Программа факультативного курса для 1-4 класса Родной язык через историю и культуру сылвенских марийцев
Министерство образования Пермского края
Центр развития образования Пермского края
Муниципальное образовательное учреждение
«Васькинская основная общеобразовательная школа»
Суксунского района Пермского края
Программа факультативного курса
Родной язык через историю и культуру сылвенских марийцев
для учащихся 1-4 классов
Авторы-разработчики:
Фаязова А.Ф., начальник отдела ЦРО ПК.
Порядина Н.В. учитель истории МОУ «Васькинская ООШ»
с. Васькино, 2012г
Пояснительная записка
В условиях введения и реализации федеральных государственных стандартов нового поколения актуализируется необходимость проектирования формируемой части основной общеобразовательной программы, связанной с особенностями реализации этнокультурного содержания образования и духовно-нравственными традициями воспитания подрастающего поколения.
В Васькинской школе реализация факультативного курса обусловлена с одной стороны, необходимостью использования имеющихся краеведческих материалов, накопленных педагогическим коллективом школы и научным сообществом Пермского края, с другой стороны, необходимостью усиления культурологической составляющей, осмыслением и представлением ее на уровне образовательных результатов в соответствии со стандартами нового поколения. Новизна и отличительные особенности данного курса заключаются в том, что в содержании разделов интегрируется краеведческий и исследовательский материал, исторического, географического, филологического и этнокультурного направления; в разработке содержания практических заданий используется накопленный опыт учителей школы и современные образовательные технологии, в том числе организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися.
Цель курса: поддержка учебно-познавательной мотивации к изучению родного марийского языка и содействие этнической идентичностиучащихся на основе создания и использования современной информационно-образовательной среды.
Задачи курса:
1) Создать целостное представление о традиционной культуре марийского народа, о его исторических корнях, традициях и обычаях, сопоставить с жизнью сылвенских марийцев.
2) Провести исследование марийских литературных и диалектных слов, выучить и закрепить их в ходе реализации творческих практических заданий.
3) Исследовать исторические и географические особенности проживания сылвенских марийцев, визуализировать их с использованием современных образовательных средств.
4)Исследовать этнографические особенности сылвенских марийцев, воспроизвести их в творческой форме в ходе подготовки и проведения народных праздников в школе, в социуме.
5) Познакомиться с творчеством марийского народа и использовать полученные знания, умения в реализации социально-значимых и социо-культурных проектов с привлечением родителей, заслуженных деятелей и местных жителей.
Программа факультативного курса«Родной язык через историю и культуру сылвенских марийцев» краеведческой и этнокультурной направленности рассчитана для учащихся, изучающих марийский родной язык с первого по четвертый класс. Родной язык изучается через историю, географию, фольклор и этнографию марийского народа. Литературные и диалектные марийские слова учащиеся изучают посредством краеведческого материала и закрепляют в творческой деятельности. Преподавание курса обоснованно распределяется следующим образом: 1 класс – объем 18 часов, один раз в неделю во втором полугодии, 2, 3, 4 классы – объем по 36 часов, один раз в неделю в течение учебного года. Время проведения занятия зависит от возраста учащихся и может составлять от 30 до 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ожидаемые результаты Способ проверки
Сформированность этнической грамотности Диагностика знаний традиционной культуры марийского народа, его традиций и обычаев
Диагностика знаний отличительных особенностей культуры сылвенских марийцев
Диагностика уровня развития речи. Проверка знаний марийских литературных и диалектных слов.
Диагностика умений поддержать диалог на темы «Моя семья», «Моя малая Родина», «Природа сылвенской земли», «Народный праздник».
Положительная этническая самоидентификация Диагностика этнической самоидентификации
Воспитание толерантности Проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Стремление к диалогу, полилогуДиагностика творческой активности в проведении народных праздников в школе, социуме
Сформированность проектных умений Активность участия в проектной деятельности. Диагностика проектных умений.
