ЭССЕ ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ


Министерство образования Московской области
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
ЭССЕ
ПО КУРСУ: ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: В чем, по Вашему мнению, заключается роль ведущих концепций, программ и нормативно-правовых документов федерального и областного уровня в развитии системы образования
Выполнил: слушатель группы № 16
учитель МОУ СОШ № 13 г. Клин
Острикова Ольга Ивановна
Москва 2015
1
По моему мнению, концепция модернизации образования ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Я полагаю, что новый образовательный стандарт ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призваны решать школьные предметы – история и обществознание. Учителю, с одной стороны, необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрять компетентностный подход в преподавании истории и обществознания.Я думаю, что в связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию? Кроме того, введение ЕГЭ и ГИА сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.
Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее эффективных методов обучения. Одной из концепций современного образования является метод информатизации.Главной задачей информатизации является формирование глобального информационного пространства. Среди других, менее глобальных задач информатизации выделяют:
повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной,
2
исследовательской и т.д.);
адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
разработка информационных технологий дистанционного обучения;
совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса».
Задача современного образования – обеспечить такие условия образовательного процесса, которые будут максимально способствовать становлению и дальнейшему развитию личности учащегося, отвечающей требованиям, которые ставит информационное общество. Коммуникация, лежащая в основе образования, зависит от средств поиска, хранения, обработки и передачи информации. С появлением новых технологий, проникающих во все сферы деятельности человека, коммуникативные процессы в образовании ставятся в прямую зависимость от развития технологий, а, следовательно, и техники.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей учащихся.Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.
Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на
3
уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся. Пассивности на уроке позволит избежать ознакомление учащихся с набором задач, поэтапная работа над которыми приведет к решению проблемы урока с привлечением многочисленных источников и с «публикацией» своих доказательств на интерактивной доске.Благодаря интерактивной доске, учащиеся могут видеть большие цветные изображения, диаграммы и таблицы. На уроке можно дать задание заполнить таблицу, дописать цитату.
Заполняя таблицу, учащиеся учатся делать анализ, выводить причинно-следственные связи, с целью воссоздания определенного процесса, давать комментарии.
Учащимся первоначально дается только схема и термины к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время по оформлению доски.Пример:  к теме «Особенности объединения русских земель»
Схема русского централизованного государства ко второй половине ХVI в.Расставьте в данной схеме следующие термины в соответствии с их статусом в государстве. Проведите связующие линии, а также обозначьте подчиненные связи:
Боярская дума
Великий князь
Боярин-наместник
Дворяне
Церковь
4
Приказы
Народ
При работе с понятиями на экране появляются все определения и вновь сохраняется время урока и не нужно писать и стирать на доске задание. Для проверки знаний можно использовать такие упражнения.Пример: Ниже приведены определения, все они соответствуют признакам государства. Со всеми ли Вы согласны?Деление населения по признаку родства.
Отсутствие налогов
Суд на основе обычаев предков
Деление населения по территории проживания
Оплата труда чиновникам
Налоги
Управленческий труд не оплачивается
Наличие письменного законодательства
Наличие специальных учреждений по поддержке порядка.
Отсутствие специальных учреждений по поддержанию порядка
Наличие регулярной армии
Выборы руководителя, стоящего во главе сообщества
Наличие законов, регламентирующих порядок и поведение людей.
Создание презентаций и использование презентаций на уроке.Сегодня учащиеся школы хорошо владеют информационно-коммуникационными технологиями, и  перед учителем встает задача - развивать информационную культуру учащихся. Данная задача успешно через внедрение в проектный метод ИКТ, создание презентаций как самостоятельно, так и в содружестве с учителем.