Рабочая программа по обучению вокальному исполнению
Рассмотрено на заседании МС (или МО)
протокол № __ от _______2014г.
«Проверено» _________________
заместитель директора по УВР
__________________________
«Утверждаю»___________________
директор МБОУ лицей «МОК №2»
Свердлов В.Я.
Рабочая программа
по обучению вокальному исолнению2014 – 2015 учебный год
Учитель
Агеева Елена Евгеньевна
Класс
1 год обучения (2 «А»,11 «В»)
2 год обучения (2 «В», 2 «Г»,2 «Б»)
3 год обучения(3 «В», 4 «А», 4 «В», 5 «А», 6 «В», 7 «Б», 7 «В», 7 «Е», «8 «Б», 9 «Б»,11 «Б».)Предмет (курс), кол-во часов
Эстрадный вокал (27 час в неделю, всего _908__ часа)
1 год обучения (2 часа в неделю,68часов в год)
2 год обучения (10 часов в неделю, 340 часов в год)
3 год обучения(15 часов в неделю, 500 часов в год)
Уровень обучения Базовый
1.Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу авторской программы: «Крылатые качели», также Учебник и Издательство: Москва Просвещение 2007г. Теория и практика сценической школы. Автор составитель Адрачников С.Г. Методика интонационно-корректирующих упражнений. А. Емельянова. Методика работы над певческим дыханием. Гимнастика. С. Стрельникова.
Основной принцип обучения в эстрадно-вокальной студии «Крылатые качели» – это развитие творческих способностей, творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью ребята знакомятся с историей музыкального искусства, с разнообразием музыкальных жанров, с различными приемами вокального исполнительства, приучаются к самостоятельной творческой деятельности.
Приоритетным в детском объединении является создание условий для эмоционального благополучия ребенка, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к ценностям отечественной национальной культуры.
Программа эстрадно-вокальной студии «Крылатые качели» адаптированная, рассчитана на 3 года обучения; продолжительность занятий в год – 68 часов для первого года обучения (2 часа в неделю), 340 часов в год – для второго года обучения (10 часов в неделю) и третьего года обучения 500 часов(15 часов в неделю). Не учитываются праздничные государственные праздники ( с 31.12. по 10.01, также с 01.05 по 05.05 и с 7.05 по 09.05).
В состав 1-й группы 1-го года обучения входит 15человек (1 группа).
В состав 2-й группы 2-го года обучения входит 20 человек (2 группы).
В состав 3-й группы 3-го года обучения входит 20человек (2 группы).
Итого: 55 человек, 5 групп.
На каждом году обучения учебно-тематический план включает в себя такие разделы как: постановка голоса, усвоение певческих навыков, начальные знания по теории музыки, сольфеджио, работа с фонограммой, музыкально-пластическое оформление номера (сценическая пластика) и т.д. на которое отводится определенное количество часов. Каждое занятие на протяжении всех лет обучения строится по универсальной схеме:
- дыхательная вокальная гимнастика;
- распевание;
- пение вокализов;
- работа над произведениями;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Программа предусматривает сочетание групповых и индивидуальных занятий. Занятия носят творческий характер благодаря личностно-ориентированному и разновозрастному обучению. Возраст обучающихся 8-15 лет. Вся вокальная работа в объединении строится на доступном музыкальном материале.
Данная программа является самостоятельным курсом, разработанным с учетом современных достижений в области детской вокальной педагогики, детского исполнительства и личного опыта автора. Занимаясь по данной программе, учащиеся начинают понимать, что вокальное искусство – это не только яркие запоминающиеся выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений.
Нормативные документы
постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (в ред. от 07.12.2006 № 752)
письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 <О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Настоящий Федеральный закон обеспечивает право граждан на дополнительное образование, определяет государственную политику в области дополнительного образования и государственные гарантии реализации права на дополнительное образование, регулирует отношения в области дополнительного образования.
Рабочая программа используется полностью с опорой на авторскую программу «Крылатые качели», согласно пожеланиям родителей и детей.
Цели и задачи образовательной программы «Крылатые качели» определяются стратегической целью и основными задачами, а именно: создание базовых условий для воспитания гармонично-развитой личности ребёнка.
1. Обучающая цель:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры ребёнка и его художественно-эстетического развития на основе использования классического, современного материала и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни.
