Статья Работа социального педагога с семьей по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра.


РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ БЫТОВОГО ТРУДА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА.
Л.И.МурзяковаГосударственное казенное учреждение Самарской области «Сергиевский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Челно-Вершинское отделение, с.Челно-Вершины
Основной целью работы социального педагога ГКУ СО «Сергиевский РЦДиПОВ» Челно-Вершинского отделения является улучшения качества жизни семьи, воспитывающей ребенка инвалида, реализацияправ и свобод личности ребенка. Достижение цели возможно тогда, когда ребенок будет максимально-возможно адаптирован к жизни в семье и обществе, обучению и труду. Поэтому работа социального педагога ведется по трем основным направлениям: совершенствование навыков самообслуживания, развитие социальных знаний и навыков, в том числе коммуникативных, и развитие навыков бытового труда.
За 14 лет работы реабилитационного центра социальным педагогом была выделена «проблемная зона развития» у воспитанников из числа детей-инвалидов (в 2002 – 2015 годах в реабилитационном центре проходили курс реабилитации также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации) – у всех детей, поступающих на курс реабилитации, значительно ниже возрастной нормы были сформированы (либо вообще не сформированы) навыки бытового труда, при этом отмечалась низкая (либо не сформированная) мотивация трудовой деятельности. Причем данная проблема фактически не зависела от типа семьи, в которой воспитывался ребенок с ограниченными возможностями здоровья: полная или неполная, благополучная или неблагополучная, с высоким, средним или низким материальным положением, с различным уровнем образования родителей, а также от тяжести заболевания ребенка.
Ниже в таблице приведены данные первичной диагностики детей, проходивших курс реабилитации в 2011-2015 годах.
2011 2012 2013 2014 2015
Не сформированы Сформированы ниже возрастной нормыСформированы в соотв. с возрастом Не сформированы Сформированы ниже возрастной нормыСформированы в соотв. с возрастом Не сформированы Сформированы ниже возрастной нормыСформированы в соотв. с возрастом Не сформированы Сформированы ниже возрастной нормыСформированы в соотв. с возрастом Не сформированы Сформированы ниже возрастной нормыСформированы в соотв. с возрастом
Навыки самообслуживания 3 29 47 2 28 48 4 29 49 2 22 57 5 35 37
% 4 37 59 3 36 61 5 36 59 2 27 71 6 46 48
Социальные знания и навыки, в т.ч. коммуникативные навыки 3 64 12 2 60 16 4 69 9 2 67 12 5 64 8
% 4 81 15 3 77 20 5 84 11 2 83 15 6 84 10
Навыки бытового труда 17 62 0 19 59 0 15 67 0 12 69 0 8 69 0
% 22 78 0 21 76 0 18 82 0 15 85 0 10 90 0
Результаты первичной диагностики кратко можно обобщить следующим образом: ниже возрастной нормы сформированы навыки бытового труда у всех, без исключения, детей, при этом отмечается низкая мотивация трудовой деятельности; ниже возрастной нормы сформированы навыки самообслуживания у детей с двигательными нарушениями, в основном ДЦП, и расстройствами аутистического спектра.
Первые консультации с родителями по результатам диагностики, а также анкетирование родителей помогают выявить причины низкосформированной трудовой деятельности у детей :Гиперопека ребенка со стороны родителей, которая характеризуется желанием сделать что-то не совместно с детьми, а за них, чтобы предупредить возможные неудачи (Неумение оказать детям адекватную психологическую поддержку является одной из главных отличительных черт родителей детей-инвалидов). Вместо того, чтобы помочь детям сделать что-то самостоятельно, родители дают им понять, что это слишком сложное и недоступное для них действие, и формируют, таким образом, низкую самооценку.
Родители детей-инвалидов часто не владеют методами воспитания и развития своего ребенка.
Приоритетными направлениями для родителей являются медикаментозное лечение и образование ребенка. Немногие родители отмечают необходимость развития навыков самообслуживания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве семьях, где воспитывается ребенок-инвалид, развитию навыков трудовой деятельности отводится едва ли не последнее место в развитии ребенка. С возрастом у таких детей может сформироваться иждивенческая позиция сначала в семье, затем и в обществе, которая в дальнейшем станет причиной их социальной дезадаптации.
Для предупреждения таких негативных последствий, в ходе реабилитационного процесса социальный педагог, помимо непосредственной работы с ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, работает с родителями, оказывая консультативную помощь и привлекая родителей и детей к совместной трудовой деятельности в домашних условиях.
Работа с родителями – важное направление работы социального педагога. Семья является средой, в которой формируется личность и закладывается ресурс его социальной адаптации. При этом в процессе развития ребенка большую роль играют условия, создаваемые родителями в семье. В связи с этим деятельность социального педагога, осуществляющего реабилитационные мероприятия с детьми, направлена не только на ребенка, но и на членов семьи, в которой он воспитывается. Мало научить ребенка на занятиях в реабилитационном центре пришивать пуговицу, важно, чтобы в семье положительно оценили это умение, периодически предоставляли возможность для закрепления этого умения: «У папы оторвалась пуговица на рубашке. Поможешь мне пришить ее? У тебя это так хорошо получается!» или «Смотри, у твоего братика оторвалась пуговичка на брючках. Он еще маленький и не умеет пришивать пуговицы. А ты уже взрослый - и умеешь! Хочешь научить его? Покажи, как это нужно делать!». Как правило, в таких ситуациях ребенок с удовольствием выполняет трудовое поручение, умение со временем перерастает в навык, а у ребенка постепенно формируется положительная мотивация трудовой деятельности и стремление к самостоятельности и независимости от взрослых.
