекционно-воспитательный процесс. Эта работа состоит в организации родительских собраний, встреч обучающихся с родителями, посещение семей обучающихся.
Во внеурочное время воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, соц. педагог, педагог-психолог, наставники на своих занятиях отмечают особенности поведения обучающихся, и совместно с учителями проводит работу по коррекции отрицательных сторон личности, всемерно способствует закреплению и развитию положительных черт личности.
Школьный психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии. ПМПк возглавляется директором школы.
Целью работы школьного ПМПк является отслеживание диагностики коррекционно-развивающего обучения и воспитания контингента обучающихся.
Задачами являются:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития ребенка;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его психофизического состояния, уровень школьной успеваемости.
Службы сопровождения коррекционно-воспитательной системы школы, входящие в состав ПМПк:
- дефектологическая
- психиатрическая
Способствуют оптимизации воспитательной работы с детьми.
ДЕФЕКТОЛОГИ отслеживают содержание и методологию воспитательной работы с учётом психофизических недостатков детей, мониторинг коррекционной направленности обучения и воспитания школьников.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ оказывает помощь учителям в проведении воспитательных мероприятий:
- организации экскурсий на предприятия, библиотеки, ПУ;
- проведение бесед, анкетирование;
- систему работы школы, классных руководителей с родителями обучающихся, общественными организациями.
МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ (врач, медицинская сестра) обеспечивают лечебно-профилактический режим в школе в ходе учебно-воспитательного процесса. Медицинский персонал следит за состоянием здоровья школьников на всем протяжении воспитательных режимных моментов.
Обследование ребенка специалистами ППК осуществляется по инициативе родителей или сотрудников общеобразовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями. По данным обследования составляется заключение и разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей.
2
Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия – не только руководитель, но и направлять, воспитывать. Его назначение проследить за становлением личности ребенка, входящего в мир. В нашей школе на классного руководителя возлагается дополнительная нагрузка и ответственность. Он порой – единственный взрослый, с которым ребенок может поделиться своими проблемами и невзгодами. Он порой единственный советчик и защитник ребенка. Поэтому классному руководителю необходимо знать семью, среду, окружающую ученика, и его индивидуальные особенности.
С этой целью методическое объединение классных руководителей ставит следующие задачи:
- изучать материалы работы педагогов с неблагополучными семьями;
- рассматривать вопросы по созданию условий успешного развития личности обучающихся, повышение духовной культуры и научно-практической подготовки классных руководителей в области воспитания обучающихся;
- теоретическая и методическая подготовка классных руководителей по проблемам индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании умственно отсталых детей;
- выработка единых требований и мер по решению наиболее принципиальных вопросов практики воспитания коллектива и личности;
- углубление знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, вооружение их методикой воспитательной работы и оказание помощи в совершенствовании индивидуального педагогического мастерства;
- изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по воспитанию обучающихся и созданию нового опыта на основе рекомендаций педагогической науки.
Методическое объединение классных руководителей помогает им повышать уровень профессиональной подготовки, овладевать новыми, более современными методами и приёмами обучения и воспитания. Центральное место в работе методического объединения отводится коррекционной направленности воспитания, исправлению специфических нарушений и всей личности ребёнка в целом.
На заседании МО анализируются открытые занятия, корректируются пути и средства исправления недостатков в обучении и воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Формы, методы:
Методические заседания,
Конкурс «Учитель - учителю»,
Круглые столы, семинары и т.д.
3
У всех обучающихся коррекционной школы имеются нарушения нормального развития когнитивных процессов, поэтому коррекция недостатков умственного развития и формирование правильной организации умственного труда детей с особыми образовательными потребностями является одной из главных задач специальной школы.
