Статья для педагогов по вокальному творчеству на тему: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Новиков Иван Михайлович
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отмечая важность развития творческого воображения. Отечественные психологи и педагоги связывали с ним способность и необходимость человека творить.
Изучение проблемы творческого воображения отечественной психологии и педагогике связано с появлением, изданных в России, в начале 20 века, научных статей Т. Рибо и А. Флорана. Но и в наше время данная проблема остается мало изученной.
Необходимость развития творческого воображения понимали изобретатели и философы, художники, писатели и педагоги современности. Развитием творческого воображения занимался К.С. Станиславский. Им была разработана система, в которой основными рычагами, переводящими человека в плоскость воображения, были «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»
Источниками полноценного развития ученика, в начальной школе, выступают два вида деятельности.
- любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
- ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности.
Обеспечивая исполнение условий развития творческого воображения при обучении учащихся, с одной стороны мы содействуем его становлению, а с другой устанавливаем большую вероятность сохранения творческого воображения и в последующей деятельности взрослого человека.
Как правило, на занятиях вокальным творчеством функция творческого воображения школьника практически не стимулируется. Традиционно больше внимания уделяется работе памяти, эстетическому чувству, воссоздающему воображению и мышлению. А ведь при создании «Зримой песни» творческое воображение выступает не столько средством обобщения, сколько силой, в которой воплощается художественное отражение действительности.
Поэтому, для активизации творческого воображения ученика, мы видим возможность, задействовать эту свободную сферу для развития творческого воображения.
Изучив значительное число научных работ затрагивающих проблему творческого воображения, развитию творческого воображения младших школьников посредством занятий по постановке «Зримой песни» не было посвящено специального исследования. Таким образом, актуальность темы обусловлена нерешенностью данной проблемы для условий начальной школы в целом, и дополнительного образования в частности.
Воображение свойственно исключительно человеку.
Процесс воображения свойственен только человеку и выступает обязательным условием его трудовой деятельности.
Таким образом, воображение - это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения.
Далее следует рассмотреть виды воображения. Различие видов воображения зависят от того, насколько активно и осознанно отношение человека к этому процессу.
Пассивное воображение – это воображение, которое не зависит от практической деятельности. Продукт воображения не реализован в жизни. Может быть как преднамеренным – образы фантазии вызываются индивидом, но образы не связаны с силой направленной на их исполнение, так и непреднамеренным – сон, полудрема, состояние аффекта, расстройство личности.
Продуктивное воображение – в данном случае действительность сознательно конструируются человеком.
Репродуктивное воображение - здесь, несмотря на присутствие элемента фантазии, реальность воспроизводится в том виде, в котором она есть.
Активное воображение разделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуется тем, что на основании информации полученной от других людей, мы воспроизводим конечный продукт.
Творческое воображение – направлено на создание принципиально нового. Преобладание творческого воображения в определенной деятельности над мечтательностью свидетельствует о высоком уровне развития личности.
Установив функцию воображения в жизни человека, нам следует проанализировать процессы, благодаря которым реализуются образы фантазии, а так же уточнить их строение. Сущность механизма воображения выражается в процессе изменения представлений, формирование принципиально новых образов на основе имеющихся.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение.
Таким образом, изучив воображение и его роль в психической деятельности человека, необходимо отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса опыта, которые в последующей деятельности смогут служить материалом для создания образов воображения.
Обучение в начальной школе отличается активным развитием процессов воображения. Воображение влияет на такие качества личности, как решительность, смелость, организованность. Находчивость. Имея возможность сравнения своего и чужого поведения в разных ситуациях, ребенок имеет возможность производить оценку действий, а также упражняет свои врожденные способности. Воспитательная функция воображения – формирование поведения с дальнейшим развитием в будущем. Формируясь в творческих видах деятельности, воображение затухает при отсутствии деятельности.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. В творчестве воображение ставится наравне с мышлением. Для развития воображения следует обеспечивать ребенку условия, при которых ребенок имеет возможность проявлять инициативу, раскованность и самостоятельность. Будучи связанным с другими психическими процессами, развитое воображение влияет на учебную работу ребенка.
Впервые воображение проявляется в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знако-символической системой сознания. Замещая реальные предметы воображаемыми, ребенок учится выстраивать новые образы на основе имеющегося опыта. Далее воображение развивается по следующим направлениям:
- воображение смыкается с развитием логического мышления;
- эволюция операций воссоздающего воображения;
- научившись понимать приемы выразительности, ребенок самостоятельно их применяет;
- воображение становится преднамеренным и опосредованным задаче .Признаки творческого поиска:
- реконструктивное творчество;
- комбинаторное творчество;
- творчество по аналогии.