В ходе реабилитационного процесса, социальный педагог консультирует родителей по вопросам конструктивного взаимодействия с ребенком, преемственности в формировании и развитии навыков бытового труда, навыков взаимодействия и сотрудничества, социальных навыков, навыков самообслуживания в условиях реабилитационного центра и в семье;
постоянно информирует родителей о содержании занятий, которые посещает ребенок, и на выходные дает небольшое домашнее задание для совместного выполнения.
На начальных этапах реабилитационного процесса у большинства родителей отсутствует «активная позиция» в отношении важности родительского вклада в процесс реабилитации. Они с неохотой посещают консультации, инициатором которых выступает сам педагог, с трудом идут на контакт, не придают серьезной значимости выполнению домашних заданий: «не успели», «забыли», «это же необязательно?»; стараются приводить и забирать детей, когда у специалистов еще не начался или уже закончился рабочий день. Такое типичное «самоустранение» родителей от реабилитационного процесса длится в среднем около месяца. В этот период, как правило, социальному педагогу не удается достичь значимых результатов в развитии ребенка, так как вновь приобретенные умения не закрепляются путем многократного повторения в домашних условиях.
И только тогда, когда родители начинают отмечать положительные изменения в развитии своего ребенка - это происходит в среднем через месяц пребывания ребенка в реабилитационном центре, они меняют свое отношение к реабилитационному процессу. Теперь уже родители сами инициируют общение с социальным педагогом по вопросам формирования и развития навыков элементарного бытового труда и навыков самообслуживания, выполнения домашних заданий. Повысилась посещаемость родительских собраний, активность родителей на совместных мероприятиях.
Для повышения эффективности реабилитационного процесса в условиях реабилитационного центра постоянно апробируются новые методики и технологии в работе с детьми. На родительских собраниях социальный педагог представляет небольшой отчет о прохождении определенной программы с применением новой методики или технологии. Выслушивая мнения родителей и других специалистов о положительных изменениях в развитии ребенка, педагог делает вывод об эффективности использования данной методики или технологии.
В 2015 году на занятиях по социально-бытовой подготовке был апробирован метод проектной деятельности. Проект «От первых уроков шитья к швейному мастерству», в рамках программы «Уход за одеждой. Мелкий ремонт одежды. Швейное мастерство», направлен на формирование и развитие навыков швейного мастерства, формирование положительной мотивации трудовой деятельности, навыков взаимодействия и сотрудничества в процессе совместной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект охватывает детей в возрасте от 4-5 до 18 лет и состоит из 3 независимых друг от друга этапов: 1 этап – овладение техникой ручного шитья, 2 этап – овладение простыми техниками машинного шитья, 3 этап – выполнение индивидуального проекта по пошиву несложного изделия. На последнем этапе дети получают первичные представления о профессиональной трудовой деятельности.
Данный проект в течение двух месяцев способствовал тесному сотрудничеству детей, родителей и социального педагога в процессе трудовой деятельности. Родители дали высокую оценку результатам выполненной работы и отметили, что выполняя проект совместно с детьми, научились доверять своим детям выполнение домашних поручений, научились методам обучения ребенка навыкам бытового труда: от совместного выполнения до предоставления возможности ребенку самостоятельно выполнять отдельные трудовые операции или целое задание. Кроме этого родители отметили у своих детей проявление самостоятельности, старательности и ответственности при выполнении поручений в домашних условиях и что время, проведенное с ребенком, «было интересным и полезным для всей семьи».
В процессе развития навыков бытового труда на занятиях в реабилитационном центре и в домашних условиях, у детей отмечается расширение социальных знаний и навыков, связанных с тем, что ребенку постоянно приходится взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, получать и усваивать большой объем новой информации в ходе трудовой деятельности.
Ниже в таблице приведены данные о динамике развития навыков у детей, проходивших курс реабилитации в 2011-2015 годах.
2011 2012 2013 2014 2015
Незначит. положит. динамика Положит. динамик Значит. положит. динамика Незначит. положит. динамика Положит. Динамик Значит. положит. динамика Незначит. положит. динамика Положит. динамик Значит. положит. динамика Незначит. положит. динамика Положит. динамик Значит. положит. динамика Незначит. положит. динамика Положит. динамик Значит. положит. динамика
Социальные знания и навыки, в т. ч. коммуникативные навыки 1 69 9 1 64 13 1 64 17 0 71 10 1 67 9
% 1 88 11 1 82 17 1 78 21 0 88 12 1 87 12
Навыки бытового труда 1 65 13 2 57 19 1 55 26 0 62 19 1 61 15
% 1 83 16 59 73 22 1 67 32 0 77 23 1 79 20
Значительной положительной динамики в развитии социально-бытовых навыков удается достичь у детей с сохранным интеллектом и без мелкомоторных нарушений. Незначительная положительная динамика отмечается у детей с умеренной степенью умственной отсталости и аутизмом.
К большому сожалению, большинство родителей быстро «загораются» новыми программами развития ребенка, новыми идеями и задумкамии так же быстро «затухают». Курс реабилитации заканчивается, социальный педагог, в большинстве случаев, уже не имеет возможность оказывать консультативную помощь, родители живут своими повседневными проблемами и развитие навыков трудовой деятельности у ребенка, как и раньше, отходит на второстепенный план.
При повторном прохождении курса реабилитации первичная диагностика показывает все так же сниженный уровень развития социально-бытовых навыков.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод: эффективность развития социально-бытовых навыков у ребенка с ограниченными возможностями напрямую связана с активным включением родителей в ход реабилитационного процесса, осуществлением преемственности развития навыков в условиях реабилитационного центра и семьи.