Задачи:
Коррекция частичное устранение или компенсация недостатков в умственном развитии ребенка;
Создание условий для коррекции и развития образовательных способностей ученика;
Повышение интереса к учебе
Условия эффективного решения задач:
Содержание обучения; т.е. соответствующий уровню развития детей характер и объем тех общеобразовательных и профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, которые им сообщаются;
Оптимальный подбор форм, методов и средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающих специальным требованиям;
Учет психофизических особенностей обучающихся в процессе обучения и воспитания, мониторинг и своевременная коррекция образовательного маршрута;
Личность учителя, его отношение к учащимся, его педагогическое мастерство;
Формы, методы:
предметные декады, недели
интеллектуальные, познавательные игры, олимпиады
КВНы, викторины, конкурсы и т.д.
Содержание:
Учебный процесс Внеучебная деятельность
Система учебных занятий;
Различные виды уроков;
Внеурочная работа по предмету;
Интегрированные уроки;
День знаний;
Школьные олимпиады по предметам;
Предметные недели;
Проведение экскурсий;
Конкурсы, смотры, викторины по предметам;
Самоподготовка;
Занятиям по развитию когнитивных процессов.
Программное обеспечение:
1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида;
2. Положения о проведении мероприятий;
3. Годовой план работы школы.
4
Воспитание у обучающихся коррекционной школы гражданско-патриотических качеств является наиболее сложной и вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей воспитательной системе, т.к. успешная социализация обучающихся в обществе зависит от воспитания у него этих качеств. Цель:
формирование у обучающихся патриотических чувств в процессе знакомства с городом, районном, страной, в которой они живут, с их историей, традициями, обычаями и культурой.
Задачи:
Воспитание гражданского достоинства;
Уважение к истории Отечества родного края и людям, создающим славу Отечеству и родному краю;
Воспитание уважения к собственному «я»;
Знание прав и обязанностей человека нашего общества, осмысление понятий честь, долг, ответственность;
Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
Воспитывать уважение к своему народу, традициям и обычаям своей страны;.Условия эффективного решения задач:
Дифференцированность в уровне решения задач применительно к разным категориям обучающихся;
Сохранение школьных традиций;
Построение соответствующего стиля взаимоотношений и психологической контактности педагога с детьми;
Наглядный положительный пример педагогов и родителей;
Систематичное воспитание нравственных качеств у детей с отклонениями в развитии во всех сферах деятельности;
Единство целей, форм, содержания и требований семейного и школьного воспитания
Формы, методы работы:
уроки истории и обществоведения;
экскурсии по историческим местам нашего района;
декады военно-патриотического воспитания;
тематические классные часы;
посещение музеев боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами войны и труда;
конкурсы, викторины. концерты по патриотической тематике;
праздники, часы общения, посвященные патриотической теме.
Содержание:
Учебный процесс Внеучебная деятельность
День знаний;
Система уроков истории и обществоведения; Предметные недели;
Тематические выставки;
Воспитательный аспект на уроке;
Система работы по этому направлению соц. педагога, психолога, библиотекаря;
Изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество; Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции обучающихся;
Воспитательские занятия, направленные на изучение традиций народов России;
Занятие в кружках; Конкурсы стихов, рисунков, газет;
Военно-спортивная игра «Зарница»; Мероприятия, посвященные дню города, дню рождения школы, 9 мая и др. праздникам; Проведение КТД;
Встреча с ветеранами.
Программное обеспечение:
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида по
истории и обществоведению ;2. Положения о проведении КТД;
3. Положения о конкурсах;
4. Годовой план работы школы.
5
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества, в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому нравственно воспитание наряду с трудовым приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Группа нравственных знаний должна формироваться под руководством и с участием педагога практическим путём в разнообразных видах деятельности самих детей.