В зависимости от задач поставленных субъектом перед собой выделяются три условия:
- стремление превзойти имеющиеся достижения;
- достичь наиболее высокого результата;
- Реализовать сверхзадачу
В зависимости от эмоционального ответа на выполняемую деятельность выделяется три типа:
- вдохновенный;
- уверенный;
- сомневающийся.
В связи с тем, что деятельность воображения зависит от различных факторов, она не может быть подобным у детей и взрослых:
- опыт ребенка сильно отличается от опыта взрослого;
- разные отношения к среде;
- различные интересы.
Из этого мы можем сделать вывод, что механизм работы воображения у ребенка работает совершенно иначе в отличии от взрослого.
Все дети имеющие опыт разнообразных игр в дошкольном возрасте имеют достаточно развитое воображение, благодаря этому проблем с развитостью воображения обычно не возникает. Основной вопрос который может возникнуть в просе обучения, качается связи внимания и воображения, а так же способностью регулировать представления через внимание, усвоение понятий которые представить и вообразить ребенку достаточно трудно.
Младший школьный возраст является самым благоприятным развития творческого воображения. Вся деятельность ребенка отражает развитость воображения. В рассказах детей сильно смешаны реальность и фантазия, нередко образы воображения переживаются детьми как реальные.
Кроме того в младшем школьном возрасте наблюдается развитие воссоздающего воображения. В этом возрасте выделяются следующие виды воображения воссоздающее и творческое.
Основной тенденцией, возникающей в развитии воображения, является стремление к более точному отражению действительности. Реализм воображения напрямую связан с отношением образов детей к реальности и проявляется во всех формах деятельности ребенка. Особенно ярко реализм воображения прослеживается при выборе атрибутов игр. Следует заметить, что этот выбор производится по принципу наибольшей близости материала к реальным предметам и возможности совершения над ними реальных действий.
Важной особенностью младшего школьного возраста, является разделение игровой деятельности и труда. Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Большая часть активной деятельности ребенка реализуется при поддержки воображения. Развитие творческого воображения имеет три критерия эффективности:
- динамика успеха в выполнении игровых заданий;
- динамика успехов в выполнении интеллектуальных тестов;
- динамика общей успеваемости и повышение активности на занятиях.
Сталкиваясь, в процессе учебной деятельности, с необходимостью осознания абстрактного материала детям необходимы аналоги. В связи с маленьким личным опытом на помощь ребенку приходит воображение.
Фантазия, как всякая форма психического отражения, должна обладать позитивным направлением развития. Содействовать наилучшему постижению окружающего мира, и личностному совершенствованию. Для реализации этой задачи следует помогать ребенку, применять свои возможности воображения в контроле саморазвития, поощрения познавательной деятельности, развития внимания, абстрактного мышления, речи, внимания и творчества. Творческая активность ребенка младшего школьного возраста, как правило, заключается в поиске нового, в стремлении показать самостоятельность при выборе предмета труда, так же и в достижении результатов, в развитии и умении применять полученные навыки и умения в различных видах деятельности, в стремлении увидеть новую задачу в повседневном.
Стоить отметить, что понимание явлений окружающего мира, уровень самостоятельности в работе у младшего школьник в отличие от подростка развита слабо. Проявления фантазии и воображения у каждого ребенка индивидуальны. Нередко один ребенок плохо усваивает учебный материал из-за того, что не может мысленно представить информацию, поступающую как от педагога, так и из учебника, в то время как для другого любой материал становится объектом для воображения.
Эмоциональное отношение к результату своей деятельности так же является показателем творческой активности. Эмоциональный максимум, как правило, происходит в момент воплощения творческого замысла. Но в связи с импульсивностью детей в этом возрасте без поддержки интереса активность детей может быстро угаснуть.
Таким образом, воображение формируется и развивается в процессе творческой деятельности и под влиянием внешних условий жизни, воспитания и обучения. Проходя становление от пассивного, воссоздающего к активному творческому, характерной особенностью творческой активности может являться и отсутствие ярко выраженного стремлении к достижению высоких результатов. Объект деятельности, несет в себе лишь субъективную новизну, а активность проявляется эпизодически. При обучении следует понимать и как ученик воспринимает материал и как этот материал преобразуется в его воображении.
Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.
Успешное развитие творческого воображения посредством «Зримой песни», возможно при наличии развивающей программы и соблюдении определенных условий:
- речевое общение учеников друг с другом, а так же их общение с педагогом позволяет расширить и разнообразить личный опыт учащегося, что соотносится с законом развития творческого воображения сформулированного Л.С. Выготским;
- при работе с младшими школьниками, следует опираться на их индивидуальные способности;
- при обучении стимулировать самостоятельный интеллектуальный поиск;
- не сдерживать инициативы;
- использовать богатство эмоциональных состояний учащегося;
- предлагать творчески решать возникающие у учащихся проблемы.