Сформированность исследовательских умений Участие в исследовательской деятельности. Диагностика исследовательских умений
Индивидуальные достижения учащихся оформляются в портфолио. Коллективные достижения в рамках факультатива выставляются на сайте школы. Отслеживание, анализ и обобщение итоговых результатов происходит в декабре и апреле месяцах, а промежуточных результатов - в течение года по мере их появления.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются в первом классе – концертная программа, выставка творческих работ, во втором классе и третьем классе – школьная конференция учебно-исследовательских работ, в четвертом классе – школьная конференция социальных и исследовательских проектов.
1 год обучения/1 класс
(18 часов)
п/пСодержание программы Всего часов Количество часов
теория практика
1 Введение.
Путешествие Арняй и Ямай1 1 -
2 Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл. Марийский этнос 1,5 1 0,5
3 Марийская народная культура 12,5 5 7,5
3.1. Марийский национальный костюм 2,5 1 1,5
3.2. Марийская песня 2 1 1
3.3. Марийский танец 3 1 2
3.4. Декоративно-прикладное творчество 2 1 1
3.5. Семья и народные праздники 3 1 2
4 Обобщение 1 - 1
5 Итоговое занятие. Итоговый контроль 2 - 2
Всего 18 6 12
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Путешествие Арняй и Ямай.
(всего 1 час/теории 1 час)
Девочка Арняй и мальчик Ямай познакомят вас с удивительным миром родного языка посредством культуры марийского народа. Помогут вам создать целостное представление о традиционной культуре марийского народа, о его исторических корнях, традициях и обычаях, сопоставить с жизнью сылвенских марийцев. Мы будем исследовать литературные и диалектные слова марийского языка, исторические и географические особенности проживания сылвенских марийцев, этнографические особенности, знакомиться с творчеством марийского народа.
Как работать с тетрадью.Рабочая тетрадь нужна для того, чтобы вы смогли глубже разобраться в изучаемом материале. Выполняя задания, вы точнее представите историю марийского народа и сможете более глубоко разобраться в исторических процессах прошлого и настоящего. Тетрадь включает в себя опорные знания, небольшие закрепляющие тексты и задания, которые научат разным приёмам работы с историческим материалом.Задания очень разнообразны и среди них есть как устные, так и творческие задания. Для их правильного выполнения ниже приводится ряд рекомендаций.
Раздел 2. Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл.
Марийский этнос.
(всего 1,5 час/теории 1 час, практика – 0,5час.)
Знакомство с Республикой Марий Эл, ее столицей Йошкар-Ола. Этимология названия города. Достопримечательности города. Понятия «этнос» («народ»), «национальность», «государство.
Практика. Составляем словарь марийских слов по теме «Учимся общаться друг с другом на марийском языке»
Раздел 3. Марийская народная культура.
(всего 12,5 час/теории 5 час, практика – 7,5час.)
Подраздел 3.1. Марийский национальный костюм.
(всего 2,5 час/теории 1 час, практика – 1,5час.)
Марийский национальный костюм как пример художественного наследия народа. Мужская и женская одежда. Особенности мужской и женской одежды. Украшения. Головные уборы. Обувь.
Практика. Изготовим куклу из бумаги в марийском костюме.
Подраздел 3.2. Марийская песня.
(всего 2 час/теории 1 час, практика – 1 час.)
Песня как жанр народного творчества марийцев. Жанры марийских песен. Особенности народной песни, тематика. Известные марийские композиторы России. Марийский композитор Пермского края.
Практика. Разучим песни марийского народа.
Подраздел 3.3. Марийский танец.
(всего 3 час/теории 1 час, практика – 2 час.)
Танцы и танцевальные игры марийского народа. Виды марийского танца. Танцевальная культура марийцев Прикамья. Танцевальный фольклор.
Практика. Разучиваем марийский танец.
Подраздел 3.4. Декоративно-прикладное творчество.
(всего 2 час/теории 1 час, практика – 1 час.)
Декоративно-прикладное творчество марийского народа. Традиции обработки дерева, в узорного ткачества, аппликации, вышивки. Жанры декоративно-прикладного творчества марийцев.