Воспитание элементарных навыков и привычек культурного поведения осуществляется в единстве требований со стороны всего педагогического персонала школы:
- навыки аккуратности, опрятности;
- правила вежливого поведения со сверстниками и взрослыми;
- культура речи и общения;
- поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Приёмами педагогического воздействия здесь являются:
личный пример педагога;
показ;
приучение;
упражнения;
Эти приёмы используются педагогами в системе внеклассных мероприятий на этические темы, при чтении специальной литературы, анализа нравственных характеристик героев книг, фильмов. В ходе занятий педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы у обучающихся возникла потребность быть похожими на людей, уважаемых и чтимых в детском коллективе. Концентрируя внимание детей на поступках и поведении людей, заслуживающих похвалы и одобрения педагога постепенно приучает обучающихся не только к правильной оценке поступков, но и создаёт необходимую систему мотивов поведения, которая будет необходима им для успешной социально-трудовой адаптации и реабилитации в социуме после окончания школы.
Воспитание эстетических чувств осуществляется комплексно в системе коррекционно-развивающего обучения:
- словесными, наглядными педагогическими приёмами и методами закладываются основы знаний и понятий о прекрасном в многообразной деятельности человека, в природе, в обществе.- проводятся различные по форме и содержанию внеклассные мероприятия, направленные на формирование и развитие творческих навыков: занятие музыкой и пением, рисование, лепки, аппликации, вышивания, вязания, работа с кожей и др.
Эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Поэтому решающая роль в развитии эстетического воспитания, понимания произведений искусства принадлежит педагогам и родителям.
Главная цель:
Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
Задачи:
создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
уметь предъявлять требования к себе и своему поведению;
воспитывать художественно-эстетический вкус, чувство красоты, ритма;
создавать условия для выражения и применения своих художественных способностей;
Учебный процесс Внеучебная деятельность
Уроки музыки, ритмики, изобразительного искусства, трудового обучения;
Тематические классные часы;
Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города;
Дискуссии по нравственной тематике;
Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы.
Проведение КТД;
Конкурс чтецов, рисунков;
Интегрированные уроки.
Изучение нравственной воспитанности обучающихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности обучающихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию нравственной позиции обучающихся;
Воспитательские занятия, направленные по нравственному воспитанию.
Работа кружков декоративно-прикладного творчества, театрального, художественной самодеятельности;
Воспитательские часы ГПД;
Экскурсии на природу;
Посещение выставок;
Участие в областных, районных и школьных выставках декоративно-прикладного творчества;
Участие в областных, районных и школьных конкурсах художественной самодеятельности;
Проведение праздников, КТД;
Конкурсные программы
Условия эффективного решения задач:
- Учет способностей детей к различным видам творчества;
- Личные качества и профессиональные умения педагогов, их способность сформировать интерес детей к своему ремеслу;
- Систематичное развитие эстетического вкуса у детей с отклонениями в развитии во всех сферах деятельности.
Формы и методы работы:
- посещение выставок;
- экскурсии на природу;
- участие в выставке прикладного творчества;
- праздники;
- постановка номеров художественной самодеятельности;
- работы кружков.
Программное обеспечение:
1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида музыки, ритмики, изобразительного искусства, трудового обучения
2. Положения о конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
3. Годовой план работы школы.
6
Забота о здоровье детей – это государственная проблема. В коррекционной школе она стоит на первом месте. Здоровью в течение года уделяется много внимания – мед. осмотры, физическое воспитание, тематические классные часы и т.д.
Физическое воспитание решает как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные задачи. Основная задача – физическое оздоровление обучающихся, коррекция недостатков физического развития. Прежде всего, физическое воспитание в нашей школе строится в соответствии с обшей целевой установкой обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями - подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития обучающихся является одним из решающих условий для решения вопроса об их будущей самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Главная цель:
Содействие здоровому образу жизни подростков направлено на формирование у детей культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к собственному здоровью и готовности поддерживать его в оптимальном состоянии.
