Сборник диагностических методик для проведения психолого-педагогического мониторинга освоения учебного курса «Дидактически и сенсорные игры» дополнительной программы Школа для дошкольников «Филиппок»
-361950-172085
Сборник диагностических методик
для проведения психолого-педагогического мониторинга освоения учебного курса «Дидактически и сенсорные игры»
дополнительной программы Школа для дошкольников «Филиппок»
Составитель:
Федорова О.П.
педагог дополнительного образования
Тольятти 2015
Пояснительная записка
Сборник диагностических методик для проведения психолого-педагогического мониторинга освоения учебного курса «Дидактические и сенсорные игры» дополнительной программы Школа для дошкольников «Филиппок» включает описание четырех методик, которые были адаптированы с целью обеспечения возможности работы с группой детей дошкольного возраста.
Мониторинг по данным методикам проводится в целях контроля за освоением программы модульного курса «Дидактические и сенсорные игры» осуществляется по результатам диагностических занятий в начале и в конце учебного года.
Диагностический инструментарий
Методика «Четвертый лишний»
Цель: Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.
Оборудование: четыре таблицы с предметными картинками.
Процедура проведения: Перед ребенком кладут таблицу с изображением четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных. Инструкция: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три из них сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Обведи неподходящий предмет.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика "Запомни рисунки"
Цель методики определение объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«Здесь представлены 6 разных картинок. Постарайся запомнить их и затем найти среди других и сложить в конверт, где кроме шести ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся найти и сложить только те изображения, которые ты видел на первой из картинке».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка.
Оценка результатов
6 картинок – очень высокий5 картинок- высокий
4 картинки – средний2-3 картинки – низкий- очень низкий
Методика «Дорисовывание фигур»
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы. Ребенку предлагалось 6 карточек, на которых были изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки.
При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) – количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считались изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывали ребенку. Если двое детей превращали круг в цветок, то этот рисунок также не засчитывался ни одному из этих детей.
Качество рисунка оценивается по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определенное эмоциональное впечатление.
3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов — высокий;
5- 7 баллов — средний;
3-4 балла — низкий;
балла — очень низкий.
Методика "Корректурная проба"
Цель: позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания,
переключаемость внимания
Инструкция: Раздать детям бланки. «Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я покажу вам картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых вам предметов. Когда я скажу слово "начинайте", вы по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время вы должен остановиться и каждый должен показать мне то изображение предмета, которое увидели последним».
Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками
Образец бланка
22669513335