Практика. Готовимся к выставке «Декоративно-прикладное творчество марийского народа»
Подраздел 3.5. Семья и народные праздники.
(всего 3 час/теории 1 час, практика – 2 час.)
Семья (мар.– «еш», «семня») и ее состав. Отец. Мать. Крестные родители. Сын. Дочь. Родной брат. Родная сестра. Дед. Бабушка. Внук. Внучка. Почитание и уважение родителей, взаимопомощь. Отношение ребенка к своим родителям. Заповедь «Чти отца и матерь свою».
Передача этических норм поведения на основе образцов устного народного творчества и «ойоро» (мар.) – табу, бережное отношение к личности ребенка.
Праздник (мар.– «пайрем», «айо») – особый день. Первоначальное представление о праздниках. Народные праздники сылвенских марийцев.
Практика. Готовимся к празднику вместе с родителями.
Раздел 4. Обобщение.
(всего 1 час/ практика – 1 час.)
Повторить и закрепить знания об истории, культуре и быте марийского народа. Подвести детей к пониманию того, что у каждого народа есть свой язык, песни и танцы. Воспитывать любовь к родному краю, дружеские чувства к народам других национальностей
Практика. Викторина «Что я знаю о своем народе», игры, песни, танцы.
Раздел 5. Итоговое занятие. Итоговый контроль.
(всего 2 час/ практика – 2 час.)
Праздник художественного слова, песни, танца и игры.
Учебно-тематический план
2 год обучения/2 класс
(36 часов)
п/пСодержание программы Всего часов Количество часов
теория практика
1. Введение.
Путешествие Арняй и Ямай 1 1 -
2. Малая родина.
Красота родной земли. 15 4 11
2.1. Географические и исторические особенности проживания сылвенских марийцев 3 2 1
2.2. Природа сылвенской земли 8 2 6
2.3. Экскурсии на природу.
Оформление творческих работ 4 - 4
3. Этнография марийского народа 12 2 10
3.1. Быт марийского народа 5 2 3
3.2. Национальная кухня 3 - 3
3.3. Традиции и обычаи 4 - 4
4. Фольклор сылвенских марийцев 5 2 3
5. Обобщение 1 - 1
6. Итоговое занятие.
Итоговый контроль. 2 - 2
Всего 36 9 27
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Путешествие Арняй и Ямай.
(всего 1 час/теории 1 час)
Девочка Арняй и мальчик Ямай познакомят вас с удивительным миром родного языка посредством культуры марийского народа. Помогут вам создать целостное представление о традиционной культуре марийского народа, о его исторических корнях, традициях и обычаях, сопоставить с жизнью сылвенских марийцев. Мы будем исследовать литературные и диалектные слова марийского языка, исторические и географические особенности проживания сылвенских марийцев, этнографические особенности, знакомиться с творчеством марийского народа.
Раздел 2. Малая родина. Красота родной земли.
(всего 15 час/теории 4 час, практика – 11 час.)
Подраздел 2.1.
Географические и исторические особенности проживания сылвенских марийцев.
(всего 3 час/теории 2 час, практика – 1 час.)
Как появляется народ? Сколько марийцев в России. Где они живут. Группы марийского населения России и на территории Пермского края.
Практика.
Фотовыставка «Моя малая родина – Сылвенский край»
Подраздел 2.2. Природа сылвенской земли.
(всего 8 час/теории 2 час, практика –6 час.)
Достопримечательности природы родного края в разные времена года. Распространенные и редкие звери и птицы. Отношение людей к природе. Особое отношение к природе у марийцев. Пейзаж в творчестве художников.
Практика.
Первые практические навыки: Забота о природных памятниках, святых водных источниках, родниках. Ухаживаем, облагораживаем. Сочиняем стихи о родном крае. Составляем словарь марийских слов по теме «Природа, времена года»
Подраздел 2.3. Экскурсии на природу. Оформление творческих работ.
(всего 4 час/ практика –4 час.)