Задачи:
Профилактика соматических заболеваний и поддержание иммунитета организма;
Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность ребенка с ограниченными возможностями, поддержка и развитие детского спорта;
Содействие коррекции психического и физического здоровья обучающихся, формирование у детей с отклонениями в развитии валеологически обоснованного режима труда и отдыха; Формирование ряда нравственных качеств;
Условия эффективного решения задач
совместная, взаимосвязанная работа педагогического коллектива, медицинских работников и специалистов службы сопровождения по укреплению здоровья детей;
единый подход обеспечению щадящего режима жизни ребенка в семье и школе, правильное чередование учения, физического труда, отдыха, питания, внеклассных занятий;
Формы, метод:
- работа спортивных секций;
- турниры, состязания первенства школы ;- спортивные праздники, дни здоровья;
- пропаганда «Здоровья»
Содержание:
Учебный процесс Внеучебная деятельность
Система занятий по физкультуре;
Специальные занятия по ритмике и ЛФК;
Организация питания в школе;
Правильная организация и гигиена учебного и физического труда обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
Утренняя зарядка на 1 уроке;
Динамическая пауза на перемене;
Физминутки на уроках.
Изучение состояния физического здоровья обучающихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья;
Летние оздоровительные мероприятия;
Работа спортивной секции в школе;
Проведение спортивных соревнований, конкурсов смотров, олимпиад;
Проведение систематических спортивных мероприятий (Дни здоровья, военно-спортивные игры, кроссы);
Разностороннее просвещение и активное привлечение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом;
Учет возрастных и личностных возможностей обучающихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
Работа по программе «Здоровье»; Участие в районных и областных спортивных соревнованиях для детей инвалидов.
Программное обеспечение:
1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (ритмика, физическая культура, ЛФК)
2. Программа «Здоровье»;
3. Положения по спортивно-массовым мероприятиям;
4. Годовой план работы школы
7
Для успешной социализации необходимо не только обеспечить данную категорию учащихся базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими экологически грамотно вести себя в природе, но и обеспечить педагогические условия для формирования основ экологической культуры личности, раскрывающейся как в формировании экологических знаний, так и в практической деятельности, основанной на знании социально-природных закономерностей.
Цель: повышение уровня экологической грамотности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения, способствующих коррекции имеющихся у них отклонений в развитии и более успешной социализации в обществе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у обучающихся системы научных знаний, направленных на познание законов.
В ходе реализации комплексного подхода в процессе формирования основ экологической культуры в специальной (коррекционной) школе VIII вида планируется решить следующие конкретные задачи:
организовать «экологическое пространство» в школе и на ее территории ( «экологический уголок» в классе, «экологическая тропа» на территории, «Зеленый сад» в коридорах школы);
разработать и реализовать содержание организационно-методической работы с педагогами;
разработать и реализовать содержание организационно-методической работы с родителями учащихся;
обеспечить информационное обеспечение и наглядную экологическую пропаганду путем оформления тематических стендов, проведения конкурсов рисунков, плакатов и др.;
обеспечить реализацию межпредметных связей в процессе формирования основ экологической культуры школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения;
Условиями эффективной работы с обучающимися с целью повышения уровня их экологической культуры является следующее:
доступность сообщаемых экологических сведений;
повышение интереса учащихся к природным объектам и явлениям путем использования разнообразных методов экологической направленности и их грамотного сочетания в процессе работы;
обеспечение сознательности и прочности усваиваемых экологических представлений путем реализации межпредметного подхода в процессе формирования экологической культуры;
обеспечение непосредственного контакта обучающихся с объектами окружающего мира путем организации «экологических пространств»;
закрепление полученных экологических знаний и представлений на практике путем включения учащихся в практическую природоохранную деятельность;
формирование устойчивого положительно-эмоционального отношения к объектам природы путем воздействия личным примером, обучения «общению с природой», что позволяет развивать нравственные и эстетические чувства умственно отсталых школьников;
коррекционная направленность процесса экологического обучения и воспитания, что способствует обогащению чувственного опыта школьников, развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в процессе ознакомления с природой;
учет особенностей ВПФ школьников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения) и коррекция этих психических процессов в ходе формирования экологических знаний и представлений;
соблюдение принципов последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала в ходе образовательно-воспитательного процесса;
обеспечение непрерывности процесса формирования основ экологической культуры, который выражается в грамотном сочетании эколого-ориентированной работы на уроке и в процессе внеклассной работы.
