СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Учитель-логопед
Чепикова Н.В.
Современное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности и различных её формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму),так как письменная речь формируется на основе устной.
Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок пишет безграмотно, пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении, не может применить на практике выученные правила.
Опыт работы логопедов и педагогов дошкольного образования показывает, что необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников является взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ и семьи.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе необходимо убедить родителей, что без их помощи усилия педагогов будут недостаточно результативны.
Необходимо обратить внимание на такие моменты:
Реально оценить состояние здоровья ребенка, и понять, не является ли нарушение речи вторичным;
Не стоит бояться обращаться к специалистам, если состояние речи ребенка вызывает сомнения. В российских ДОУ, как правило, специалисты обследуют уровень развития речи детей в 5лет. Однако, к этому возрасту процесс самостоятельного развития речи уже завершается. Поэтому, необходимо оказывать своему ребёнку разностороннюю помощь до окончания этого процесса, таким образом , способствуя предупреждению возможных речевых расстройств.
Не стоит сводить процесс формирования речи только к постановке звукопроизношения, либо к обучению грамоте, обучению чтению. Процесс развития речи следует понимать целостный сложный процесс. Чтение и письмо – это сложные навыки, требующие чистого звукопроизношения, развитого речевого слуха и т.д.
Не стоит начинать изучать иностранные языки, если ребенок не овладел родной речью.
В начале учебного года необходимо ознакомить родителей (индивидуально) с результатами ежегодных диагностических исследований и заручиться их поддержкой для последующего взаимодействия. Следует указать в первую очередь и сильные стороны ребенка, на которых можно построить коррекционную работу, не только слабые.
Поиск форм взаимодействия, способов приобщения родителей к речевому развитию детей является сложным процессом. Сотрудники ДОУ владеют определенным опытом, методическими базой, педагогическими знаниями. Но смогут ли и захотят ли ими воспользоваться родители?
Анкетирование родителей позволит выявить проблемы и вопросы и определить наиболее удобные формы работы.
Рекомендую использовать следующие формы работы.
Индивидуальные консультации .Беседы .Мастер-классы для родителей.
Тематические буклеты.
Родительские собрания.
Уголок логопеда .Страничка логопеда на сайте ДОУ.
Индивидуальные тетради для выполнения домашних заданий (практические рекомендации родителям по формированию различных речевых навыков).
Ежемесячный журнал «Логопедический вестник»( дает читателям не только с теоретические знания, но и практические советы).
Игротека (позволяет закреплять полученные детьми умения непосредственно на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все члены семьи и являются активными участниками игр).Выставки.
Речевые праздники.
Конкурсы художественного чтения.
Взаимодействие с семьёй подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и тактичный контроль, оказание информативной и консультативной помощи.
Работа педагогов и специалистов ДОУ в тесном взаимодействии с родителями даёт возможность более качественного, динамичного развития всех сторон речи ребенка.
Игротека «В свободную минутку».
Варианты игр для детей с родителями, направленных на развитие речи ребёнка. Такие игры, как правило, не требуют длительной подготовки. Их можно использовать не только дома, но и по дороге, при посещении магазинов и т.п. Главная задача-добиваться от ребенка правильного, точного ответа, чёткого выполнения задания. Необходимо перед началом игры объяснить правила и требования(например, отвечать полным предложением, проговаривать заданный звук чётко и т.д.).
Проговори каждому пальчику(пуговке, кармашку, машинке и т.п.) Используется, как правило, на этапе автоматизации звуков. Необходимо чётко проговорить слово столько раз, сколько пальцев на руке.
Что из чего? Игра используется для развития словарного запаса, грамматического строя, автоматизации звуков. ( Приготовим сок из апельсина…-апельсиновый, и т.д. Наоборот: апельсиновый сок из чего?.. из апельсина.) Составь узор. Узор можно составлять из любых подручных предметов-пуговиц, цветных кнопок, макаронин и любых других мелких предметов. При этом можно попросить ребенка проговаривать свои действия, называть цвета используемых предметов, их размер, форму ,расположение, тогда будет развиваться не только мелкая моторика, но и связная речь.
Волшебные палочки. Необходимо выложить их счетных палочек, спичек различные геометрические фигуры, узоры, картинки, и рассказать-что это.
Найди слова. Можно играть на кухне, на улице, в машине, в магазине. Какие слова можно вынуть из шкафа?из борща?из винегрета?из холодильника? Какие слова найдешь на полке в магазине? И т.п.
Угощаю. Вспомните «вкусные» слова и угостите друг друга. Свои слова можно сопровождать действиями (передать слово из ладошки в ладошку). Угостите друг друга «кислыми», «сладкими», «солеными», «горькими» словами.
Я заметил. Кто самый внимательный? По дороге домой называйте : я заметил высокое дерево).
Путаница . (игра для коррекции слоговой структуры слова). Слова перепутались, помоги мне их распутать: босака(собака), коболок(колобок).
Доскажи словечко. (игра на обогащение словаря). Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает. Ворона каркает, а воробей(чирикает).Кошка мяукает, а собака(лает).
Волшебные очки. Представьте, что вы одели розовые (желтые, зеленые, синие…) очки.Каким все стало вокруг? Розовым! Давай назовем все розовое.(розовая машина, розовое дерево и т.д.).
Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной!