Направление Роль образования в жизни современного общества Статья образование как условие успешного развития казахстанского общества
УДК ____
«ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА»
Иксанова Л.М., учитель истории Узункольской СОШ Теректинского района ЗКО
Современное общество невозможно представить себе без такого института общественного развития как образование. С появлением человечества как разумного общества всегда было важным передача знаний и умений от более опытного к менее опытному члену сообщества. Естественно, эти знания и умения передавались не в образовательном процессе в современном его понимании, а в процессе совместной деятельности. Дети древних людей получали жизненно важные знания, умения и навыки, находясь в первобытной общине будучи от рождения ее полноправным членом. Повзрослев и сдав определенные своего рода «экзамены» - так называемая инициация, ребенок переходит в общество взрослых. Без подобного процесса нельзя было представить себе дальнейшее развитие общества. Надо отметить, что в раннем периоде развития человечества объем передаваемых знаний был сравнительно небольшим. Вначале в основном это были знания о явлениях природы, об основных правилах ведения хозяйства. Позднее объем передаваемых знаний постепенно увеличивался: стали важны знания в области религии и мифологии, первоначальные научные знания, развитие которых привело к увеличению объема передаваемых знаний. И этот процесс, надо сказать, был, есть и будет непрерывным.
С появлением государств появляются первые школы, в которых обучали единицы детей как будущих писарей и вельмож. Также в это время появляются первые древние философы. Постепенно стали активнее развиваться научные знания. Все больше становится образованных людей. Они стали выско цениться. Обществу стали нужны такие люди как педагоги, без которых процесс образования невозможно себе представить. В позднем средневековье педагогика отделяется от других наук и становится самостоятельной наукой, дав начало появлению и развитию многих других прикладных педагогических наук. Образование стало необходимым условием для развития общества на этапе перехода человечества от феодализма к капиталистическому строю. Появление механических устройств, позднее машин привело к большому спросу на образованных грамотных людей. Школы становтся массовыми. Индустриальному обществу уже требовалось, чтобы все ее граждане, без исключения, обладали знаниями, умениями и навыками как для производства, так и для потребления. Было введено такое понятие как всеобуч.
И наконец, в ХХІ веке человечество в своем развитии шагнуло уже в тот период, когда объем потока информации стал таким, что человек должен учиться не только в молодом возрасте, но и в течение всей своей жизни. Сейчас мы можно видеть 80-90 -летних пенсионеров, овладевших компьютерами, научившихся работать с Интернетом. Какова же роль образования в современном обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, хочется действовать методом от противного. А что может произойти, если образование будет отставать от развития общества? А то, что происходит повсеместно сейчас: в школах работают учителя, обучившиеся в ХХ веке, которые учат детей ХХІ века методами ХІХ века. То есть по сути, образование, оставаясь прежним, тормозит развитие общества: школа, которая в идеале должна готовить человека к успешной будущей взрослой жизни, в большинстве своем выпускает неприспособленных к новым условиям людей. Исключения составляют отдельные школы, лицеи, гимназии.
Еще во второй половине ХХ века в мире как-то незаметно для нас, эволюционируя, произошел переход человечества к обществу новой формации — информационному. Мы сейчас — учителя ХХІ века. Мир изменился. Он стал теснее. Интеграция идет во всех сторонах общественной жизни: в экономике, культуре и, даже, в политике. Идет процесс ускорения развития общества. Все, что раньше длилось веками и десятилетиями, изменяется в считанные годы, месяцы и, даже, дни. Если сравнить количество информации, которое получали школьники в школах в ХХ веке с тем, что дети должны знать на современном этапе развития человечества, становится понятным требование времени к образовательному процессу. Объемы информации в учебной программе физически не позволяют учителям заниматься простой передачей знаний учащимся. Ведь нельзя объять необъятное. Мир изменился, а изменились ли мы? Не опоздаем ли мы, в конце концов, в развитии, чтобы быть на равных с прогрессивными государствами мира? Что и как можно изменить, чтобы преодолеть эти вызовы современности?
Анализируя состояние положения современного образования в нашей республике, можно заметить, что сдвиги в развитии образования в последнее время становятся все более заметными. Открытие школ нового поколения Nazarbaev Intellektual Schools, Назарбаев Университета, Программа «Болашак», разработка и принятие Государственной Программы развития системы образования на 2011-2020 -е годы, почти 100%-ное оснащение школ компьютерами и широкополосным Интернетом, обновление материально- технической базы школ, Программа строительства «100 школ, 100 больниц», повышение статуса педагога, внедрение полиязычия, начиная с детского сада, повышение квалификации педагогических кадров в различных направлениях и уровнях и, наконец, внедрение обновленного содержания образования - вот неполный перечень того, что делается правительством в нашей стране в области образования.