Задачи:
- формирование устойчивого интереса к пению;
- обучение певческим навыкам;
- развитие голоса и слуха детей, воображения, фантазии;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- воспитание нравственных, эстетических и патриотических чувств у детей;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия детьми лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса-багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирования опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
2. Воспитывающая цель:
Воспитать самостоятельную, уверенную в своих силах личность.
Задачи:
- воспитать музыкальность, художественный вкус и потребность в общении с искусством;
- воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;
- приобщить к нормам социальной жизнедеятельности через создание ситуации успеха.
3. Развивающая цель:
Развить творческие способности детей средствами народной музыки и развитием народной культуры.
Задачи:
- приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознанию через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений.
Развить:
- мотивацию ребенка к творческому поиску;
- творческое мышление, потенциал, воображение, через опыт собственной музыкальной деятельности;
- умения умственного труда (умение запоминать, анализировать, оценивать);
- умения организации учебного труда.
Программа обладает таким качеством, как
Требования к уровню подготовки учащихся
1-ый год:
- освоение нравственно-эстетических ценностей мировой художественной культуры.
2-ой год:
- развитие творческих задатков и способностей музыкального восприятия в целом.
3-ий год:
- формирование индивидуальной музыкальной культуры: интереса к музыке, музыкального вкуса, певческих навыков, голосовых и слуховых данных.
Место предмета (цикл – искусство)
Изменения в программе (если имеются)
В программе исключены следующие разделы: фольклор, музыкальные инструменты, музыкальные рассказы о животных и птицах, так как программа «Крылатые качели» разработана для обучения эстрадному пению.
Заочные уроки проходят два раза в год.
Используемый учебно-методический комплекс.
1. О.П. Радынова. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2000.
2. О.П. Радынова. и др. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Академия, 1999.
3. А.Н. Зимина. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.
Учебное пособие. - М.: Владос, 2000.
4. В мире музыкальной драматургии. Учебно-методическое пособие по ритмике. Учебно-методический кабинет МПС РФ. Москва 2000.
1. Т.А. Затямина.Современный урок музыки. Москва. Глобус, 2007.
2. Н.Н. Гилярова.Хрестоматия по русскому народному творчеству I (1-2 год обучения). ООО «Издательство РОДНИКЪ» Российский союз любительских фольклорных ансамблей. Москва 1996.
3. Н.Н. Гилярова.Хрестоматия по русскому народному творчеству часть II (3-4 год обучения) ООО «Издательство РОДНИКЪ». Москва 1999
4. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М.: «Дружба народов», 1991.
5. Г.М. Науменко.Хоровод - круглый год. Народные праздники и обряды. М.: ВЦХТ, 1999.
6. Г.М. Науменко.Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: ЛИНКАПРЕСС, 2000.
7. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Учите детей петь. Москва. «Просвещение» 1987.
8.М. Ю. Новицкая.От осени до осени (хрестоматия). М.: Центр Планитариум, 1994.
9.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Программы общеобразовательных учреждений Москва. «Просвещение» 2007.
10. С.И. Пушкина.Сценарии народных праздников. М.: «Родник», 1999.
11. О.П. Радынова.Музыкальное развитие детей. Часть I. «Гуманитарный издательский центр Владос»,1997.
12. О.П. Радынова.Музыкальное развитие детей. Часть II. «Гуманитарный издательский центр Владос»,1997.
13. В.В. Васильев.Образовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей. Воронеж.2002.
14. Т.В. Ильина. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. Ярославль, 2000.
15. Т. Адорно. Избранное: Социология музыки. М.-С-Пб.: Университетская книга, 1999.
16. М. Аркадьев. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). - М.: Библос, 1992, 1993.
17. М. Аркадьев, Т. Чередниченко. Беседы о "постсовременности" // Музыкальная академия, 1998, №1. C.3-12.
18. Из беседы с Альфредом Шнитке / Г. Троицкая. Несколько страниц из личного архива // Музыкальная академия, 1999, №2.
19. В. Конен. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1994.
20. М. Харлап. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М.: 1972.
21. П. Голубев “Советы молодым учителям–вокалистам”, М.МУЗ.ГИЗ, 1963 г.
22. О. Павлищева “Методика постановки голоса”, Музыка, 1964 г.
23. И. Пряншиников “Советы обучающимся пению”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.
24. С. Юдин “Формирование голоса певца”, М.МУЗ.ГИЗ, 1962 г.
25. Д. Аспелунд “Развитие певца и его голоса”, М.МУЗ.ГИЗ, 1952 г.
