Сценарий игры по русскому языку Знаем русский!


КГУ «ОШ № 184»
Сценарий игры «Знаем русский язык!»
для учащихся 6-х , 7 –х классов
Подготовила и провела учитель русского языка
2 категории М.Т.Баратова
Алматы 2015
Сценарий игры «Знаем русский язык!», посвященный
дню языков между учащимися 7 –х классов
Конкурс проводят двое ведущих учеников-старшеклассников.
1 Ведущий:
- Здравствуйте! Ребята, мы начинаем игру «Знаем русский язык!»
Великий, могучий, свободный,
Надежды и силы родник!
Тебе посвящаем мы праздник сегодня.
Богатый, правдивый и гордый язык!
- «Знать русский язык - значит открыть глаза на мир», - сказал Абай. И сегодня мы с вами покажем ваше знание русского языка. Позвольте вам представить участников игры, а впрочем, пусть они сделают это сами. (Представление участников, название команд, символика, девиз и газета).
Участники покажут нам свою силу и сноровку в 1 туре «Темная лошадка».
Вопросы 1 тура:
Автор сказки «Конек-Горбунок»
А. Пушкин;
Б. Ершов;
В. Мамин-Сибиряк.
2. Сколько в русском языке гласных звуков?
А. 10;
Б. 11;
В. 6.
3. Антоним к слову «всегда»:
А. Никогда;
Б. Часто;
В. Постоянно.
4. Что изучает морфология?
А. Звуки;
Б. Части речи;
В. Предложения.
5. Произведение, автор которого известен:
А. Народная сказка;
Б. Частушка;
В. Литературная сказка.
6. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье!»
А. Побудительное;
Б. Повествовательное;
В. Вопросительное.
7. Что означает фразеологизм «ни в зуб ногой»?
А. Помириться;
Б. Плохо драться;
В. Ничего не знать.
8. Какая единица языка изучается в разделе «лексика»?
А. Предложение;
Б. Слово;
В. Текст.
9. Какое слово является многозначным?
А. Человек;
Б. Кисть;
В. Резина.
10. На кого лаяла Моська в знаменитой басне Крылова?
А. На мальчика;
Б. На слона;
В. На зевак.
2. Ведущий представляет жюри, и кто-нибудь из участников жюри читает напутствие:
Кто выиграет, для нас пока секрет,
Но конкурс знатоков на это даст ответ.
Мы желаем всем успеха всем успеха,
Счастья, радости и смеха.
От серьезного жюри вот вам пожелание:
Через труд придет победа,
Через труд и знания!
2 Ведущий объявляет 2-й тур игры под названием «Лингвисты-теоретики»:
- Внимание! Начинаем 2 тур «Лингвисты-теоретики»:
Имя существительное
Гусь-гусыня, баран- овца, бык-корова. Найдите пару к слову «петух».
Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб или как-то иначе?
Определите склонение слова «дядя».
Какого рода «тюль»?
В каком падеже в слове «сердце» произносится {д}?
Имя прилагательное
1.Окончание прилагательного какого рода состоит из первой и последней букв алфавита?
2. Можно ли образовать краткое прилагательное от слова «стальной»?
3. Каким членом предложения обычно является прилагательное?
4. Определите разряд прилагательного «белый».
5. Могут ли от названий предметов образоваться притяжательные прилагательные?
Местоимение
Сколько разрядов имеют местоимения?
Местоимения какого разряда изменяются по лицам?
Определите разряд местоимения в предложении: кому-нибудь, конечно, повезет.
Сколько возвратных местоимений вы знаете? Перечислите их.
Исправьте грамматическую ошибку: Ихний ребенок плохо читает.
Словообразование
На какой род указывает суффикс -их-?
На что чаще всего указывает приставка без-?
Как называется общая часть родственных слов?
Каким способом образовано слово «школьник»?
Подберите однокоренное слово к слову «гость».
Глагол
Какого спряжения слово «сеять»?
Поставьте глагол «звонить» в форму 1 лица множественного числа.
Назови глаголы-исключения 1 спряжения.
Подберите видовую пару к глаголу «обманывать».
Жить – Родине служить. Каким членом предложения является глагол «жить»?
Лексика
Как называются слова, близкие по значению, но разные по написанию?
Слово «обед» многозначное. Раскройте его лексические значения.
Объясните значение слова «лексикон».
Приведите пример пословицы, в которой есть числительное.
Подберите синоним к слову «зной».
1 Ведущий: - Следующий 3 тур – «Литературный», начнем схватку!
Какое известное произведение А.С.Пушкина Абай перевел на казахский язык?
Какой известный русский писатель был в городе Семей?
«Мы в ответе за тех, кого приручили». Из какого произведения это высказывание?
Аркадий Петрович Голиков. Под какой фамилией мы знаем этого писателя?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Какой художественный прием использовал Бунин для описания леса?
В сказках есть прообразы современных предметов, например, ковер – самолет, сапоги-скороходы – автомобиль. Назовите прообраз нынешнего телевизора.
«У сильного всегда бессильный виноват». Из какой басни эти строки?
Сказки делятся на три вида: социально-бытовые, … Назовите еще два.
Кто обычно является героями басен?
На какие три рода делится литература?
Что такое эпиграф?
Объясните значение выражения «яблоко раздора».
Что такое рифма? Какая она бывает?
Кто автор знаменитой картины «Богатыри»? Назовите имена богатырей.
Где учился лицеист Пушкин?
1 Ведущий:
- Теперь приступим к 4 туру «Конкурсу чтецов», приглашаем от каждого класса по одному чтецу.
2 Ведущий:
- Уважаемое жюри, просим оценить наших чтецов!
1 Ведущий:
- Теперь хотелось бы сказать об итогах конкурса сочинений на тему: «Язык - достояние народа». Автор самого лучшего сочинения прочитает свое произведение для слушателей.
2 Ведущий:
- Настало время для 5 тура нашей игры – «Домашнее задание» - классы-конкурсанты предоставят на наш суд свои выступления на тему: «Язык мой – друг мой». (Театрализованные выступления команд)
1 Ведущий:
- Уважаемое жюри подведет итоги нашей игры и наградит достойных. Главное в игре – участие в ней. Не унывайте, если не одержали победу, все ваши победы - впереди!
Нешуточный накал страстей был,
Но бури все же улеглись.
И побудило лишь искусство думать,
Турнир окончен – улыбнись!