Делается много — но есть ли эффект? Все инновационные идеи у нас в Казахстане идут «сверху», а на местах все та же рутина. Считаю, что в первую очередь надо меняться нам, учителям. Те знания, которые мы получили в вузах 20 лет назад, теперь либо неактуальны, либо глубоко недостаточны в ХХІ веке. В послании «Стратегия «Казахстан — 2050» Президент нашей Республики ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров определяет знания и профессиональные навыки: (Н.А.Назарбаев, Стратегия «Казахстан — 2050», 2012). Особое значение Президент придает необходимости уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы они были адаптированы к современной жизни. Также он предложил свое видение развития образования в духе времени, опираясь на лучшие мировые достижения в области образования, наметил пути развития системы образования в Казахстане через модернизацию методик преподавания и активное развитие онлайн-системы для доступа к образованию всех желающих.
Президент видит, что мешает нам стать на рельсы инноваций: «Необходимо избавиться от устаревших либо невостребованных научных и образовательных дисциплин, одновременно усилив востребованные и перспективные направления. Изменить направленность и акценты планов среднего и высшего образования, включив туда программы по обучению практическим навыкам и получению практической квалификации. Создать ориентированные на предпринимательство учебные программы, образовательные курсы и институты.» (Н.А.Назарбаев, Стратегия «Казахстан — 2050», 2012 стр. 2). В мире уже давно происходят глобальные изменения во всем, в том числе и в системе образования. Для того, чтобы найти в каком направлении нам развиваться, необходимо изучить опыт передовых в этом отношении стран. Нельзя не отметить, что и наша государственная политика в области образования направлена на внедрение мировых стандартов.
В глаза бросается следующая зависимость: в странах, где система образования дает высокие результаты, как правило, очень развита экономическая система, и, наоборот, в странах с развитой экономикой уровень образованности на порядок выше, чем в странах с развивающейся экономикой. Значит, уровень системы образования и экономика взаимозависимы друг от друга и взаимовлияемы. В контексте этого повышается значение системы образования страны как одной из главных предпосылок повышения уровня жизни и экономики.
Познакомившись с особенностями систем образования в разных передовых странах мира, пришла к выводу, что для всех передовых стран мира в образовании характерны уклон на практические навыки в обучении, дифференциация по результатам каждой ступени обучения, а в странах Востока - обязательное изучение английского языка. Особенно глубоко дифференцировано обучение в Великобритании и Сингапуре.
Для Казахстана идея дифференцирования не нова, но до сих пор по объективным и субъективным причинам дифференцированное обучение не стало обязательным требованием к педагогам. Сравнивая системы образования передовых стран, можно сделать вывод, что в условиях глобализации, тесной интеграции и при явном ускорении времени, необходимо каждому из нас пересмотреть свое отношение к деятельности как педагога и начать работать так, как требует от нас время.
Процесс перестройки парадигмы философии казахстанского образования уже начался. В 2015 - 2016 учебном году 30 пилотных школ республики стали работать в инновационом режиме. Они как первые ласточки весны показали успешность внедрения обновленного содержания образования.
В 2016-2017 учебном году уже все первоклассники Казахстана стали обучаться по – новому. Дети, начиная с 6 лет, обучаются практическим умениям и навыкам. Мы, учителя, которые еще только готовятся работать в новом режиме, посещая уроки в 1-х классах видим большую разницу между тем, как работаем мы и как обучаются дети в первых классах. Наши малыши показывают удивительные успехи в своем развитии! Они могут самостоятельно измерить линейкой путь движения различных игрушечных машин с высоты и высчитать зависимость ускорения от массы тела. Умеют сравнивать объемы сосудов, высчитывать сколько литров воды может поместиться в ведро, так как сами наливают туда воду. Первоклашки имеют понятия о древних племенах Казахстана и о деяниях их правителей! Они знают, что в Солнечной системе 8 планет и без труда называют их, определяя их положение относительно Земли. Они делают свои маленькие открытия: обведя фигуру воском, а потом выкрасив фигуру акварельными красками, дети заметили, что обведенная воском часть фигуры осталась не покрашена.
Обучение через постановку проблемы и ее последующее решение показало свою результативность. Это для нас, учителей с большим стажем, удивительно и непонятно. А для детей это воспринимается как само собой разумеющееся. И в этом отличии я вижу, что наших современных детей мы можем воспитать успешными только при условии, что мы сами станем придерживаться прогрессивных взглядов.
В силу сложившихся геополитических обстоятельств, на современном этапе развития человечества, остро стоит вопрос угрозы современному обществу как со стороны определеннных деструктивных элементов общества, так и внешних сил. Поэтому мы обязаны ставить перед детьми такие проблемы, в процессе выполнения которых, помимо основной цели обучения, решаются такие архиважные задачи как социализация личности обучающегося в обществе, воспитание толерантного гражданина, патриота своей Родины. Сохранить нашу территорию Казахстана, наш язык и культуру для своих будущих потомков, приумножить ее главные ресурсы, в том числе и людские, воплощая в жизнь общенациональную консолидирующую идею «Мәңгілік ел» - в этом, считаю, заключается философия образования казахстанского общества.
Использованная литература:
Н.А.Назарбаев, Стратегия «Казахстан — 2050», 2012