Основные направления образовательно-воспитательной работы, направленной на повышение уровня экологической грамотности обучающихся:
Эколого-краеведческое. Целью этого направления является формирование экологических представлений о неживой природе, растениях и животных своего ближайшего окружения, их взаимосвязи.
Эколого-нормативное. Целью этого направления является формирование экологических представлений обучающихся о нормах и правилах поведения в природе (в лесу, на лугу, у водоема, в городе), умений оценить свои поступки и поступки других людей по отношению к объектам природы.
Эколого-здоровьесберегающее. Целью этого направления является формирование представлений об экологических факторах, оказывающих влияние на здоровье человека, о составляющих здорового образа жизни, об экологически безопасных продуктах питания и экологии жилища.
Организация различных видов «экологических пространств» :Мероприятия по организации «экологического пространства» в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида
Создание эколого - развивающей среды на территории школы
«Экологическая тропа»
Создание эколого- развивающей среды в школе
«Зеленый сад» в холле
Мероприятия по организации «экологического пространства» в школе
Создание эколого - развивающей среды в классе
«Экологический уголок»
Экологическая пропаганда (создание «экологической библиотеки», выставки детских работ, информационные стенды, экскурсии, внеклассные мероприятия и т.д.
\
- экологические классные уголки - для создания и поддержания необходимых условий для жизни растений, познавательно-ознакомительной деятельности и общения с природой (выращивание рассады для клумб, озеленение класса, фотоальбомы, выставки книг и т.д.;
- «Зеленый сад» - специально выделенная для объектов живой природы часть холла, включающая комнатные растения разных видов (напольные, ампельные, суккуленты);
«Экологическая тропа» - специально оборудованный маршрут на территории школы, включающий следующие объекты: цветочная клумба, кустарники, деревья с кормушками для птиц, лужайка, фитоогород с лекарственными растениями (мята, подорожник, чистотел, пижма, календула, ромашка, зверобой);Система работы по формированию основ экологической культуры у школьников включает различные формы, средства и методы экологической направленности.
Формы и методы работы:
- субботники;
- экскурсии на природу;
- праздники;
- работы кружков;
- проектная деятельность
Содержание:
Учебный процесс Внеучебная деятельность
Уроки природоведения, географии, биологии;
Экскурсии;
Конкурс поделок из природного материала, рисунков;
Интегрированные уроки.
Работа кружков экологического кружка
Воспитательские часы ГПД;
Экскурсии в природу;
Посещение выставок;
Участие в районных и школьных выставках поделок из природного материала;
Проведение праздников, КТД;
Конкурсные программы, тематические недели;
Организация субботников и трудовых десантов;
Классные часы;
Акции;
Выращивание рассады для оформления пришкольного участка
Программное обеспечение:
1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида по географии, биологии, природоведению.
2. Годовой план работы школы
3. Программа муниципальной эксперементальной площадки «Разработка системы педагогических мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса формирования основ экологической культуры в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
8
Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с учащимися школы. Оно призвано подготовить обучающихся к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы к современной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств.
Цель: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни
Задачи:
Формирование у обучающихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умений использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки;
Воспитание у обучающихся таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины;
Сохранение социального здоровья обучающихся через выработку адекватных профессиональных намерений.
Условия эффективного решений задач:
взаимосвязь между общеобразовательным и трудовым обучением
опора на предметно-практическую деятельность детей
соотношение требований и возможностей ребенка
формирование адекватного уровня притязаний и самооценки
Содержание:
Учебный процесс Внеучебная деятельность
Система занятий ручным трудом в младших классах;
Система профессионально-трудового обучения в старших классах;
Занятия на уроках СБО;
Система классных часов;
Система работы классного руководителя по профориентации;
Связь с ПУ, организация встреч, экскурсий;
Организация трудовых бригад.
