Конспект Урока по повести А. Грина Алые паруса
Сценарий урока литературы в 6 классе по произведению А. Грина «Алые паруса»
Тема: « Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная красота главных героев книги А. Грина».
Цели:
Познакомить уч-ся с произведением А. Грина «Алые паруса».
Выявить основную мысль : надо делать чудеса своими руками.
Развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа художественного текста, инсценирования.
Воспитывать культуру чувств, благородство, отвагу, целеустремлённость, уважение к чувствам других.
Ребята надо верить в чудеса.
Когда-нибудь, весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
Владимир Ланцберг
...благодаря ей ( Ассоль ) я понял одну
нехитрую истину, Она в том, чтобы
делать чудеса своими
руками. Когда для человека
главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда
душа таит зерно пламенного
ему это чудо, если ты в
состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.
А.Грин «Алые паруса»
Проблемные вопросы : «Нужны ли чудеса людям? Можно ли их сделать своими руками?» Оборудование: карта Гринландии, на которой изображено море, береговая линия с населёнными пунктами : дельта реки, впадающей в море, ниже город Лисс, ещё ниже деревня Каперна. На карте в море стоит фрегат под алыми парусами на магните, по ходу анализа текста парусник передвигается от устья реки по направлению к городу Лисс. На карте расположены фигурки Ассоль и Грея, которые меняют местоположение по ходу анализа произведения.
Интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
Самоопределение к деятельности. Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Почему? Попробуйте, прочитав эпиграфы, ответить на этот вопрос и определить задачи нашего урока. О чём пойдёт речь? Вы правильно ответили. Да, о чуде. Вы скажете, чудес не бывает, но великий русский писатель Александр Грин думал иначе. Причём он точно знал рецепт чуда. Каков он? Мы сможем это узнать, проанализировав феерию « Алые паруса». В ходе урока мы попробуем ответить на два проблемных вопроса, как вы думаете, каких? ( Ребята отвечают : «Нужны ли чудеса людям? Можно ли их делать своими руками?»( открываются на интерактивной доске )
Но вначале проведём словарно-орфографическую работу и интеллектуальную разминку по прошлому материалу. Произведение Грина имеет подзаголовок «ФЕЕРИЯ». Запишем новый литературоведческий термин и его толкование.
Феерия (от слова «фея»), строго говоря, - это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы,и, как в сказках, побеждают добро и красота.
Феерия `Толковый словарь Ожегова`[<ее” произносится как один полудолгий слог], -и, ж. 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами (спец.). 2. перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Ф. зимнего леса. И прил. феерический, -ая, -ое (к 1 знач.). Феерические эффекты.
Феерия `Толковый словарь Ушакова`феерии, ж. (фр. faerie от fee - фея). Театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами; постановка такой пьесы (театр.). Балет -феерия. Танцевала перед Людовиком XIV в феерии, поставленной Мольером. А. Н. Толстой. || перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Феерия лунной ночи на море.
Феерия `Этимологический словарь русского языка`феерия Заимств. в XIX в. из франц. яз., где féerie — суф. производное от fée «фея». Феерия буквально — «фейное произведение» > «волшебное представление». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Работа с тетрадью. Прочитайте определения термина «ФЕЕРИЯ» и скажите, какое из них больше подходит к произведению А.Грина. Запишите его.
Разминка. Давайте проведём интеллектуальную разминку, вспомним прекрасные стихи русских поэтов о природе. Они послужат фоном к нашему разговору о прелестной Ассоль, которая очень любила природу, потому что люди её не понимали, а море, деревья, цветы находили живой отклик в душе девушки и отвечали на её любовь. Задача: найти ошибки в цитатах, правильно процитировать, назвать произведение и его автора:
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как бледен небосклон!
Своей лазурию чужой (живой)
Слепит мне очи он. ( Е. Баратынский )
По долам три хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы летучей (горючей)
К ночи медленно сползали. ( Я. Полонский )
Посмотри – какая тля (мгла)
В глубине корзин легла… ( Я. Полонский )
Работа с текстом. Ребята , а теперь начнём работу с текстом «Алые паруса». Но вначале давайте познакомимся с автором. Кто же он такой, этот волшебник? У нас есть небольшая презентация об авторе, подготовленная вашим одноклассником.
Просмотр презентации. Беседа: - Где родился Александр Грин?- Какая у него настоящая фамилия? - Что необычного было в судьбе Александра Грина? – Как он стал писателем?
Итак, Александр Грин создал свою неповторимую, волшебную страну, где сбываются мечты и совершаются рукотворные чудеса. Давайте посмотрим на карту, созданную вашей одноклассницей, страны Гринландия и найдём места, где разворачивались события.
Давайте теперь познакомимся с историей создания «Алых парусов» по презентации, которую подготовил ваш товарищ.
Просмотр презентации.
Беседа по содержанию.
А теперь поговорим о произведении и о его героях. Расскажите историю семьи Ассоль.
Кем был её отец? - Моряком.
Почему умерла мать девушки? – Пошла в город заложить кольцо, т. к. у неё не было денег, чтобы прокормить себя и маленькую дочь. По дороге попала под дождь, простудилась и умерла.
