Сценарий воспитательного мероприятия И кисть в врагом сражалась…
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
Методическая разработка
воспитательного мероприятия в 8 классе
на тему:
«И кисть с врагом сражалась »
Выполнила классный руководитель 8 класса МБОУ «Фатежская СОШ №1» Варавина Оксана Степановна
г.Фатеж - 2015 г.
Тема мероприятия: «И кисть с врагом сражалась»
Форма проведения: путешествие по картинной галерее В.О.войны (1941 -1945)
Цель мероприятия:
знакомство с творчеством художников, которые писали картины о войне;
воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы Великой Отечественной войны;
формирование у детей стремления больше узнать о Родине, ее защитниках и их подвигах.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, колонки, репродукции картин художников, рисунки детей о войне.
Подготовка к мероприятию: обучающиеся учат слова, выполняют рисунки о войне, выполняют подбор репродукций картин художников о войне, приглашают гостей, оформляют кабинет.
Структура мероприятия:
Вводная часть. (2 мин.)
Основная часть. (36 мин.)
Заключительная часть .(2 мин.)
Содержание мероприятия:
Вводная часть.
Учитель.
Ты, знаешь, что была война
Когда тебя на свете не было
И сколько помнила страна
Такой войны на свете не было.
Звучит песня «Священная война».
Великая Отечественная война закончилась 66 лет назад.
В памяти нашего народа навсегда останутся подвиг и весь тот путь, который прошли советские люди к Победе.
Образы тех, кто, не щадя жизни, приближали Победу, боевые схватки с врагом предстают перед нами не только в рассказах, стихотворениях, фильмах, но и плакатах, картинах.
2. Основная часть.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по картинной галерее В.О.войны (1941 -1945)
Тема нашего путешествия «И кисть с врагом сражалась..» (слайд 1)
Как вы думаете, что Вы должны будете сегодня узнать? (о художниках, которые писали картины о войне, названия их работ, о чём эти работы).
С первых же дней войны, надев солдатские шинели, ушли на фронт около 900 художников. Они были солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками.
Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати.
Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали творческими бригадами на фронт и писали свои картины.
Во время войны к изобразительному искусству предъявлялись несколько иные требования, чем в мирное время: искусство стало играть агитационную роль. Через фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты художники призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками, к защите и освобождению своей Родины.
Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, "воевали" наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размера тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на "лбы" танков плакаты вели за собой в атаку.
За годы войны было создано очень много плакатов. Главные их герои солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий-тыловик, мать с ребенком - все они призывали к защите Родины. Даже названия и надписи к ним говорили сами за себя: "Отстоим Москву" (слайд 2 ), "Каждый рубеж – решающий" (слайд 3).
Один из первых и один из самых известных плакатов 1941 года - "Родина-мать зовет!" (слайд 4), автор Ираклий Моисеевич Тоидзе. На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой женщины-матери того времени. В руке у женщины - текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества.
Образ женщины-матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы: "Одна у человека мать, одна у него и Родина", "Родина любимая мать родимая", "Родина мать, умей за нее постоять", Слова "Родина" и "мать" оба женского рода.
(Слайд 5) На второй день после начала войны появился плакат, написанный в жанре сатирической графики. Назывался он "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Авторы творческий союз трех художниковКукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников. Кукрыниксы: Ку - Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Кры - Крылов Порфирий Никитич (1902-1990), Никс - Николай Александрович Соколов.
В чем сатира плакатов, написанных в жанре сатирической графики?
Образы врагов изображены карикатурно. Художники их высмеивают, изображают трусливыми, глупыми, жалкими, ничтожными.
Посмотрите на этот плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"
Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на булавку.
Это был первый плакат, появившийся в первые дни Великой Отечественной войны на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а еще через неделю и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу.
Обучающийся.
(Слайд 6)В жанре сатирической графики работал художник Борис Ефимов. Его первые карикатуры появились еще после революции и 50 лет высмеивали врагов Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоил рисунок 1942 года "В партизанском крае. Ловля на живца", изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньей попадает на мушку к партизану. И по сей день карикатуры Б. Ефимова вызывают смех.
Учитель.
(Слайд 7)Художник-график Борис Иванович Пророков прошел всю войну с первого дня и до последнего, победного. Он был пехотинцем, сапером, военным моряком. Участвовал в обороне Ленинграда, в десантной операции на Балтике и Черном море. Война стала для него школой Жизни.
Обучающийся.