Экскурсии в природу «Сылвенский край». Ведем дневник наблюдений за природой, составляем дневник юного натуралиста. Приобретаем первоначальные навыки поведения в природе. Оформляем выставку «природа сылвенского края».
Раздел 3. Этнография марийского народа.
(всего 12 час/теории 2 час, практика – 10 час.)
Подраздел 3.1. Быт марийского народа.
(всего 5 час/теории 2 час, практика – 3 час.)
Основные традиционные занятия марийцев. Художественные ремесла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело и т.д. Жилище марийского народа, его планировка, особенности. Традиционная одежда. Национальная кухня марийцев.
Практика. Изготавливаем макет марийской избы. Одеваем куклу в марийский национальный костюм.
Подраздел 3.2. Национальная кухня.
(всего 3 час/ практика – 3 час.)
Собираем рецепты марийской национальной кухни. Составляем сборник кулинарных рецептов. Вместе с родителями устраиваем праздник «Любимое национальное блюдо моей семьи».
Подраздел 3.3. Традиции и обычаи.
(всего 4 час/ практика – 4 час.)
Знакомство с традициями и обычаями марийского народа. Исследуем деревню в целях поиска образцов резных узоров. Копируем орнаменты резных наличников.
Встреча с лучшим мастером (кузнецом, печником, плотником, вышивальщицей, резчиком по дереву, мастером по плетению корзин и т.д.).
Фотовыставка «Бытовая и домашняя утварь»
Раздел 4. Фольклор сылвенских марийцев.
(всего 5 час/теории 2 час, практика – 3 час.)
Загадки, пословицы, поговорки, игры. Народные сказки о добре, мудрости, находчивости и смелости. Марийские народные музыкальные инструменты: «шиялтыш» (дудка), «олымшўвыр» (соломинка), «шўвыр» (волынка), «тўмыр» (барабан), «пучвлак»» (трубы), «кўсле» (гусли), «марла гармонь» (марийская гармонь).
Мастера-исполнители на марийских музыкальных инструментах
Практика.
Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах в своей местности. Беседы с ними. Правильно ведем записи.
Слушаем сказку «Кыткысÿан» («Муравьиная свадьба»), Сочиняем свою сказку, иллюстрируем её.
Раздел 5. Обобщение.
(всего 1 часов\практика 1 час)
Повторить и закрепить знания об истории, культуре и быте марийского народа. Подвести детей к пониманию того, что у каждого народа есть свой язык, песни и танцы. Воспитывать любовь к родному краю, дружеские чувства к народам других национальностей
Практика. Интеллектуальная игра «Люблю свой край»
Раздел 6. Итоговое занятие. Итоговый контроль.
(всего 2 час/ практика – 2 час.)
Праздник «Мой Сылвенский край».
Учебно-тематический план
3 год обучения/3 класс
(36 часов)
п/пСодержание программы Всего часов Количество часов
теория практика
1. Введение.
Путешествие Арняй и Ямай 1 1 -
2. Муниципальный район – субъект Пермского края. Наши соседи. 12 8 4
2.1. Географические и исторические особенности муниципального района.
Населенные пункты муниципального района 6 4 2
2.2. Природные богатства нашего района 4 3 1
2.3. Марийские деревни Пермского края 2 1 1
3. Этнография марийского народа 15 4 11
3.1. Быт марийского народа 5 2 3
3.2. Национальная кухня 3 - 3
3.3. Традиции и обычаи 4 - 4
3.4. Современное творчество марийцев 2 1 1
4. Фольклор сылвенских марийцев 3 1 2
5. Обобщение 1 - 1
6. Итоговое занятие.
Итоговый контроль 2 - 2
Всего 36 9 27
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Путешествие Арняй и Ямай.
(всего 1 час/теории 1 час)
Девочка Арняй и мальчик Ямай познакомят вас с удивительным миром родного языка посредством культуры марийского народа. Помогут вам создать целостное представление о традиционной культуре марийского народа, о его исторических корнях, традициях и обычаях, сопоставить с жизнью сылвенских марийцев. Мы будем исследовать литературные и диалектные слова марийского языка, исторические и географические особенности проживания сылвенских марийцев, этнографические особенности, знакомиться с творчеством марийского народа.