26. В. Садовников “Орфоэпия в пении”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.
27. О. Чишко “Певческий голос и его свойства”, М., 1987 г.
28. В.П.Морозов “Вокальный слух и голос”, М-Л, 1965 г.
29. К.П.Виноградов “Работа над дикцией в хоре”, М., 1967 г.
30. Л.Б.Дмитриев “Основы вокальной методики”
31. Ф.Ф. Заседателев “Научные основы постановки голоса”, М., 1937 г.
32. Ю.Ю. Алексеев. Коррекционно-развивающие музыкальные занятия в интеграционной школе // Музыка в школе. – 2000. - №1. - С. 33
33. Е.В. Баталина-Корнева. История джаза, рок- и поп-музыки. Программа факультативного курса // Искусство в школе. 2001. №№ 2-4.
34. Б.А. Брылин. Учительские основы музыкально-творческого развития учащихся старших классов в современных формах досуга. Винница, 1997.
35. В.А. Васильева. Российская рок-музыка 1970-х — 1980-х как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Челябинск, 1999.
36. Красильников И. М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. 2000. № 1.
37. Н.Д. Саркитов. Беседы о популярной музыке в средней школе // Воспитание музыкой. Сб. статей./Сост.: Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М., 1991.
38. И.А. Химик. Как преподавать мировую художественную культуру. М., 1992.
Оборудование
Музыкальные инструменты: синтезатор, пианино, музыкальный центр, микрофоны, усилитель звука, динамики; компьютер.2. Календарно-тематическое планирование.
3. Лист коррекции.
4. График контрольных, практических работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
№ урока по порядку/
№ урока в теме Даты уроков по плану/фактически Тема урока Виды деятельности
1год Вводное занятие. Знакомство с учащимися Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками
Знакомство с голосовым аппаратом. Выявление музыкальных способностей у учащихся. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Певческая установка. Импровизировать в пении, игре, пластике.
Певческое дыхание. Разучивать и исполнять образцы музыкально –поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Звукообразование. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Звук и его свойства. Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
Развитие музыкального слуха в постановке голоса. Исполнять песни, играть на детских элементарных т электронных музыкальных инструментах.
Главные качества певческого голоса. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Импровизировать в пении, игре, пластике.
Атака звука и способы звуковедения. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Дикция и строй. Итоговое занятие. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения
№ урока по порядку/
№ урока в теме Даты уроков по плану/фактически Тема урока Виды деятельности
1год Вводное занятие. «Вот мы снова вместе». Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города.
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Ансамбль и хор. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы.
Вокальные упражнения: тембр, чистота интонирования, распевки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Работа над произведением:
а) разбор;
б) фразировка, артикуляция, дыхание;
в) средства выразительности. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Клавиатура и регистры. Нота, нотный стан. Осуществлять первые опыты сочинения.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Вокальные навыки. Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Скрипичный ключ. Название звуков. Опорное дыхание, артикуляция. Певческая позиция. Различать песенность, танцевальность, и маршевость в музыке.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Сценическая пластика. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Штиль. Правописание штилей. Длительности нот. Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Эмоциональный настрой. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально – творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
Эстрадно-вокальные навыки и работа в исполнительском мастерстве. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Итоговое занятие. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 года обучения
№ урока по порядку/
№ урока в теме Даты уроков по плану/фактически Тема урока Виды деятельности
1год Вводное занятие. « Музыка, как средства выражения настроения, чувств и характера людей». Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Звукоряд, гамма, ступени. Приемы звуковедения. Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учётом характера основных жанров музыки.
Звукообразование. Звуковедение. Осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел в пении и импровизациях
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.
Дикция, строй. Средства выразительности. Тембр певческого голоса. Воплощать художественно –образное содержание народной и профессиональной музыки в пении. слове, пластике, рисунке и др.
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Певческие голоса. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса (тембра). Разучивать и исполнять образцы музыкально –поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Эстрадно-вокальные навыки в исполнительском мастерстве. Технические и художественные задачи. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.
Музыкальные направления. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Музыкальные викторины. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций ( вопрос – ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.).
Итоговое занятие. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№№ уроков в КТП Дата проведения Класс Корректируемые темы уроков примечание
по факту по плану Учитель__________________ предмет________________________
График контрольных, практических, лабораторных, зачетных работ на 2014-2015 учебный год
1год 2год 3год
Зачетный урок.№1