ДОКЛАД Использование информационных технологий в начальных классах как одно из условий повышения качества образования.
«ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование информационных технологий в начальных классах как одно из условий повышения качества образования»»
Введение
"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием "
К.Д. Ушинский
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.
Возможность использования информационных технологий в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать - все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития - стремление и способность к обучению в течение всей жизни - должна закладываться в школе.
Информатизация образования представляет собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Цель: Создать условия, способствующие максимальному развитию способностей учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной деятельности.
Задачи:
создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;
развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;
развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую);
создать условия для организации портфолио каждым учеником класса.
Ожидаемые результаты:
готовность и способность учеников актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентация результатов своей работы;
стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств ИКТ;
представление на школьной индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения учеников класса;достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.
Теоретическая часть
1.1 Роль информационных технологий в учебно-воспитательном процессе
Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели.
Применение ИКТ на уроках и во внеурочное время способствует:
уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;
повышение активности и инициативности школьников;
положительную динамику мотивации учения;
формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Использование ИКТ в начальной шОдной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Я использую готовые электронные презентации, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Не всегда удаётся возможность объяснить учащимся некоторые явления, особенно где речь идёт о формировании чётких научно обоснованных понятий, а ресурсов учебника бывает недостаточно.С этой целью на уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментирую сама или комментирует мой записанный голос, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю презентации в соответствии с требованиями возрастной группы, используя электронные офтольмотренажёры. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.
Прослушивание аудиокниг тоже дает положительный эффект. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.
Активно использую информационные технологии при организации проверки знаний учащихся. Вместе с учителем информатики 3 года назад мы создали тренажёр по математике (2,3 класс) 2 класс- «Помоги Емеле», 3 класс «Чародеи» и по русскому языку ( 1класс) «Путешествие на Остров Сокровищ».
Программа представляет собой набор текстовых задач различных видов, соответствующие программе каждого класса. В каждом из вариантов задач содержится 4 типовых задачи, предполагающих самостоятельное решение и написание правильного ответа. Возможно использование как для решения задач всех видов одновременно, так и для отработки каждого вида задач. Весь материал составлен в занимательной форме, что позволяет мотивировать учащихся на работу. В процессе выполнения происходит не только формирование навыков решения задач, но и развитие самоконтроля и самооценки. Программа устроена так, что ученик видит уровень своего успеха или неуспеха. Цветной столбик растёт, если задачи решены верно, и остаётся неизменным, если задача решена неправильно. На каждом этапе выполнения задач ученик получает поощрение или порицания от главных героев урока, текстовых задач, или от таких учащихся как они, их одноклассников.
Возможно различные варианты применения программы на уроке математики:
Цель: отработка навыка, математических понятий
Индивидуальное решение задач на определённые виды.
Групповая работа в целях тренировки перед самостоятельной работой. Группы можно организовывать в соответствии с интеллектуальными возможностями ребёнка. Тот ученик, который усвоил материал может помогать ученику, который затрудняется в этом. В оной группе можно собрать учащихся, которые не полностью усвоили данную тему ( либо её знают хорошо), то есть с одинаковыми возможностями.
Цель: проверка знаний учащихся
Индивидуальная самостоятельная работа по решению одного из предложенных вариантов.
Активно использую информационные технологии во внеклассной работе. Создание презентаций, видеороликов к классным часам, праздникам, родительским собраниям.
Использую легко создаваемую тест-систему, состоящую из ряда вопросов, нацеленных на выбор правильного ответа. Нетрудоёмкая работа помогает быстро проверить знания учащихся, выстроить коррекционную работу.
Заключение
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения, навыки непроизвольно. На обычном уроке учителю начальных классов приходиться затрачивать много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности. Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций. Создание компьютерных программ по проверке знаний позволяет быстро, удобно беспристрастно проверить знания учащихся и получить автоматизированную обработку.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.