Статья авт. Бакулина Л.Е., Бойченко Л.П. Использование ИКТ при обучении математике и элементов математики при изучении ИКТ


Использование ИКТ при обучении математике и элементов математики при изучении ИКТ
Бакулина Л.Е., Бойченко Л.П
В нашем учебном заведении ГБПОУ «Пищевой колледж №33» использование информационно-коммуникационных технологий в рамках учебного процесса занимает важное место при изучении общеобразовательных и профессиональных специальных дисциплин. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность более доступно и наглядно преподнести учебный материал на занятиях, осуществлять текущий, тематический и итоговый контроль над его усвоением, проверить уровень усвоения студентами изученного материала. Что, в конечном итоге, положительно сказывается на успеваемости студентов, как основного показателя определяющего уровень усвоения учебного материала. В последнее время увеличение умственной нагрузки при обучении дисциплины «Математика» заставляет задуматься над тем, как поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу. Данное обстоятельство ориентирует на повышение их активности на протяжении всего курса при изучении нового материала, его закрепления и повторения, на обобщающих занятиях и, тем самым, сформировать обобщённые знания и умения с конечной целью их применения, формируя определённые компетенции. С применением информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и использование элементов математики при изучении информационных и коммуникационных технологий активизировалась познавательная деятельность студентов и появилась возможность у нас - преподавателей разрабатывать новые подходы к обучению, как математике, так и информационным и коммуникационным технологиям. В основном при проведении уроков по математике используются презентации, созданные с помощью программы Microsoft PowerPoint. Они прекрасно вписываются в урок и эффективно помогают как преподавателю математики, так и студентам. Основные направления применения их на уроках математики, это - визуальная информация, которую мы воспринимаем зрением. Её определяют рисунки, фотографии, надписи, тексты, кинофильмы. Она заключена в положении, форме, цвете, движении живых существ, предметов и явлений (наглядный, иллюстративный материал). Демонстрационный материал, который позволяет увеличить объём отрабатываемого материала и выработать устойчивые навыки решения задач представляется в виде опорных схем, понятий, таблиц, графиков функций и т.п.
Самостоятельная творческая работа студентов при выполнении, которой у студентов формируются умение и навыки:
самостоятельно приобретать знания, в поиске и отборе нужной информации;
проводить её анализ;
делать выводы.
Презентации, используемые на занятиях, реализуют принцип наглядности и доступности. Они обеспечивают получение большого объема информации, эстетической привлекательности, возможности вернуться к предыдущему слайду. Особенно они незаменимы при изучении стереометрии, когда необходимо изображать геометрически фигуры, а также при изучении графиков функций (например, при преобразовании графиков функций). Важным источником информации для студентов является Internet, позволяющий быстро получить доступ к любым библиотекам, ответить на любые теоретические и практические вопросы. С его помощью они находят сведения для составления презентаций, также при выполнении научно-практических работ. Проведенные педагогические наблюдения показали, что при применении выбранной технологии в наблюдаемых группах, значительно повысились активизация самостоятельной творческой деятельности студентов, их интерес к содержанию учебных дисциплин. Так, например, по учебной дисциплине «Математика» результаты усвоения знаний в текущем году по сравнению с предыдущим значительно выше, где преимущественно помогли информационные технологии, которые затрагивали личностные аспекты развития. Таким образом, использование ИКТ при обучении математике повышает активность студентов, развивает исследовательские, творческие способности, способствует приобретению навыков и умений, которые могут быть полезными в их жизни. Применение ИКТ создает условия для самовыражения и мотивации для познавательной деятельности.
Используя элементы математики при усвоении информационных и коммуникационных технологий, студент в режиме реального времени, используя компьютер для проведения экспериментов, может сиюминутно получить результат той или иной функциональной зависимости и изобразить её в виде графиков, проанализировать и найти области существования, области значений, сдвиги, смещения, крутизну, точки экстремума, наибольшее и наименьшее значения. Кроме этого, можно по заданной информации получить зависимость в виде аналитических выражений, провести интерполяцию, аппроксимацию и т.п. Делая вывод о значимости в учебном процессе использования информационных и коммуникационных технологий, очевидно, что ИКТ в совокупности с математикой дают мощный толчок к наглядному самовыражению и практическому применению получаемых знаний и умений на практике, формируя информационное представление о реальных процессах, наполняемых наш Мир.