Система деятельности по самообслуживанию (уборка классных комнат, занятия по самообслуживанию);
Система воспитательных часов профориентации;
Работа кружков декоративно-прикладного творчества, технического творчества;
Организация трудовых поручений в классе;
Работа на пришкольном участке;
Формирование трудовых бригад в летний период;
Система КТД;
Организация субботников и трудовых десантов;
Подготовительная работа по проведению общешкольных мероприятий;
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики;
Выращивание рассады для оформления пришкольного участка.
Программное обеспечение:
1. Программа профессионально-трудового обучения по профилям «швейное дело», «углубленная трудовая подготовка», «слесарное дело», «технология отделочных работ», «труд»(в начальных классах);
2. План работы по профориентации;
3. План работы школы
9
Одно из важных направлений воспитательной работы школы – правовое воспитание, профилактика вредных привычек, правонарушений. Профилактическая работа школы направлена также на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализации мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждение противоправных поступков.
Цель: формирование правосознания, как качества личности, позволяющего ребёнку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Задачи:
снижение уровня правонарушений, безнадзорности;
повышение показателей посещаемости, социальной адаптации обучающихся;
повышение уровня информированности учеников в вопросах сохранения здоровья путем использования различных форм и методов профилактической работы;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и пожарной безопасности.
Условия эффективного решений задач:
создания банка данных обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;
соотношение требований и возможностей ребенка
вовлечение детей «группы риска» в культурно - досуговую деятельность, в конкурсы декоративно-прикладного и технического творчества, спортивные мероприятия школьного, городского и областного уровня;
активизация учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности средствами комплексного психолог - педагогического и медико-социального сопровождения.
Принципы работы:
Комплексность или согласованное взаимодействие
- органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики;
- специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
- органов управления образования.
Дифференцированность: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
- возраста детей;
- степени вовлеченности.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Многоаспектность; сочетание различных направлений профилактической работы:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях, употребления наркотических и психотропных веществ).
Легитимность: профилактическая работа должна осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
Преемственность. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий
Непрерывность; профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
Систематичность. Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Классные часы и внеклассные мероприятия
Работа спортивных секций
Работа клубов и кружков по интересам
профориентация
Развитие системы кружковой работы
Организация досуговой деятельности
Профилактическая работа с учащимися и родителями
Внешкольное дополнительное образование
Предупредительно-профилактическая работа школы
Участие в работе КДН
Совместные рейды
Оформление правовых уголков
Тематические беседы и лекции
Проведение акций, операций, месячников
Правовой всеобуч учащегося
Межведомственное сотрудничество в интресах ребенка
Дни открытых дверей.
Консультации специалистов для родителей
Тематический лекторий для родителей
Тематические встречи с правоохранительными органами
Организация совместных праздников,экскурсий.
Выявление неблагополучных семей;работа с ними
Взаимедействие с семьей,просветительская работа, работа с неблагополучными семьями
Семенары и педсоветы
Обобщение и распространение передового опыта
Внедрение профилактических программ
Психолого-педагогический консилиум
Создание банка данных о семьях детей
Выявление учащихся «группы риска», изучение их индивидуальных особенностей
Социально-психологическое
сопровождение
Информационно-педагогическое
сопроваждение
Анализ состояния правонарушений среди н/л
Ребенок
Профилактика правонарушений
В соответствии с вышесказанным, можно выделить три основных направления работы школы по профилактике:
Работа с детьми;
Работа с педагогическим составом;
Работа с родителями;
Работа с различными организациями.
Содержание:
Учебный процесс Внеучебная деятельность
Система классных часов:
- по формированию правовой культуре, толерантного поведения;
- по профилактике,
- профилактике ДДТТ;
Система работы классного руководителя по профилактике;
Кинолектории ;Работа на уроках.
