Перечень диагностических методик для учащихся
Перечень диагностических методик для выявления интеллектуальной одаренности
Класс
Мотива
цияСвобод
ный ин-
теллектСтркутура интеллекта ОбучаемостьСоциальный ин
теллектКреативностьОбученностьНаправленность Темперамент Самооце нка, уро
вень при
тязанийХарак-
тер
1-4
Анкета Н.Г.Лукь-яновой;
методика
М.В.Матюхиной Культурно-сво -бодный тест ин
теллектаР. КеттеллаМетодика
Замбицявичене«Исключение по-
нятий»
социометрия Оценка продуктов деятельностиТест Тулуз-ПьеронаЭмоционально-психоло-
гический климат Методика «Палитра интересов» Методика «Лесенка» 5-8 Методики
М.В.
Матюхиной и
А.А.
Реана, М.ЛускановойКультур
но-сво-
бодныйтест ин
теллектаР. Кет-
теллаАнкета по типам интеллекта Методика С.Н.
Костроминой
(интеллектуальная лабильность)КОС,
социометрия
Тест
Туник (модификациятестов
Гилфорда и Торренса) КОТ,
ШТУР
Тест
Тулуз-
ПьеронаШкольная тревожность(тест Филипса) Карта интересов-40
Тест
АйзенкаМетодика Дембо-
Рубинштейн в
модификации А.
Прихожан Тест
ШмишекаВиды одаренности Интеллектуальная одаренность Социальная
одаренность Творческая
одаренность
Академическая
одаренность
Психологическое
здоровье
Особенности личности
9-11 Методики
М. Лукьяновой и
А.А.
РеанаКультур
но-сво-
бодныйтест ин
теллектаР. Кет-
теллаТест АмтхауэраМетодика С.Н.
Костроминой Тест
Гилфорда
КОС Тест
Туник
КОТ
Мини- мульт,
Тест Тулуз-
ПьеронаКарта
интересов-78 Тест
АйзенкаМетодика Дембо-
Рубинштейн в
модификации А.
Прихожан Тест
ШмишекаКраткая характеристика диагностических методик
Название методики,
автор Класс,
Возраст Характеристика диагностических показателей Источник
Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С. Н.
Костроминой 6-9 классы Рассчитана для подростков 12-15 лет с целью прогноза успешности в обучении. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, заданную скорость выполнения, умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А. Реана. СПб.2003,стр.388-389
Опросник Айзенка подростковый
5-9 классы
Выявление особенностей темперамента ребенка: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, определяется так же достоверность результатов
Альманах психологических тестов. Сост. Римские Р.Р. и С.А., М., 1995, стр. 229-232
Учебная мотивация.
Методика М. Лукьяновой
7,9,11
классы Методика позволяет выделить уровень учебной мотивации, а так же её составляющие: личностный смысл учения, целеполагание, виды мотивов, их уровень. Методика позволяет получить данные о преобладании внутренних или внешних мотивов учения, Стремление к успеху в учебной деятельности или избегание неудач, реализацию мотивов в учебе. Рассчитана на подростковый и юношеский возраст Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования//Народное образование №8, 2001, стр. 77-89
Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла (CFIT)
От 8
лет Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.п.).
Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Тест измеряет, в какой степени ребенок способен к невербальному схватыванию проблем и их решению. По результатам тестирования с помощью таблицы возрастных норм определяется IQ. Считается, что средняя норма находится в пределах от 90 до 110 баллов. Показатели выше этого уровня могут свидетельствовать об одаренности 1.Альманах психологических тестов, М., «КСП», 1995., стр. 47 –84
2.Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (руководство по использованию). Спб., ИМАТОН, 1994
Тест – опросник ШмишекаС 6 класса
Предназначен для выявления акцентуации личности. Термин «акцентуированные» личности занял место между психопатией и нормой, т.к. в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер. На основании данных строится «профиль личностной акцентуации»: акцентуации характера ( педантичный, демонстративный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный) Альманах психологических тестов, М.,2КСП»,1995, стр. 190 –205
Методика
«Карта интересов»-40
«Карта интересов» для младших подростков содержит 40 вопросов по 8 видам деятельности: точные науки, техника, география, литература, педагогика, история, биология, сфера обслуживанияПрофессиональная диагностика. Выпуск 1, часть 1, сост. Тябин А.Д., Малова Т.И., Пермь, 1998, стр. 11-14
Коммуникативные и организаторские способности (КОС), разработанная В.В. Синявским и Б.А. ФедоришинымНаправлена на выявление уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение быстро устанавливать деловые и товарищеские отношения, стремление к участию в общественной работе, инициативность и т.п.)
1.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара, 1998., стр.581-583
2. Хрусталева Т.М. Психология педагогической одаренности. Пермь, 2003. стр.152-154.
Методика Дембо-Рубинштейн «Самооценка» в модификации А.М.Прихожан Методика основана на непосредственном оценивании учащимися ряда личностных качеств. На вертикальных линиях испытуемые отмечают уровень развития качеств
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998, стр. 51-54
М.В.Матюхина
Определение доминирующих мотивов учения школьников С 1 класса Методика выявляет наименее (наиболее) осознаваемые мотивы учения.
21 вопрос. Курсы при ПКИПКРО, октябрь 2007 г.