В годы Великой Отечественной Борис Иванович Пророков работал во фронтовой газете и сделал очень много зарисовок. После войны по зарисовкам он создавал свои рисунки. Рисовал он чаще всего карандашом и цветной тушью. У него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединенных общим заголовкам, например, серия "Это не должно повториться!" (слайд 8). Эти рисунки много стоили художнику. На фронте, в последний год войны, он получил две тяжелые контузии и, после нескольких часов напряженной работы, у него появлялись сильные головные боли и конвульсии. А в последний год жизни болезнь приковала его к постели. В своём дневнике Пророков записал: "Силы уходят с каждым днем. Вынужден лечь на койку. А мне еще хочется нарисовать групповые портреты наших пехотинцев. Слышишь ли, товарищ Судьба?!"
За серию рисунков "Это не должно повториться!" художнику была присуждена Ленинская премия.
Хранятся рисунки этой серии в Государственном Русском музее в Санкт- Петербурге.
Вот эти рисунки: "Тревога', «Налет", "Голод". "Изуверство".
Борис Иванович Пророков о своей серии сказал так: "Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остается главной моей задачей художника-пропагандиста и в мирное время". В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны -"мобилизовать на борьбу с войной.
Учитель.
Художники-живописцы на войне изображали боевые действия: от крупных, решающих сражений до небольших, отдельных эпизодов и сцен фронтового быта. Они воевали с оружием в руках в армии, в партизанских отрядах, даже в концлагерях с риском для жизни художники продолжали рисовать.
(Слайд 9,10) Умирающего в лагере для военнопленных от дистрофии художника Николая Обрыньбу товарищи, отрывая последние куски хлеба от себя, поставили на ноги: «Рисуй! Пусть люди увидят лицо фашизма!.."
Бежав из концлагеря и став партизаном, Обрыньба писал картины, портреты, изображал героев по специальному приказу командира.
В ту пору из-за отсутствия связей с Большой землей не было ни орденов, ни медалей, поэтому в качестве наград бойцам-героям вручали их портреты.
Учитель.
Не легко художнику солдату,
Краток на путях его привал.
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил.
Нарисуй меня, но честь по чести
Безбородым, как до фронта был.
И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя.
Как -то раз, в одном глухом овраге,
Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома
На стене висит его портрет
И одной улыбкою знакомой
Утешает в том, что писем нет.
День настал, погиб солдат-художник,
Мой портрет закончить не успел,
Не узнал конца путей тревожных,
Нет бойца, а вот рисунок цел.
Он храниться в небольшой тетради
Эта память друга моего.
На портрет незавершённый глядя,
Не себя я вижу, а его.
Алим Кешоков.
Обучающийся.
(Слайд 11)Героический образ создает в своей монументальной картине "Оборона Севастополя" художник Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Когда фашисты прорвались к Крыму, то они надеялись сразу же захватить Севастополь, но сухопутные войска и флот, защищавшие город, объединились и оказали фашистам сопротивление.
Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолеты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Сначала защитники успешно отражали атаки противника, но постепенно заканчивались боеприпасы. Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, в июне, то защитники по приказу Ставки Верховного главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 человек), имевшие только стрелковое оружие, самоотверженно отражали атаки противника, пока не кончились боеприпасы.
Этот момент и изобразил художник Александр Александрович Дейнека в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопченного неба, темно-синей воды моря, руин домов гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой русой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все это говорит о том, что враг будет побежден.
Посмотрите, как художник четко нарисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Если моряки показаны в светлой форме, то фашисты в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.
Силы защитников Севастополя и фашистской армии были неравными, и после восьмимесячной обороны город был оставлен.
Обучающийся.
(Слайд 12) На Всесоюзной художественной выставке появилась картина еще не известного широко живописца Юрия Непринцева "Отдых после боя". Возле неё толпились зрители, все решили, что в центре картины изображен Василий Теркин герой Александра Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме.
Юрий Михайлович Непринцев ушел на войну добровольцем, в минуту затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат. Да, наверно, и в каждом взводе был такой весельчак, балагур, который несмотря на тяготы войны, сумел сохранить доброту, юмор.
Посмотрите, после боя расположились бойцы на отдых, и среди них неунывающий Василий Теркин. Поэма Твардовского и подсказала художнику сюжет картины, помогла создать образ главного героя. Помните, как писал о нем Твардовский?
Теркин кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
Обучающийся.
На картине изображены и танкисты в шлемах, и (разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных характеров показал на картине художник! Все слушают Теркина, но каждый по-своему. Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожилой боец ротный "папаша" неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно в картине, которое тоже привлекает внимание к главному герою, это красный кисет с табаком или с махоркой в руках у Теркина.
Обучающийся.
Бытовой жанр в живописи во время Великой Отечественной войны тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.