Встреча с представителями правоохранительных органов, ОДН;
Система воспитательских часов в ГПД по нравственному и правовому воспитанию;
Работа кружков декоративно-прикладного творчества, технического творчества;
Организация трудовых поручений в классе;
Система КТД;
Развитие самоуправления;
Система спортивно-массовых мероприятий;
Конкурсы и выставки рисунков, плакатов по пропаганде здорового образа жизни;
Акции, марафоны.
Программное обеспечение:
1.План работ Совета профилактики школы;
2. План работы по профилактике;
3. Программа «Здоровье»;
4. Программа «Разговор о правильном питании»;
5. программа по изучению ПДД
6. План работы школы.
10
Одно из направлений в нашей воспитательной системе - деятельность органов самоуправления. Однако специфика развития личности умственно отсталых детей не позволяет в полном объеме реализовать эту деятельность. Поэтому важную роль в школьном самоуправлении играют педагоги и их заинтересованность в воспитании у детей самостоятельности, справедливости, активной позиции, формировании адекватной самооценки.
Цель: вовлечение детей в процесс организации их жизни, учебы, становление их гражданского самосознания.
Задачи:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, их психологический комфорт
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья детей правильному общению, развитие коммуникативных функций
Воспитание уважения к мыслям других людей, справедливому оцениванию их поступков, стремлению быть полезным
Условия:
Правильное восприятие детских идей, умелая трансформация их в социально-значимые дела, ненавязчивое скрытое руководство и постоянный контроль за их реализацией
Приобщение максимального количества детей к решению школьных проблем
Адекватное оценивание их стараний любого уровня, с учетом возможностей ребенка
Содержание:
Рейды: «Как мы переходим улицу», «Нет курильщикам», «Самый чистый класс» и др.;
Конкурсы плакатов, рисунков, поздравительных открыток, классных уголков и др.;
Акции «У нас не курят», «Сохрани учебник и помоги ему» и др,;
Марафоны.
АДМИРАЛ
Адмиралтейство Образования
Адмиралтейство Культуры
Адмиралтейство Внутренних дел
Адмиралтейство Здоровья
Парусник «Юность»
Шхуна «Тинейджер»
Яхта
«Малыш»
Экипаж «Робинзоны»
Экипаж
«Стрела»
Экипаж «Устремленные»
Экипаж
«Морячки»
Экипаж
«Маяк»
Экипаж «Каравелла»
Экипаж «Дружный»
Экипаж
«Юнги»
11
Работе с родителями в школе отводится важная роль.
Цель работы: организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
Правовое просвещение родителей;
Оказание помощи родителями в семейном воспитании;
Совместная со школой организация социальной защиты детей;
Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Содержание работы (определяется задачами):
Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;
Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Декларация прав человека и ребёнка, Устав школы, Правила внутреннего распорядка, Правила для обучающихся и другие локальные акты школы);Совместные занятия родителей с детьми (кружки, походы, экскурсии, КТД);
Совместная оздоровительная работа семьи и школы (дни здоровья, спортивные мероприятия);
Совместное оценивание уровня воспитанности, социализации детей;
Создание банка данных о семьях обучающихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся;
Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе «учитель-ученик-родитель»;
Разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания обучающихся, использование активных форм просветительской деятельности;
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1.Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
2.Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3.Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.
Основные способы общения родителей и педагогов:
1. Организация родительских конференций, собраний, лекторий, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.
2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.
3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.
4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
5. Создание родительского комитета.
6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, спортивные игры, выставки ит.д.).
7. Уважительное общение с учётом культурой, религиозной, национальной, этнической принадлежности родителей.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:
- Дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;
- участие в родителей в работе родительского комитета школы, управляющем совете.
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни.