Раздел 2. Муниципальный район – субъект Пермского края. Наши соседи.
(всего 12 час/теории 8 час, практика – 4 час.)
Подраздел 2.1. Географические и исторические особенности муниципального района. Населенные пункты муниципального района.
(всего 6 час/теории 4 час, практика – 2 час.)
История Суксунского района, его географические особенности. Карта Суксунского района. Населенные пункты. Компактное проживание марийцев на территории Суксунского муниципального района. Территория проживания, название деревень, история их происхождения.
Практика. Фотовыставка «Мой Суксунский район», «Марийцы Суксунского района»
Подраздел 2.2. Природные богатства нашего района.
(всего 4 час/теории 3 час, практика – 1 час.)
Природные достопримечательности Суксунского района: водопад Плакун, Серый камень и т.д. Реки и озера Суксунского района. Поэты, писатели и художники о природе Суксунского района.
Практика. Рисуем пейзаж на тему «Родная земля»
Подраздел 2.3. Марийские деревни Пермского края.
(всего 2 час/теории 1 час, практика – 1 час.)
Три ареала расселения марийцев в Пермском крае. Чем они отличаются. Названия их деревень. Марийская деревня, Прикамья – какая она.
Практика. Коллаж «Моя деревня»
Раздел 3. Этнография марийского народа.
(всего 15 час/теории 4 час, практика – 11 час.)
Подраздел 3.1. Быт марийского народа.
(всего 5 час/теории 2 час, практика – 3 час.)
Основные традиционные занятия Суксунских марийцев. Художественные ремесла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело и т.д. Жилище марийского народа, его планировка, особенности. Традиционная одежда.
Практика. Собираем деревенскую утварь, встречаемся со старожилами деревни, сельскими мастерами.
Подраздел 3.2. Национальная кухня.
(всего 3 час/ практика – 3 час.)
Национальная кухня марийцев. Собираем рецепты марийской национальной кухни. Составляем сборник кулинарных рецептов. Вместе с родителями устраиваем праздник-конкурс «Мы хозяйки».
Подраздел 3.3. Традиции и обычаи.
(всего 4 час/ практика – 4 час.)
Знакомство с традициями и обычаями марийского народа в деревнях Суксунского района. Исследуем деревню в целях поиска образцов резных узоров. Копируем орнаменты резных наличников, орнаменты украшений домов. Встреча с лучшим мастером (кузнецом, печником, плотником, вышивальщицей, резчиком по дереву, мастером по плетению корзин и т.д.). Знакомство с обычаями, интервью с жителями деревни.
Подраздел 3.4. Современное творчество марийцев.
(всего 2 час/теории 1 час, практика – 1 час.)
Творчество современных марийских композиторов: С.Макова, В.Захарова, Ю.Евдокимова, В.Кульшетова и др. Современные традиции народа. Современные марийские писатели. Основные направления современной марийской музыкальной культуры. Марийское изобразительное искусство на современном этапе.
Практика. Собираем материал о современном творчестве марийского народа, оформляем альбом «Марийское современное творчество»
Раздел 4. Фольклор сылвенских марийцев.
(всего 3 час/теории 1 час, практика – 2 час.)
Знакомство со сказками. Художественно-выразительные приемы сказки. Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о добре, зле, мудрости, находчивости и т.д. Герои народных сказок: богатыри, умный еж, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др. Загадки как форма умственных заданий. Песенное творчество. Жанровые разновидности народных песен (свадебные, рекрутские, гостевые). Общие сведения. Народные музыкальные инструменты. Народные мелодии, исполняемые на инструментах.
Практика.
Поиск исполнителей на народных музыкальных инструментах. Беседы с ними. Правильно ведем записи. Чтение по ролям сказки М. Рыбакова «Волшебные гусли». Учимся инсценировать сказку.
