Урок на тему: Д. Дефо. Фрагменты из романа Робинзон Крузо. Мир природы, не испорченный воздействием цивилизации. Взаимоотношения человека и природы.


Дата: Класс: 7 урок 36
Тема: Д. Дефо. . Фрагменты из романа «Робинзон Крузо». Мир природы, не испорченный воздействием цивилизации . Взаимоотношения человека и природы .
Цель : Познакомить учеников с фрагментом романа Д.Дефо, проанализировать с точки зрения изображения мира природы во взаимоотношении с человеком.
Задачи: повторить знания по теории литературы( пейзаж, его виды, функции;ИВС)
Способствовать развитию интереса к зарубежной литературе. Помогать развитию речевых навыков, навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Способствовать развитию образного, абстрактного мышления.
.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Оргмомент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.. 10 мин. II. Проверка пройденного материала.
1.Анализ сочинений по творчеству И.С.Тургенева.
2. Мини-тесты по рассказу «Кусака» Л.Андреева. Ученики демонстрируют свои знания. тесты
25 мин. III. Актуализация знаний.
Деление на группы. 1 группа-готовят материал о Д.Дефо.
Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.
Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман
«Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове».
2 группа- о романе «Робинзон Крузо».
К написанию романа Д. Дефо подтолкнула встреча с Александром Селкирном - штурманом судна «Пять портов». Он и рассказал Дефо свою удивительную историю. Селкирк поссорился на корабле с капитаном, и тот высадил его на необитаемый остров близ берегов Чили. Там он прожил четыре года и четыре месяца, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой. Сначала ему было тяжело, но позднее он научился понимать природу, овладел и припомнил немало ремесел. Однажды к этому острову пристав бристольский корабль «Герцог» под командованием Вудса Роджерса, который и забрал на свой борт Александра Селкирка. Все рассказы Селкирка Роджерс записал к судовом журналу. Когда эти записи были обнародованы, о Селкирке заговорили в Лондоне, как о чуде. Д. Дефо использовал рассказы о приключениях штурмана и написал свой роман о Робинзоне Крузо. Семь раз автор изменял детали жизни героя на острове. Он перенес остров из Тихого океана в Атлантический, а время действия приблизительно на пятьдесят лет отодвинул в прошлое. Писатель также увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз. И вдобавок он подарил ему встреча с верным другом и помощником - с туземцем Пятницей.(Селкирк -4 года 5 месяцев, а РК-28 лет)
Позднее Д. Дефо написал продолжение первой книги - «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». В этой книге писатель рассказывает о том, как его герой попал в Россию. Робинзон Крузо начал знакомиться с Россией в Сибири. Там он побывал на Амуре. А к этому Робинзон странствовал по всему миру, побывал на Филиппинах, в Китае, переплыл Атлантический, Тихий, Индийский океаны. Роман Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» справил значительное влияние на развитие мировой литературы. Он начал новый жанр - «робинзонаду». Именно так называют любое описание приключений на незаселенной земле.
3 группа- отрывок из романа(выраз чтение)
4 группа-художественное пространствоХП и художественное времяХВ(учебник). Дети делятся на группы .Ученики работают над материалом биографии, истории создания романа, над прототипом гл.героя.
Рабочий материал для работы групп
5 мин 4.Закрепление. Просмотр отрывка фильма или презентацию Презентация или художест. фильм(отр)
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: «Мишень» или отвечают на вопрсы:- Что нового я узнал на уроке?- За что я могу похвалить себя?- Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать? Оценивают работу своих одноклассников,
Стикеры и «мишень».
2 мин. VI. Домашнее задание. Чтение отр. Ю.О.Домбровского «Хранитель древности». Подумать , чем отличается отрывок от того, который мы изучили на уроке? Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________