Родители в воспитательной системе школыУчастие в коллективных творческих делах класса и школы(праздники, экскурсии, творческие поручения)Родительские лекторииУправляющий советУчастие в управлении школойПовышение мастерства воспитанияИндивидуальные консультации для родителей (психолог, соц. педагог, инспектор ОУУП и ДН, уполномоченный по правам)Родительские собранияРодительский комитет
12
С целью оптимизации коррекционно-воспитательной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школа активно сотрудничает с общественными организациями: ОУУП и ДН, КДНиЗП, УВД, органами опеки и попечительства, Соц. защитой, центром «Семья», центром занятости, реабилитационным центром для несовершеннолетних «Альбатрос», детскими и подростковыми клубами, ФОкСИ.
Тесно взаимодействует школа с профессионально-техническим училищем № 52, так как многие учащиеся после окончания школы успешно продолжают там обучение.
4. Критерии оценки
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели эффективности.
Первый критерий - социализация и адаптация обучающихся в жизни. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Второй критерий - удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерий - значимость учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих - своем учебном заведении, но и в контексте с достижениями других образовательных учреждений города и области.
5. Управление воспитательным процессом
В школе управление воспитательным процессом идет в следующих направлениях:
Работа с педагогическими кадрами
МО классных руководителей;
Методическая работа;
Открытые занятия;
Индивидуальная работа.
Работа с учащимися
По направлениям воспитательной работы;
Через совет старшеклассников;
Индивидуальная работа;
Работа с документацией;
Уровень воспитанности;
Анализ работы педагогического коллектива;
Работа с семьей
Проведение совместных мероприятий;
Вывод: в школе создано воспитательное пространство и, учитывая специфику детей, приоритетное начало принадлежит педагогам. Позиция педагогов заключается в том, что они не прибегают к «запретам» и «указам», а вовлекают самих детей в процесс создания и укрепление воспитательного пространства.
6. Перспективный план действий по достижению ожидаемых результатов в развитии воспитательной системы:
1. Совершенствование структуры управления развитием воспитательной системы:
Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей и воспитателей;
Совершенствование и развитие органов самоуправления;
Обеспечение нормативно-правовой базы воспитательного процесса;
Разработка различных проектов по направлениям воспитательной системы;
Разработка программ воспитательной работы класса;
Проведение конкурса программ ВР класса;
Проведение конкурса классных руководителей;
Мониторинг воспитательной работы;
Развитие системы школьных социально-значимых традиций.
2. Развитие дополнительного образования
Разработка программ дополнительного образования;
Разработка мониторинга дополнительного образования;
Изучение потребностей и возможностей учащихся с особыми образовательными потребностями в развитии дополнительных образовательных услуг.
3. Развитие общей и индивидуальной профессиональной культуры педагогов
Пополнение банка данные методических и дидактических материалов воспитательного процесса;
Работа творческих групп по разработке и реализации проектов, реализующих целевую программу воспитания школы;
Участие в конкурсах профессионального мастерства;
Совершенствование методической работы педагогов.
4. Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитания гражданственности.
Развитие новых форм работы с родителями для эффективного взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей с ограниченными возможностями .
Список литературы:
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ (письмо от 15.01.03 № 13-51-08/13), Вестник образования 7/2003.
Об организации работы по реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы (приказ от 20.03.03 № 1086), Вестник образования 10/2003.
Журналы:
Завуч 2002-2003
Завуч начальной школы 2003
Воспитание школьников 2003
Классный руководитель 2002-2003
Заместитель директора по воспитательной работе 2004
Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1982.
Водоватова Ф.Ф., Бумагиной Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. Сборник документов, составление и комментарии Москва, 2000.
Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. М.,«Просвещение», 1984
Пузанова Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Изд. центр «Академия», 2000.
Рожков М.И.,. Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, Академия развития 2003.
Соколова Н.Д., Л. В. Калинникова Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.
Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. Москва, «Просвещение» 1993.
Чупаха И.В., Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., «Илекса» 2001
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., «Просвещение» 1994.