Статья Экологизация в основном и дополнительном образовании
Экологизация основного и дополнительного образования
Подгузов Н.А. методист ГКОУ ДО ВДЭБЦ, учитель биологии МОУ СШ № 124
Не смотря на то, что идея развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения с каждым годом становится всё более насущной, не смотря на то что об этой проблеме постоянно говорят с высоких трибун, на самом деле в реальности картина вырисовывается не самая привлекательная. Как самостоятельная дисциплина экология практически выведена из основной программы общеобразовательной школы, уменьшается количество часов на изучение предметов естественного цикла. На изучение биологии в 10, 11 классах общеобразовательных школ, отводится всего лишь один час в неделю, при чем объем материала неимоверно широкий от основ генетики, молекулярной биологи и биохимии до эволюционной биологии и экологии. Как правило, в рамках регионального и школьного компонента, часы на дополнительное изучение биологических дисциплин и экологи отводится по минимуму, на усмотрение руководителя учебного заведения. В такой ситуации необходимо искать новые пути в экологическом образовании и воспитании учащихся. Существуют несколько аспектов деятельности в этом направлении:
Непрерывного экологического образования (от дошкольного заведения до ВУЗа и на местах работы)
Межпредметные и метапредметные связи с насыщением изучаемых дисциплин полными экологическими знаниями.
Экологизация сознания человека - создание экологической культуры и среды.
Одним из важных элементов этого процесса является правильное, расширяющее миропонимание человека построение экологического образования в школе.
Речь идет о гораздо более широкой проблеме, касающейся поиска путей экологизации сознания человека. При этом надо учитывать и то, что в основе мировоззрения лежат не только знания, но непременно и чувства, эмоции. духовные ориентации человека. Поэтому мировоззрение может быть только целостным, а не просто научным либо антинаучным. И важнейшей частью этого целостного мировоззрения является его экологическая составляющая.Построение экологического образования в школе может идти и без изучения специального предмета "Экология", но включении экологического принципа, который должен пропитывать содержание всех учебных дисциплин. И среди критериев оценки учебной литературы, методических пособий, содержания уроков должен быть такой - насколько выдержан экологический принцип в том или ином учебнике (физики, химии или немецкого языка).
Однако цели экологического образования школьников сегодня не определены и многозначны. Мы исходим из того, что высшая и конечная цель - формирование экологизированного типа сознания обучаемых, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре.
Для формирования его необходимы два условия:
1) овладение теоретическими знаниями - понятиями, представлениями, фактами и т.д.;
2) включение обучаемых в практико- ориентированную деятельность по изучению реальной экологической ситуации своей местности и доступное (посильное) участие в ее улучшении.
Приняв эти положения как доминантные, можно предложить следующую модель экологического образования:а) ознакомление учащихся начальных классов с элементарными экологическими представлениями на уровне эмоционального восприятия окружающего мира;б) глубокая экологизация предметов естественнонаучного цикла: биологии, физики, химии, географии, а также математики.в) включение экологической информации, заданий и упражнений в предметы гуманитарного и искусствоведческого циклов с целью формирования эмоционально-ценностного отношения школьника к окружающей среде;г) введение в старшей школе (X класс) курса "Общая экология" на интегрированной основе с учетом естественнонаучной и гуманитарной подготовки учащихся по химии. географии, биологии и т.д.
Кроме того параллельно с изучением теоретических основ экологии важно включить школьников и в социально- практическую деятельность. С этой целью требуется разработка и реализация регионального и школьного экологического компонента базисного учебного плана. Это могут быть курсы "Экология родного края" и "Экологическое краеведение", характеризующее особенности ситуации субъекта федерации, экологический мониторинг, изучение конкретной ситуации своей местности и участие в ее посильном улучшении - очистке малых рек, родников природоохранной деятельности и т.д.
Курс Краеведения, как познавательная и практическая деятельность может вводиться в учебно-воспитательный процесс с I по Х класс и содержать:как познавательных экскурсии и экологические акции, олимпиады, викторины, творческие проекты, так и серьезные экологические экспедиции и мониторинг окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, в нынешних условиях, не дожидаясь решений на федеральном и региональном уровне можно реализовывать предлагаемую модель опираясь на школьный компонент базисного учебного плана.
В настоящее время в средней школе связь экологических проблем с глубинными законами природы и общества прослеживается очень слабо. И хотя экологическое образование провозглашается под флагом интеграции и комплексности знаний, практически оно проводится в большинстве случаев на основе биологии. Таким образом, до сих пор остается открытым вопрос о том, каким должно быть содержание экологического образования в школе и вузе, какие области науки должны определить его основу, как должны при этом соотноситься наука, искусство, литература, средства массовой коммуникации.
Анализ содержания школьных программ показывает, что сегодня экологическое образование в них представлено отдельных представлений об угрозе загрязнений окружающей среды. Элементы экологических знаний включены преимущественно только в биологии и отчасти химии, и носят главным образом информационно-справочный характер. Методика их освоения основана в большей степени на формальное заучивание школьниками, чем на анализе, размышлении иоценке экологических ситуаций, а также отношения людей к окружающей среде.
Поэтому исходя из насущных потребностей в становлении экологически образованного и культурного человека необходимо внесение изменений в учебные курсы предметов.
В итоге обучения в 1-5 классах учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми (уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество), сформированы первоначальные навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными, ведению простейших наблюдений за явлениями природы. У школьников еще нет достаточных научных знаний, поэтому важно уделить особое внимание сочетанию эмоциональной и посильной практической деятельности учащихся с целью воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
В 6-10 классах каждый предмет вносит свой вклад в экологическое образование. Для успешного осуществления междисциплинарного подхода необходимо составить перечень экологических понятий и умений, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении различных школьных предметов. С целью обобщения и систематизации экологических знаний и умений целесообразно предусмотреть проведение в 6-9 классах полевых экологических практик, составляя их программы с учетом местных условий.
Курс "Экология" в рамках изучения Биологии в 10-11 классе призван обобщить полученные ранее знания, сформировать представление об экологии как науке, выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности.
При использовании экологических знаний, понятий, информации при изучении других предметов необходимо широкое применение новых дидактических средств, методов и форм активного обучения (деловые игры. диспуты, игровые проекты, анализ проблемных ситуаций, моделирование экологических ситуаций на ЭВМ). Нужно разработать экологические ситуации (задачи), требующие использования на практике различных знаний, положив в основу задач связь экологии и охраны природы, позволяющую формировать навыки рационального природопользования. Кроме того, задачи лучше составлять с учетом местных экологических условий, что поможет готовить учащихся к природопользованию в своем районе. Важно включить школьников в практическую природоохранную деятельность, которая может выражаться как в непосредственном участии в охране и рациональном использовании природы, так и в виде деловых, ролевых, компьютерных игр и т.д.
Среди них могут занять свое место и специализированные эколого-ориентированные курсы, основанные на местном. школьном материале типа "Транспорт и окружающая среда", "Энергетика», «Водопользование», «Определение индивидуального экологического следа» и т.п., которые можно строить в виде модулей и использовать в различной комбинации.
Можно привести примеры экологизации различных учебных дисциплин, изучаемых в школе.
Русский язык и литература. Помимо традиционных текстов, или отрывков из литературных произведений, в качестве иллюстрации тех или иных правил русского языка, использовать экологические тексты. («Не мама мыла раму…», а моющее средствах, приводящих к загрязнению водоемов). Использовать в качестве текстов для диктантов и изложений также тексты, наполненные экологическим содержанием (о загрязнении окружающей среды, природоохранной деятельности, биоразнообразии, взаимодействиях в живой природе). Использовать в качестве заданий – написание сочинений, эссе, интервью, статей по экологическим прблемам. При изучении литературы, мировой художественной культуры использовать в большей степени в качестве примеров произведения, где описывается живая природа или процессы, происходящие в ней (Знаменитый отрывок о дубе в «Войне и мире», описание ландшафта в повести Чехова «Степь» и пр.). При этом использовать не только образные приемы и символы, метафоры авторов, но и реальные экологические наблюдения прозаиков, поэтов, художников, композиторов.
Разработка таких методик – использования экологическим наполнением заданий по различным предметам уже появляется в сегодняшней педагогической литературе [2,3]
Математика. Применять тексты при решении задач не абстрактные, а насыщенные экологическими понятиями так не «в бассейн вливается и выливается…», а «из танкера вылилась нефть в количестве nn м3 , которая растекается по воде пленкой mm мм. Какая площадь водного пространства будет загрязнена?». Определение потери биомассы в цепи питания и т.п.
Можно использовать различные статистические и др. математические методы анализа при экологических исследованиях, опросах, проведении расчетов.
Физика и химия. Аналогичные примеры использования задач можно применять и в физике и в химии. Кроме того, нужно уделить большее внимание различным физическим и химическим процессам с точки зрения экологии: темы по теплообмену, теплоотдаче, получения электричества, использования воды, получения химических веществ, нефтепереработка, сжигание мусора и образование канцерогенных и токсических веществ и т.п.
Пример: При сжигании пластиковой бутылки (название материала) весом …г образуется…канцерогенное вещество. Опасная доза для человека – мг. Сколько человек может пострадать при сжигании 1, 5, 100 бутылок?
История и обществознание. На примере истории показать, как негативная деятельность человека по отношению к окружающей среде приводила ко многим изменением или даже их гибели цивилизаций, как в ходе исторического развития происходило рациональное или варварское использование природных ресурсов. Здесь же можно рассматривать такие вопросы как: роль человека в изменениях на Земле; изменение мировоззрения по ходу развития цивилизации; правовые и законодательные аспекты по охране окружающей среды и природосбережения; современная концепция «Биоразнообразие и устойчивое развитие», понятия «Индивидуальный экологический след» и др.
