Детская одаренность.Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития.
МК ДОУ Павловский детский сад №12
"Детская одаренность. Развитие речи дошкольников как необходимое условие личностного развития. "
Подготовила:
И.А.Ермолаева
2017г.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь некоторые. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Причины низкого уровня развития речи:
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. При рассматривании картины, проведении беседы воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи самого педагога.
Речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
"Стимулирование речи детей раннего возраста"
(из опыта моей работы)
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.
Разговор с самим собой. Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п.
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся "глухими", непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребёнку: "Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу машину?" В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
Распространение
Мы продолжаем и дополняем все сказанное ребёнком, но не принуждаем его к повторению вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребенок: 'Суп". Взрослый: "Овощной суп, очень вкусный", "Суп кушают ложкой". Отвечая детям распространенными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения контекстной речью.
Приговоры
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее крест-накрест: с правой рукой левое полушарие, а с левой правое.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке.
Выбор
Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: "Тебе налить полстакана молока или целый стакан?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".
Замещение
"Представь, что..." эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик это пирожок, а коробка из-под обуви печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: "Представь, что мы самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату". Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: "Угадайте, что я сейчас делаю". Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем "оживить" заданную вами ситуацию: накрыть на стол; гулять по теплому песку; удирать, как лиса, уносящая петуха; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
Ролевая игра
Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
Музыкальные игры
Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.
Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта моей работы)
Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:
Воспитание звуковой культуры речи.
Формирование грамматического строя речи.
Словарная работа.
Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:
побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
научить слушать воспитателя;
научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;
вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);
накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
Развитие предпосылок связной речи происходит:
в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);
в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);
в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.
Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе я активно это использую и создаю условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаю рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, о том, что потрясло и удивило ребёнка. Также я использую такой приём, как поручение.
Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому я периодически меняю книги, иллюстрации в книжном уголке, вношу новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;
предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Индивидуальная работа проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития . Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В настоящее время я работаю в группе с детьми старшего дошкольного возраста. В своей работе широко использую методы и приёмы, способствующие развитию связной речи детей:
использование на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
включение в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
После прослушивания рассказов сверстников предлагаем выбрать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор. Перед выполнением задания обязательно делаем установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощряем детей, которые выполняют данное требование. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим; Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаем детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей. Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаем детям разные варианты, рекомендованные методикой; Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок на основе проводимых занятий, опираемся на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта.
С целью диагностики уровня развития связной речи детей предлагались следующие задания: пересказ знакомой сказки (без наглядности и по иллюстрациям); рассказывание по картинке;
составление описательного рассказа по предметной картинке (с использованием схемы и без неё). Предполагалось, что применение иллюстраций в процессе пересказа оказывает положительное влияние на воспроизведение текстов, их связность.
Пересказы детей с опорой на иллюстрации более содержательны, связны, структурно оформлены.
Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Диагностика и наблюдения за детьми показали, что выполнить задание по составлению рассказа по картине или серии сюжетных картинок детям очень трудно. На данном этапе своей работы я остановилась именно на картинах и сюжетных картинках. Для развития связной речи мы использовали следующие картины и серии сюжетных картинок: "Купание медвежат" ; "Кролики" ; "Кошка с котятами" ; "Как подружки котёнка спасли" . Поскольку свою задачу мы видим не только в обучении детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и в формировании устойчивого интереса к занятиям по развитию речи, то для меня было важным сосредоточить внимание на всех частях занятия. На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок "Медвежонок на прогулке" я сообщила, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путём подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, ёж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием.
Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась общему мнению и сказать правильный ответ. Начало занятия создаёт интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.
Я заметила, что игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия очень повышают его результативность. Такие игры можно назвать "тренировочными" упражнениями. Например, при составлении рассказа по картине "Верблюды" при рассматривании картины я использовала упражнение "Я начинаю - вы продолжаете". В данном упражнении дети упражнялись в подборе слов-антонимов, а также в составлении сложносочинённых предложений, а затем употребляли подобные образцы в составлении собственных рассказов.
Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.
Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.
У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.
В итоге хочется отметить, что методика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий: развитии логики, навыков структуирования текста через специально организованные занятия; применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского монолога; использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики.
Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ -технологию
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.
Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги нашего дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку. Педагог, показывая картинку, спрашивает.
- Что это? (огурец).
- Какой огурец по цвету? (зеленый).
- Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок).
- Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.
Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:
- Что это? (репка)
Какая репка по цвету? (желтая)
- Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница)
- Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).
В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Елочки по цвету зеленая, как травка.
Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствуют тренинговые занятия в художественной мастерской. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»
Голова по форме какая? (круглая)
Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук)
Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка)
Воспитатель:
Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие)
- Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки)
И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки)
Так постепенно совместными усилиями мы достигаем желаемых результатов в обучении наших воспитанников выразительности речи, развитию творческой речевой деятельности.
Параллельно с обучением составлению сравнений нашими педагогами проводилась работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании.
Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Обучение детей составлению загадок мы пробуем с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. В группе «Почемучки» 4-5 лет дети более активно подбирают сравнения объектов по заданным их признакам, сочиняя загадки. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно, но и в подгруппе, паре.
Результатом, при проведении занятия на тему «Предметы, облегчающие труд человека в быту», явились следующие загадки:
Светло-зеленый, как трава.
Гудящий, как пчела.
Овальный, как кабачок. (Пылесос)
С целью развития словесного творчества одаренных детей в практике работы мы используем лимерики. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк. Лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Такие занятия мы начинаем с детьми 4–5 лет. Из вышеизложенной рифмовки с добавлением последующих у нас получился лимерик:
Жил-был снегирек,
Красный, как огонек.
К нам в детский сад прилетал
И зернышки на кормушке съел.
Вот как мы заботились о птичках.
В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, мораль, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».
После рассматривания картины в группе «Птицы зимой» –появились новые загадки и лимерики о зимующих птицах; зимних явлениях.
Разноцветная, но не радуга.
Летает, но не бабочка.
Пушистая, но не елочка. (Синица)
Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст.
ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.
Методы и приемы ТРИЗ И РТВ-технологии как инновационное средство развития логики и творчества дошкольника
Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения. Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольной дидактике .
Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер).
Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам подсказывают сказки, мультфильмы и пр.
Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире информации. Например, мы часто играем с ребятами в путешествия:
- путешествия по разным сказкам: «Колобок», «Три поросенка»,
- путешествия на сказочном транспорте: на воздушном шаре, на ковре- самолете,
- путешествия в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителями.
Главный итог этих путешествий – попасть в страну знаний и понять, что знания - это и есть главное богатство. Стараюсь заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Разъяснить смысл каждого события, спрашивая детей, как они его понимают.
Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе использую различные приемы и методы среди которых: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов.
Очень интересен на занятиях метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, мы с ребятами решали такие проблемы:
-Как спасти колобка от лисы.
-Как выгнать лису из зайкиной избушки.
-На чем рисовать, если нет бумаги.
Благодаря мозговому штурму дети поняли что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.
Говоря о методах ТРИЗ-технологии, нельзя не сказать о методе морфологического анализа. Суть его заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа .Решить эту задачу мне помогает игра « Чудесные вещи», разработанная Л. Е. Белоусовой., по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и т. д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Это далеко не все методы и приемы технологии ТРИЗ. Но даже на описанных мной методах видно, насколько они интересны, необычны и помогают развить у ребенка речь, творческое мышление и воображение.
Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Дети вместе со мной учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, – сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.
Технологии работы с опорными схемами "Использование мнемотехники в развитии речи детей" (из опыта работы)
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Коллаж
Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Результаты работы:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе.
Таким образом, связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
15