Конспект открытого урока по вокальному искусству для детей младшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО урока
Образ зимы в музыке.
Автор:
Педагог дополнительного образования Кожанова И.А.
2015 г.
Тема урока: Образ зимы в музыке
Цель урока:
Формирование музыкальной культуры посредством ознакомления с образцами классических музыкальных произведений. Развитие музыкальных способностей и голоса детей.
Задачи:
Познакомить учащихся с изобразительными возможностями музыкального искусства , умением музыки изображать картины природы.
Развитие музыкально-слуховых представлений, творческого мышления, тембрового слуха.
*Воспитание бережного отношения и любви к природе.
Оборудование: бумажные снежинки, музыкальный центр и записи произведений:
1. П.И.Чайковский. Вальс снежинок из балета Щелкунчик
2.П.И. Чайковский. Времена года. Святки.
3. Р. Шуман. Дед Мороз.
4. Муз. Г.Гладкова, сл. И.Шаферана. Белые снежинки.
5. Муз. О.Поляковой, сл.З.Александровой. Шел по лесу Дед Мороз.
Ход урока
Организационный период.
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно ! Что вы видите?
- Ответы детей
-Какое сейчас время года? Правильно- зима
За что вы любите зиму? Что можно делать зимой?
- Ответы
Про это время года написано много песен и других красивых музыкальных произведений. Сегодня мы будем их слушать и исполнять.
Для этого нужно подготовить слух и голос.
1.Упражнение на умение слушать:
-Закройте глаза и прислушайтесь: что слышно за окном, дверью, стеной ? (10 с)
Откройте глаза, расскажите.
-Ответы
Основной период.
Разминка для голоса.
- Выполнить упражнение на распевание.
- Да ,дэ ,ди, до ,ду – петь на одной ноте ,транспонируя от ре до си 1 октавы
Распевка: Едет воз без колес.
Едут, едут сани.
Что привез Дед Мороз?
Догадайтесь сами!
-Петь, транспонируя по полутонам от ре до фа 1 октавы
3. –Теперь, когда слух и голос настроены, споем зимнюю песню
-Дети исполняют песню Белые снежинки под фонограмму минус.
-А теперь послушаем ,как зимняя тема изображена в музыке великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он создал настоящую новогоднюю сказку-балет Щелкунчик.
Представьте, что вы сами попали в ночной зимний лес и превратились в белые снежинки.
Делайте движения ,которые вам подсказывает музыка.
-Детям раздаются бумажные снежинки.
4. Звучит Вальс снежинок из балета Щелкунчик.
-Дети танцуют.
-Прекрасная музыка, не правда ли? Какое настроение она у вас создала? Какой лес вы представили? Какими вы видите снежинки? Деревья? Ночное небо?
-Ответы детей
-Сначала вокруг тишина. Вдруг ветер срывает с деревьев и кружит одну снежинку, другую, третью. Начинается настоящая метель. Она закружила снежинки в озорном хороводе. Уже ничего не видно вокруг. Однако снежинки и ветер скоро устали. Нежные хлопья опустились на деревья. Все замерло.
-И, конечно, зимой к нам приходит наверное самый любимый праздник- Новый год! А с ним и Дед мороз. Он- добрый волшебник , приносит подарки, его любят дети. А каким еще бывает Дед Мороз ?
-Ответы
-А теперь послушайте, каким увидел Деда Мороза немецкий композитор Роберт Шуман
5.Звучит пьеса Дед Мороз
- Скажите, ребята, добрый ли здесь Дедушка?
-Ответы
-Иногда, когда некоторые дети не очень хорошо ведут себя, Дед Мороз сердится и показывает свою грозную силу- созывает вьюги, метели, порывы ветра, холод.
Музыка Шумана передает такое его настроение. Она сначала грозная и суровая, важная и решительная- похожа на суровую поступь Деда Мороза. Звучит в низком регистре, как-будто слышен стук посоха. Затем начинается метель- музыка становится беспокойной, встревоженной, загадочной, немного страшной. Потом мы видим прежнего Деда Мороза.
-Ну а наши ребята все послушные и к нам приходит добрый Дедушка.
Споем про него.
-Дети поют песню Шел по лесу Дед Мороз.
6. Еще одна пьеса Чайковского из цикла Времена года- Декабрь. Святки.
Композитор создал сборник фортепианных пьес- 12 музыкальных зарисовок , которые соответствуют 12 месяцам года. Святки- время от Рождества до Крещения.
На Святки ряженые ходили из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали дарили подарки. Девушки гадали, ждали суженого. Произведение в форме вальса- символа семейных праздников, завершается танцем вокруг Елки.
Все это можно представить во время прослушивания.
Звучит музыка.
Заключительный период
7. Ребята, что вам понравилось и запомнилось из сегодняшнего урока?
Какие классические произведения мы послушали?
Поняли ли вы , что музыка способна заморозить, завьюжить или согреть успокоить?
-Ответы
-Зимой природа очень красивая, не зря Зимушку называют волшебницей! Наш урок подошел к концу. Если вам понравилось- поднимите вверх снежинки.
- Спасибо за урок!
Список методической литературы:
П.И.Чайковский и музыкальный театр. Н.И.Туманян
Как рассказывать детям о музыке. Д.Б. Кабалевский
Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие. К.Фопель
П.Е. Вайдман. П.И. Чайковский. Времена года.
15