Раздел 5. Обобщение.
(всего 1 часов\практика 1 час)
Повторить и закрепить знания об истории, культуре и быте марийского народа. Подвести детей к пониманию того, что у каждого народа есть свой язык, песни и танцы. Воспитывать любовь к родному краю, дружеские чувства к народам других национальностей
Практика. Интеллектуальная игра «Люблю свой край»
Раздел 6. Итоговое занятие. Итоговый контроль.
(всего 2 час/ практика – 2 час.)
Праздник «Моя деревня».
Учебно-тематический план
4 год обучения/4 класс
(36 часов)
п/пСодержание программы Всего часов Количество часов
теория практика
1. Введение.
Путешествие Арняй и Ямай 1 1 -
2. Наш муниципальный район – субъект Пермского края и Российской Федерации 1 - 1
3. Этнография марийского народа 30 6 24
3.1. Быт марийского народа 7 2 5
3.2. Национальная кухня 5 - 5
3.3. Традиции и обычаи марийского народа 12 2 10
3.4. Ценности, традиции и обычаи моей семьи 3 - 3
3.5. Современное творчество сылвенских марийцев 3 2 1
4. Фольклор сылвенских марийцев 3 1 2
5. Обобщение 1 - 1
6. Итоговое занятие.
Итоговый контроль 3 - 3
Всего 36 9 27
Содержание программы
Раздел 1. Введение. Путешествие Арняй и Ямай.
(всего 1 час/теории 1 час)
Девочка Арняй и мальчик Ямай познакомят вас с удивительным миром родного языка посредством культуры марийского народа. Помогут вам создать целостное представление о традиционной культуре марийского народа, о его исторических корнях, традициях и обычаях, сопоставить с жизнью сылвенских марийцев. Мы будем исследовать литературные и диалектные слова марийского языка, исторические и географические особенности проживания сылвенских марийцев, этнографические особенности, знакомиться с творчеством марийского народа.
Раздел 2. Наш муниципальный район – субъект Пермского края и Российской Федерации.
(всего 1 час/ практика – 1 час.)
Суксунский район на карте Пермского края, край на карте Российской Федерации. Состав, населенные пункты, история, география, карта. Соседи района. Поселок Суксун – районный центр. История поселка.
Практика. Посещение Суксунского краеведческого музея.
Раздел 3. Этнография марийского народа
(всего 30 час/теории 6 час, практика – 24 час.)
Подраздел 3.1. Быт марийского народа.
(всего 7 час/теории 2 час, практика – 5 час.)
Основные занятия жителей района (деревни). Труд в разные времена года. Рассказ о профессиях. Художественные ремесла - вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело и т.д. Жилище марийского народа, его планировка, особенности. Традиционная одежда. Национальная кухня марийцев.
Практика.
Собираем материалы для энциклопедии «Славные люди родной деревни».
Подраздел 3.2. Национальная кухня.
(всего 5 час/ практика – 5 час.)
Особенности марийской кухни. «Лашка»– суп-лапша. «Подкогыль», «падкагыль» – подкогыль. «Кравец» – каравай с крупой и мясом.«Сокта» – домашняя колбаса.«Команмелна», «команмелені», «аварцы» –двухслойные блины. Традиции национальной кухни. Природа и вкусные блюда из даров леса, содержащих много витаминов и минеральных веществ (холодные блюда, напитки, квасы из клюквы, брусники, рябины, блюда из грибов), рыбных блюд (салаты из стерляди, уха двойная, супы из соленой сушеной рыбы, жаркое, запеченная рыба), блюд из зелени (супы из зелени, борщевики, щи зеленые). Лесная фауна также обогащала марийскую кухню (медвежатина тушеная, зайчатина запеченная, лосятина тушеная, шашлык из лосятины). Во многих блюдах большое применение находит мед, придавая им приятный вкус и лечебные свойства (напиток из меда, колбаски из творога и меда, брусника в меду). Собираем рецепты национальных блюд, оформляем альбом «Блюда марийской кухни», готовим презентацию.