(Слайд 13)Большой вклад в разгроме фашисткой Германии принадлежит партизанскому движению. Против Фашистов поднялись старики, женщины, дети. Партизаны в годы войны на оккупированной врагом территории уничтожили 1 миллион гитлеровцев их пособников, 4 тысячи танков вывели из строя, 6,5 тысяч автомашин, 1100 самолётов, повредили 1600 железнодорожных мостов, совершили 21 тысячу крушений вражеских поездов. На картине хдожников – баталистов Аркадия Александровича Пластова «Партизаны», Сергея Герасимова «Мать партизана» отражена эта героическая тема.
Обучающийся.
(Слайд 14) В 1943 году появилась картина Сергея Васильевича Герасимова "Мать партизана". В картине художник противопоставляет два образа: гордая, стойкая, пожилая крестьянка с достоинством, мужеством смотрит на жестокого фашистского карателя. Она не склонила перед ним головы. Позади нее другой каратель держит ее схваченного, совсем еще юного сына-партизана. Что же будет дальше? Чем закончится эта сцена?
Как бы ответом на этот вопрос и в продолжение картины у поэта Алексея Суркова есть стихотворение "Под вечер в гестапо ее привели..."
Учитель.
Фронт и тыл - неразрывная нить, которая шла через всю войну. Тема фронта и тыла отражена и в картине художника Александра Лактионова «Письмо с Фронта».
Давайте совершим заочное путешествие в Третьяковскую галерею и узнаем историю этой картины (слайд 15).
Просмотр фильма «История одной картины. Письмо с фронта».
Обучающийся.
Картина художника А. И. Лактионова "Письмо с фронта" написана после войны в 1947 году. На освещенном солнцем крыльце, на фоне чисто-голубого неба мальчик читает письмо отца с фронта. Письмо получили по почте, а может быть, его принес солдат, который после ранения приехал домой. Судя по радостным лицам слушателей, у отца все в порядке, война заканчивается, и скоро все вернутся домой.
(Слайд 16) Все во время войны ждали весточек с фронта от родных. При виде долгожданного письма-треугольника сердце сжималось от радости и в то же время от неизвестности: что там радость или печаль? Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься в окопы и землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки.
Обучающийся.
Мама! Тебе эти строки пишу я,Тебе посылаю сыновний привет,Тебя вспоминаю, такую родную,Такую хорошую, слов даже нет!Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,Немного лентяя и вечно не в срокБегущего утром с портфелем под мышкой,Свистя беззаботно, на первый урок.Мы были беспечными, глупыми были,Мы все, что имели, не очень ценили,А поняли, может, вот здесь, на войне,Приятели, книжки, московские споры,Все – сказка, все в дымке, как снежные горыПусть так, возвратимся – оценим вдвойне!...И чем бы в пути мне война ни грозила,Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!Я знаю, что ты меня благословила,И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Э. Асадов
(Слайд 17) Первого мая 1945 года над зданием Рейхстага было водружено знамя Победы, ставшее символом разгрома фашистской Германии.
(Слайд 17)
Обучающийся.
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря, что закончилась война.
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Алим Кешоков.
Тема солдата спасителя звучит в картине Федора Ивановича Невежина «Русский солдат». Рушились города, горела земля, но где бы не проходил наш воин, он нес жизнь и спасенье.
(Слайд 19) Именно поэтому стоит в Берлине в Трептов парке монумент- мавзолей Е.Вучетича «Воин освободитель» 13 метровая бронзовая фигура. Внутри мавзолея находится золотой ларец с именами героев, погибших во время Берлинской операции.
Звучит песня у незнакомого посёлка».
Обучающийся.
«Ода солдату».
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
Он все прошел огонь и воду
И трубы медные прошёл,
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня,
И прочно выковал победу
Из грома стали и огня.
И полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
Александр Плотников
Учитель.
С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не утратили своего значения, обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа, проявленным в годы Великой Отечественной войны.
Назовите работы, которые выполняют художники в настоящее время. (открытки, плакаты, баннеры, панорамы (слайд 20). Ответы детей.
Художники – наши современники, работают в разных жанрах и техниках изобразительного искусства, рисуют не только кистью, карандашом, но и песком. Предлагаю вместе посмотреть, как молодая художница Ксения Симонова выполняет рисунок песком на стекле.
Просмотр видеофрагмента.
3. Заключительная часть.
Наше с вами путешествие подошло к концу. Что Вам больше всего запомнилось в этом путешествии? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Ответы детей.
Достигли ли мы цели нашего путешествия? Ответы детей.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна
Ю. Воронов
Надеюсь, что благодаря мероприятиям, посвящённым ВОв вы не забудете, подвиг старшего поколения, не забудете художников, которые рисовали ВОв.
13PAGE 15
13PAGE 14215