Анкета по типам интеллекта С 7 класса Анкета содержит 28 вопросов, позволяет ученику определить развитие у себя выделенных автором 7 типов интеллекта Прилагается краткая характеристика каждого типа (лингвистический, математико-логический, визуально-пространственный, музыкальный, межличностный, кинестетический, внутриличностный) и рекомендуются виды деятельности Портфолио ученика средней школы/авт-сост. И.Г.Юдина.
Волгоград: Учитель
2008, стр. 98-101
Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е.Туник и адаптированный и модифицированный вариант теста С.Медника (тест отдаленных ассоциаций) С 5
лет Она представляет собой модификацию тестов Гилфорда и Торренса. Время проведения тестов – 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет.
Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет», Ярославль, 2002, стр. 48-61.
Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Москва, 1998, стр. 162-163
Тулуз-ПьеронДиагностика минимальных мозговых дисфункций С 6
лет Тест применим для широкого возрастного диапазона, в частности, для школьников, начиная с 6 лет по 11-й класс включительно.
Проводится в групповой форме, группа должна быть не менее 10 человек для школьников.
Общее время работы для учащихся – 15-20 минут.
Имеются ключи и нормы для обработки результатов. ИМАТОН, Санкт-Петербург, 1997 год
Бузин В.Н.
Адаптация теста Вандерлика.
Краткий отборочный тест (КОТ) С 6 класса Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей. Интегральный показатель теста связан с обучаемостью. (По Зейгарник: «обучаемость отражает общие способности человека, которые «выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сходных форм деятельности»).
Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ – 6-ой класс общеобразовательной школы (12-13 лет).
50 заданий.
Время предъявления – 15 минут. 1.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996 г.
2. Волочков А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика), Пермь,2002, стр. 63-69
Методика А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» С
5 класса Тест содержит 20 вопросов, по результатам теста диагностируется мотивация на успех, мотивация на избегание неудачи, а также невыраженный мотивационный полюс. Ильин Е.П,
Мотивация и мотивы. Спб: Питер., 2000, стр. 382-383.
Тест структуры интеллекта
Р. Амтхауэра (IST)
С 13
лет Предназначен для оценки уровня и структуры интеллектуальных способностей людей от 13 лет. Имеет две параллельные формы, каждая из которых состоит из 180 заданий, объединенных в 9 субтестов. Имеются ограничения времени на выполнение каждого субтеста.
1. Л.А. Ясюкова .Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. Спб., «Иматон», 2002.
2.Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиаг-
ностика личности. Псков, 1994, стр. 153-176
Тест Дж. ГилфордаДиагностика социального интеллекта
С 9
лет Позволяет измерить уровень социального интеллекта в целом, а так же оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия) Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Гилфорда диагностика социального интеллекта: методическое руководство, Спб, «Иматон», 2006
Опросник
Мини –мульт (сокращенный вариант ММРI)
Адаптация ММРI была проведена в институте им. В.Н. Бехтерева Ф.Б.Березиным и М.П. Мирошниковым. Мини- мульт содержит 71 вопрос,11 шкал (3 оценочные и 8 базисных). В результате выявляются различные особенности личности: астено-невротические, социопатические, склонность к аффективным реакциям, тревожно- мнительность, эмоциональная отчужденность, гипертимность, активность, возбудимость.
Время проведения не ограничивается 1.Психологические тесты сост. Ахмеджанов Э.Р. М., 1995, стр.39-46
2. Практическая психодиагностика. Райгородский Д.Я. Самара,1998, стр. 261-269
Методика
«Карта интересов»-78
модифицированный вариант методики А.Е. ГоломштокаПредназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. – содержит 78 вопроса, 13 видов деятельности.
Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. М,1996.,стр299- 311
Э.Ф.ЗамбицявиченеМетодика для определения уровня умственного развития детей
С 7
лет Тест применяется с детьми, начиная с 7-ми летнего возраста.
Может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.
Методика состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.
1 субтест – исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест – исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест – выявление умения обобщать.
Имеются ключи к заданиям и уровни успешности. 1.Альманах психологических тестов, Москва, издательство «КСП», 1996 год
2.Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/сост. Т.Г. Макеева. Ростов н/Д: Феникс,2008.
ШТУР –школьный тест умственного развития
11-14
лет Служит для изучения интеллектуального развития детей и подростков. В основе теста лежит школьная программа, учитываются три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естествен- но-научный, физико-математический. Включает в себя 6 субтестов: осведомленность (2), аналогии, классификация, обобщение, числовые ряды. Позволяет оценить так же зону ближайшего развития ребенка. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. Спб.2002 .Приложение
Исключение понятий
1-2
класс Ребенку предлагается выделить одно неподходящее понятие и объяснить по какому признаку он это сделал. На основе методики делается вывод о сформированности понятийного мышления Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы. М.2008
Методика «Палитра интересов» 6-10
лет Позволяет получить первичную информацию о направленности интересов ребенка.
Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург.2004
Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта
С 8
лет
до16 лет Тест состоит из 12 субтестов, которые образуют вербальную и невербальную подгруппы.
Тестирование проводится индивидуально, ответы оцениваются в вербальной подгруппе по содержанию, в невербальной по содержанию и скорости выполнения задания. Филимоненко Ю.И.
Тимофеев В.И.
Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант) методическое руководство.
Спб., Иматон.2001