Подраздел 3.3. Традиции и обычаи марийского народа.
(всего 12 час/теория 2 час., практика – 10 час.)
Культурные традиции марийского народа, особенностями национального марийского костюма, народные игры. Знакомство с традиционной одеждой сылвенских марийцев. Первоначальные представления об одежде. Образ народного костюма: исследуем «Бабушкин сундук». Знакомство с обрядами марийского народа. Мифологические и религиозные верования .
Практика.
Рисуем «Хоровод дружбы народов». Составим панно-аппликацию «Праздник в моем краю».
Подраздел 3.4. Ценности, традиции и обычаи моей семьи.
(всего 3 час/ практика – 3 час.)
Родословная моей семьи. Поколения предков – связь времен. Виды и степени родства. Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий нашего рода. Самый интересный человек в нашем роду. Гостевые песни моей мамы, бабушки. Наш семейный фотоальбом. Семейный архив (Мои родственники).
История моей семьи. Семейные традиции и праздники.
Родословное древо по отцу и по матери.
Практика.
Собираю материал для моей родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка» и т.д. Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого».
Подраздел 3.5. Современное творчество сылвенских марийцев.
(всего 3 час/теория 2 час., практика – 1 час.)
Творчество современных марийских композиторов: С.Макова, В.Захарова, Ю.Евдокимова, В.Кульшетова и др. Современные традиции народа. Современные марийские писатели. Основные направления современной марийской музыкальной культуры. Марийское изобразительное искусство на современном этапе.
Практика. Собираем материал о современном творчестве марийского народа, продолжаем оформлять альбом «Марийское современное творчество»
Раздел 4. Фольклор сылвенских марийцев.
(всего 3 час/теория 1 час., практика – 2 час.)
Фольклор сылвенских марийцев - уникальный образец бережного сохранения векового «нематериального» наследия, традиционной духовной культуры предков, отличающийся богатством архаичных черт и разнообразия жанров. Предания, мифологические рассказы, сказки и легенды, малые жанры фольклора (загадки, пословицы, поговорки), детский фольклор. Особенности марийского фольклора. Мифологические рассказы, посвященные духам природы и построек, взаимодействию человека и сил природы. Жанры марийского детского фольклора. Художественные особенности марийского детского фольклора.
Практика. Оформляем альбом «Марийский фольклор»
Раздел 5. Обобщение.
(всего 1 часов\практика 1 час)
Повторить и закрепить знания об истории, культуре и быте марийского народа. Подвести детей к пониманию того, что у каждого народа есть свой язык, песни и танцы. Воспитывать любовь к родному краю, дружеские чувства к народам других национальностей
Практика. Интеллектуальная игра «Люблю свой край»
Раздел 6. Итоговое занятие. Итоговый контроль.
(всего 3 час/ практика – 3 час.)
Праздник «Хоровод дружбы».
Методическое обеспечение программы
Агеева Р. А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.
Белицер В.Н. Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX- нач. XX в.); Народы Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Издательство «Советская Россия», 1971.
Бобрихин А.А. Традиционный костюм уральских марийцев// Традиционная культура Урала. Альманах №6. 2008.
Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара, 1992.
Воспитание детей в игре. / Сост. А.Бондаренко, А.Матусик. 2-е изд. – М., 1983.
Васильев В.М. Марий калыкын йомакше, ойлымашыже, туштыжо, тошто мутшо, мурыжо = Фольклор. Сборник материалов по устной марийской народной словесности. — М., 1931.
Васильев В.М. Марий мутер = Марийский словарь. — М., 1928.
Герасимов О.М. Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл: пособие для учителя. Й-Ола, 1994.
Гордеев Ф.И. Этимологический словарь марийского языка. Т.1, А-Б. — Йошкар-Ола, 1979.
Гордеев Ф.И. Слова детской речи, как предмет историко-этимологических изысканий // Вопросы марийского языка. — Йошкар-Ола, 1982.
Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В.. Прикамье: странички далеких и близких времен. Пермь: "Книжный мир", 2003.
Дмитриев С.Д. Марий йылме дене занимательный материал = Занимательный материал по марийскому языку. — Йошкар-Ола, 1981.
Закиров И. Крепкие корни // Жизнь национальностей. 2001. No 4.
Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа. — Йошкар-Ола, 1999.
Иванов И. Г. Из истории марийской письменности: В помощь учителю истории культуры. Йошкар-Ола, 1996.
История Урала. Т. 2. Пермь, 1976.
Казанцев Д. Е. Формирование диалектов марийского языка. (В связи с происхождением марийцев). Йошкар-Ола, 1985.
Калашникова Н.М. Одежда народов СССР. – М.: «Планета», 1990.
Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение. Собирание обзорного материала. — Л.: Прибой, 1928.
Киткаева Л.С. Марийские былычки. Диссертация на соискание к. ф. н. — Таллин, 1998.
Китиков А.Е. Марийские народные загадки. — Йошкар-Ола, 1967.
Китиков А.Е. Современное состояние малых жанров марийского фольклора // Вопросы марийского фольклора и искусства. — Йошкар-Ола, 1990.
Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие. Сб. материалов. Й-Ола, 2003. Вып.1.
Князева Н. А. Маленький пермяк. Азбука краеведа : учеб. пособие по краеведению для 2 класса Пермь : "Книжный мир", 2005.
Князева Н. А. Маленький пермяк. Азбука краеведа : учеб. пособие по краеведению для 3 класса Пермь : "Книжный мир", 2000
Князева Н. А. Маленький пермяк. Азбука краеведа : учеб. пособие по краеведению для 4 класса Пермь : "Книжный мир", 2000
Коми-пермяки и финно-угорский мир: материалы межрег. Науч. практ. конф. Кудымкар
"Литература Прикамья" Составили Суркова О.П., Петрова Н.П. изд. "Книжный мир", Пермь,2002г.
Лики Урала. Каталог фотовыставки. 2005.
Марийские народные сказки / Составители Е.А.Тудоровская и С.Эман. — Йошкар-Ола, Маркнигоиздат, 1945.61. «Марла Календарь» = «Марийский календарь».— 1908, 1909, 1910.
Марийцы: Историко-этнографические очерки. Й-Ола, 2005.
Перевозчикова Н.Ю., Филенко А.Е.. Прикамье: странички далеких и близких времен. Рабочая тетрадь. Пермь: "Книжный мир", 2004. Памятники истории и культуры Пермской области. Каталог. Пермь, 1986.
Свечников С. К. История марийского народа IX—XVI веков. Методическое пособие. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005.
Соловьева Г.И. Марийская народная резьба по дереву. Й-Ола, 1986.
Статьи. Материалы конференции «Национальные культуры Урала», 2005. В содержании:
Воробьев В.В. Опыт создания фильмов по этнографии народа мари
Бобрихин А.А. Вышивка в костюме уральских марийцев.
Калинина О.А. Традиционные игры в календарно-праздничной обрядности марийцев.
Никитин С.П. Песня – сплав истории, мифологии и философии народа мари.
Соколова М.В. К вопросу о марийско-татарских параллелях в исторических преданиях.
Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX- XX в.в. – Екатеринбург: «Сократ», 2002.
Чагин Г. Н. Летние моления и жертвоприношения марийцев Среднего Урала в XIX- н. XX вв. // Полевой симпозиум «Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Пермь, 1996.
Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: очерки этнокультурного развития в XIX-XX вв. Пермь, 2002
Черных А.В. Народы Пермского края: История и этнография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2007.
Черных А.В. Межэтническое взаимодействие в календарной обрядности // Традиционная культура. 2009. № 4. 1 п.л., 2005
Черных А.В., Вайман Д.И. Сурем ужо в календарной обрядности пермских марийцев // Традиционная культура. 2012 №1
Этнография марийского народа/сост. Г.А. Сепеев. -–Йошкар-Ола, 2001.