Консультация для учителей «Формирования полноценного восприятия художественного произведения с помощью творческих заданий на уроках литературного чтения»
Формирования полноценного восприятия художественного произведения с помощью творческих заданий на уроках литературного чтения.
В моём классе 14 человек. Все они имеют задержку психического развития органического генеза, у каждого обучающегося она имеет свою степень выраженности. Передо мной стоит задача развивать их познавательные и творческие способности, научить спорить и доказывать.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.
1. Работа с иллюстрацией к тексту.
Я работаю от текста к иллюстрации и предлагаю ученикам,
максимально опираясь на текст, установить степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.
Уже в 1 классе я рассказываю о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.
После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют.
2. Составление диафильмов по произведению.
Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.
Чаще всего такая работа в группах:
– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;– какие строки из текста вы соотнесете с ними;– определите количество кадров.
Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 8-10 минут. Готовые диафильмы вывешиваются и анализируются.
3. Лепка и аппликация (работа в парах или группах).
Каждый ребёнок выбирает из эпизода, что он будет лепить: один дерево, другой пенёк, третий зайчика и т.д., а потом объединяют в общую творческую работу.
4. Изготовление книжек - малышек.
Одно из самых интересных заданий для ребят – это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготавливают на уроках труда. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе. Иллюстрацию рисуют сами.
5. Составление вопросов к тексту.
Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы.
6. Составление тестов по данному произведению.
Детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.
7. Творческое пересказывание.
Для наших детей это самое трудное задание, так как дети с ЗПР имеют проблему с устной и письменной речью. Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.
8. Продолжение произведения (придумывание конца)
Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.
9. Творческое сочинение.
Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Такое задание я даю с 3 класса. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.
Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.
Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.
10. Работа кроссвордами.
Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.
Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются.
11. Составление викторин.
Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.
Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.
Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
12. Драматизация.
При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:
- Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;
- Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;
- Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Возможные формы драматизаций:
– пальчиковый театр;– кукольный театр;– костюмированные представления по известным произведениям;– музыкальные инсценировки;– спектакли по собственным сценариям.
Такие представления показываем родителям на собрании, на предметных неделях, праздниках.
13. Составление сказочных объявлений и телеграмм.
Провожу в виде игры.
Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).
14. Литературные игры.
Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.
"Я начну, а ты продолжи…"
Учителем предлагается начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
"Небылицы".
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
Кто это был (была)?
Как выглядел (-а)?
Куда пошел (шла)?
Кого встретил (-а)?
Что ему (ей) сказал?
Что он (она) ответил (-а)?
Что ему (ей) сделали?
Какова была его (ее) реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.
Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.
"Живые картинки"
Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.
Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.