СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГА Важнейшим направлением в создании условий для успешной социализации личности считаем развитие социального партнёрства различных уровней на основе сотрудничества и взаимной заинтересованности всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, социального педагога, классных руководителей, преподавателей и пр.
Главным объектом педагогической работы в области обучения и воспитания являются те взаимоотношения, которые складываются между учащимися и окружающими его людьми в процессе учебной деятельности. Сама же личность раскрывается и формируется лишь в системе этих отношений.
Путь к изучению личности любого школьника лежит только через изучение его «внутренней позиции» (совокупности отношений самого ребёнка к самому себе, к сверстникам и взрослым, к окружающей действительности, учебной деятельности, будущей профессиональной деятельности и прочее). Без понимания и изменения «внутренней позиции» школьника невозможно понять и изменить мотивы его учебной деятельности.
Если на этапе начального обучения бывает достаточно социального мотива, чтобы в сочетании с высокой степенью конформности ребёнка по отношению к учителю и родителям способствовать успешному усвоению знаний, то в подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно перерабатывать обширный и разнообразный учебный материал.
Всем известно, что уровень самосознания и успешность обучения у ребят, прежде всего, связаны с их стремлениями, потребностями и взглядами на будущее, взглядами на роль учёбы в полноценном жизненном самоопределении.
Большинство классных руководителей совместно с педагогами ОУ стремятся активизировать потребность школьников к работе над собой, к объективной оценке своей учебной деятельности и достижению в ней более высоких результатов, обеспечивают признание и поддержку их альтернативной полезной деятельности, дают шансы каждому учащемуся в улучшении своих учебных результатов.
Однако, мы в нашем коллективе убедились, что только вместе с родителями мы можем разрешить многие противоречия, создать такие условия для школьника, чтобы он мог осознанно выбирать свой жизненный путь, особенности дальнейшего обучения.
Семья остаётся одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила и на них ответственность за качество воспитания и образования своих детей. Важно в отношениях семьи и школы согласование позиций, интересов и требований.
Большая роль в этом отводится классным руководителям. Основные задачи социального партнёрства их в работе с семьёй:
1) создание социально-психологических условий для развития самосознания обучающихся: критического мышления, процессов анализа и рефлексии своей деятельности, самостоятельного и осознанного выбора профиля дальнейшего обучения;
2) активизация их стремления и готовности к работе над собой, к объективной оценке своей учебной деятельности и достижению в ней более высоких результатов, применять усвоенный социальный опыт, знания и умения в своей жизнедеятельности.
Мы выходим на два принципиально важных понятия – психолого-педагогический статус школьника и система психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника. Уровень выполнения системы требований учащимися определённого возраста является критерием для оценки его личности и критерием для прогнозирования его успешности при дальнейшем обучении, особенно, в старших классах). Психолого-педагогический статус школьника представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. По результатам соотношения могут быть установлены определённые проблемы обучения, поведения или личностного развития данного школьника, связанные с несоответствием его развития различным нормативным показателям и требованиям.
Кроме того, мы считаем, что воспитание ребёнка в семье и в школе только тогда будет эффективно, если оно постепенно перейдёт в самовоспитание и саморазвитие, когда взрослеющий человек осознаёт близкие и дальние цели, задачи развития себя как значимой личности, понимает какую деятельность он должен совершать, чтобы реализовать эти цели и задачи.
Поэтому, значительная роль в успешной социализации обучающихся отводится этапу их предпрофильной подготовки.
Чётко поставленные задачи программы позволяют составить подробные диагностические профкарты, проследить устойчивость и выраженность интересов ребят, определить случайность выбора. По ним легко увидеть соответствие профессиональных намерений и самостоятельного, осознанного выбора профильного обучения учащимися их интересам, склонностям и способностям. Несоответствие, противоречивость выбора - критерий нарушения профессионального самосознания и становления личности.
Считаем, что этот критерий был и остаётся одним из важных показателей результативности работы, который показывает готовность учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне и даёт возможность прогнозировать профильную пригодность старшеклассников.
Кроме того, успешность обучения старшеклассников в профильных классах напрямую связана с активизацией их личностных ресурсов, выработкой самостоятельной позиции в выборе профиля обучения, типа профессиональной деятельности или профессии, типа учебного заведения.
Итак, мы выходим на два принципиально важных понятия в работе классного руководителя с учителями-предметниками и родителями обучающихся класса – это психолого-педагогический статус школьника и система психолого-педагогических требований к обучению, поведению и психологическому развитию школьника.
Психолого-педагогический статус школьника представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. По результатам соотношения могут быть установлены определённые проблемы обучения, поведения или личностного развития данного школьника, связанные с несоответствием его развития различным нормативным показателям и требованиям.
Уровень выполнения системы требований учащимися определённого возраста является критерием для оценки его личности и критерием для прогнозирования его успешности при дальнейшем обучении, особенно, в старших классах).