Правовые аспекты природопользования, административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения и т.п. При этом разбирать конкретные ситуации или происшествия, происходящие в нашей жизни.
Иностранный язык. Также использовать экологическую тематику текстов и рассматривать, как развиваются и решаются экологические проблемы в странах изучаемой языковой группы. Биоразнообразие тех или иных англоязычных, немецкоговорящихТехнология. На уроках технологии изготавливать кормушки и домики для птиц. Научиться вторично использовать материалы и предметы в быту. Больше уделить внимание технологии выращивания и приготовления пищи из экологически чистых продуктов. Понятия об экологически чистой одежде, обуви, жилище. Корме того, уроки технологии начиная с 7 класса могут частично проходить на тех установках, эксплуатируемых в школе (см. пункт 3.1., 3.2.), где можно будет ознакомиться не только с тем, как они работают, но принимать участие в самой работе, овладевать специальностями, приобщаться к новым экологичным технологиям и уже во взрослой жизни становиться проводником их и реализатором экологических программ на промышленных и других предприятиях и учреждениях страны.
Физическая культура, ОБЖ. На этих уроках можно осваивать практические навыки правильного пребывания на природе, элементы экотуризма, «веревочный курс», ориентирования на местности, автономного существования в природе.
Биология, экология. Эти уроки должны превратиться в уроки-исследования. Изучать строение клеток, тканей, организмов, экосистем не на уровне: учебника, картинки, таблицы, вопросов-ответов, тестов, а проводить самостоятельные исследования, опыты и эксперименты с помощью микроскопов, аналитических приборов и др. оборудования. А так же проводить уроки-экскурсии, учебные экспедиции по различным биотопам, ландшафтам, экосистемам.
В качестве проверки теоретических знаний учащихся проводить циклические, разно уровневые школьные конференции и семинары.
В летний и другой каникулярный период на базе школы организовывать профильные экологические лагеря, смены, отряды, полевые школы. Кроме того, самые активные школьники могли бы принимать участие в аналогичных лагерях, как на территории области ( в природных парках и заповедниках), так и за ее пределами.
Поскольку школа является не только школой по изучению предметов и получения знаний, но еще и школой жизни, то на её территории могут функционировать те или иные технологии, показывающие необходимость рационального использования природных ресурсов, их вторичного использования. Это могут быть Программы по раздельному сбору твёрдых бытовых отходов (ТБО) - бумага, стекло, железо, пластик. Небольшие установки, реакторы, утилизирующие их или перерабатывающие. Причем работа и обслуживание их может осуществляться на уроках технологии, в кружках, в свободное время, где учащиеся непосредственно соприкоснутся с практическим, важным, результативным трудом и новыми технологиями. Все эти трудовые навыки и теоретические знания они потом перенесут и в повседневную, и во взрослую жизнь и будут проводниками нового подхода в этих вопросах.
Так пришкольный участок зачастую является некоторой обузой во всем учебном процессе. Несмотря на то что он в лучшем случае придает живописный вид, а в некоторых школах и сельскохозяйственную продукцию, в целом играет роль трудовой повинности.
Если же его превратить в объект с совершенно другим, насыщенным разнообразным наполнением, то он станет и любимым местом отдыха учащихся, и экспериментальной площадкой, и наглядным пособием живой природы.
На территории участка может располагаться небольшой дендросад, с ландшафтами, характерными для нашего региона. Коллекции древесных и травянистых растений, кустарники; культурные растения: декоративные, лекарственные, сельскохозяйственные. Здесь можно проводить опыты и эксперименты по выращиванию тех или иных видов, влиянию на них внешних факторов, способы увеличения продуктивности, селекционно-генетические исследования и т.п. На пришкольном участке можно организовать питомник деревьев, чтобы из их семян выращивать саженцы для восстановительных лесных работ и озеленения города.
Школьная теплица, оранжерея – станет окном в райский уголок, где произрастают экзотические виды растений, цветов. Особенно приятно будет посещать ее в зимний период. Здесь же можно расположить и мини-зоопарк: небольших животных, аквариумы, террариумы, для которых не требуется больших затрат, но которые могут стать демонстрационными объектами на уроках.
Выращивание сельскохозяйственных культур может стать дополнительным вкладом в рацион школьной столовой, где всегда будет место свежим овощам, фруктам, зелени. Кроме того, как сам участок, так и его продукция, а также пищевые отходы могут послужить продукцией замкнутого цикла безотходного производства – получение удобрения и биогаза, для использовании в энергоснабжении школы. И это будет еще одним наглядным примером возможности экологически чистой промышленности.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно–пассивного отношения к ней, от враждебных ей действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека. И всё это может помочь сделать школа нашей мечты - «ЭКОШКОЛА».