Прав ли был Лонгрен, не протянув руку помощи Меннерсу? Чем он объясняет свой поступок? Оправдывает ли его это, по-вашему? – Лонгрен не помог Меннерсу потому, что он тоже не помог Мери, жене Лонгрена, и она погибла, таким образом Лонгрен отомстил жестокому трактирщику. Это его, конечно, не оправдывает. Нельзя проявлять жестокость даже по отношению к своему врагу, иначе ты уподобляешься ему.
Как относились в деревне к Лонгрену? Почему? Каковы были жители этой деревни? Почему они не поют песен? Какие сказки они рассказывают? _ Лонгрен был нелюдим и негостеприимен, он никого не привечал, поэтому его не любили в Каперне. К тому же ходили слухи, что он погубил Меннерса. В этой деревне не рассказывали сказок, не пели песе. А если и пели, то это были, по словам Эгля, собирателя песен и сказок, « истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как журчание в животе, коротенькме четверостишия с ужасным мотивом…». Это говорит о том, что жители Каперны грубые, невежественные люди. Им чужды мечты и поэзия, они живут низменными интересами. Это приземлённые людишки.
Как относились в деревне к Ассоль? Почему? Чем она отличалась от остальных жителей? - Ассоль очень сильно отличалась от жителей Каперны, она любила мечтать и верила сказкам. Девушка обладала тонкой, ранимой душой, любила природу и разговаривала с деревьями, травой, цветами, птицами. « Она умела и любила читать, но и в книге читала преимущественно между строк, как жила. Бессознательно, путём своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество эфирно-тонких открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло». Очень часто она уходила ночью на берег моря и всматривалась в горизонт, ожидая корабль с Алыми Парусами. « Эти минуты были для неё счастьем; нам трудно так уйти в сказку, ей было бы не менее трудно выйти из её власти и обаяния». Поэтому её не любили в деревне и считали полоумной, очень часто дразнили и оскорбляли, называя девушку Корабельная Ассоль.
Кто ей внушил веру в мечту? ( Инсценирование фрагмента встречи Ассоль с волшебником-сказочником Эглем.)
Расскажите о жизни Грея. В какой семье он вырос? Был ли похож на мать и отца? О чём мечтал мальчик? Осуществилась ли его мечта? _ Грей родился в богатой и знатной семье, главной ценность которой было поддержание родовитых традиций. Семья вела жизнь, полную светских условностей, матери и отцу были чужды другие интересы. Но Грей родился с душой живой и пылкой, а родители его не понимали. Он мечтал о путешествиях, морях и приключениях, хотел стать капитаном. Он осуществил свою мечту, стал независимым, порвал со своей семьёй.
Что различает и что объединяет Ассоль и Грея? – Двух главных героев объединяет вера в чудеса, романтический взгляд на жизнь. Они обладают качествами, присущими только добрым людям : неравнодушием, стремлением помочь другим людям ( Вспомним отношение Ассоль к угольщику Филиппу и его отношении к девушке. ) (Инсценирование фрагмента от слов «Тем временем в Каперне произошло такое замешательство…» до слов « В них было всё лучшее человека» ).
Можно ли назвать финал произведения феерическим? – Финал, действительно, можно назвать феерическим, так как явление белого корабля с алыми парусами было необычным, можно сказать, сказочным. К тому же появление «Секрета» сопровождалось музыкой, которую играли лучшие музыканты.
Какие мысли и убеждения утверждал писатель яркой сказочной концовкой ( финалом )? – Писатель хотел сказать, что если очень верить в чудеса, то они обязательно сбудутся, потому что только добрые, чистые люди способны верить в несбыточное, и именно такие люди сами являются чудом. А ещё Александр Грин хотел сказать, что чудо можно совершит самим, если уметь любить и желать добра тем, кого любишь, нужно только этого захотеть. Ведь ничего волшебного и нереального нет в том , что сделал Грей: он просто купил 2000метров красного шёлка ( чтение фрагмента покупки Грэем красного шёлка, стр.60 ) и сшил из него паруса
Задание по лексике: выпишите из текста в тетрадь синонимы к слову «алый» -пурпурный, красный, розовый, вишнёвый, Добавьте свои слова: малиновый, бордовый, багряный, коралловый, огненный, пунцовый, рубиновый, червонный, червленый, кроваво-красный, кумачовый, гранатовый, рдяный, брусничный, коричневый.
Грэй не был волшебником, он не был даже принцем, просто он полюбил Ассоль и решил сделать её счастливой и увести из затхлого мира обывателей.
Символом чего стали алые паруса? – Алые паруса стали символом исполнения желаний, романтической , счастливой любви, преданности и верности.
В чём, по-вашему, душевная красота главных героев Грина? – Душевная красота главных героев в том, что они способны совершать благородные, великие поступки, они верят в любовь и мечту, и поэтому делают этот серый, унылый мир красивее, чище и добрее.
Обобщение. Давайте вернёмся к нашим проблемным вопросам. Нужны ли людям чудеса? Для чего? Можем ли мы сами сотворить чудо? Были ли в вашей жизни моменты, когда вы сделали для окружающих что-то очень хорошее, неожиданное?
Давайте споём песню Владимира Ланцберга, слова которой мы взяли в качестве эпиграфа, «Ребята. Надо верить в чудеса…». Поют солисты. Кто знает эту песню, присоединяйтесь.
Исполнение песни.
Домашнее задание: письменно ответить на вопрос №4 учебника стр.28, ч. 2.