Нравственные проблемы в повести О.Н. Верещагина Перекрёсток двенадцати ветров
Нравственные проблемы в повести
О. Н.Верещагина «Перекрёсток двенадцати ветров»
Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства произведения, учить понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Задачи урока:
Обучение анализу поступков героев через слова, действия, поступки.
Формирование у школьников таких нравственных качеств , как честность, доброта, долг.
Воспитание чувства сострадания и любви у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором
Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста.
План урока:
Вступительное слово учителя
Александр Твардовский очень точно назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». Общая задача нравственного воспитания - сформировать у вас, старшеклассников, убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. Именно на уроках литературы вы учитесь отличать добро от зла, видеть положительные примеры героев книги и таким образом, воздействовать на свою душу, свое самосознание.
Избрание положительного героя – непреходящая ценность нашей литературы, одна из лучших ее традиций. Подростковый образ – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей жизни, почувствовать значительными, авторитетными среди товарищей. Именно эти особенности и дают широкие возможности для воспитания на примере положительных героев. В процессе становления личности героя этапными моментами выступают ситуации, в которых он должен совершить нравственный выбор. Проблема нравственного выбора будет основополагающей в течение всей вашей жизни.
Сегодня мы обратимся к творчеству современного писателя Олега Николаевича Верещагина.
- Кому известно имя этого писателя?
2.Индивидуальное сообщение, подготовленное учащимся.
На компьютере выводится портрет писателя, книги писателя.
Верещагин, Олег Николаевич (10 сентября 1973, Кирсанов, Тамбовская область) — русский писатель-фантаст, педагог и публицист. С 1991 по 1993 год проходил срочную службу в пограничных войсках на границе Казахстана с Китаем. С января 1994 года работает в сельских школах Кирсановского района (с. Сурки — закрыта в 2007 году; с. Кобяки — закрыта в 2008 году; с. Голынщина — реорганизована в 2011 году) В 1999 году заочно закончил исторический факультет Тамбовского государственного университета.
Много пишет о детях. Ученики О. Н. Верещагина многократно становились победителями соревнований и конкурсов (краеведческих, исторических, военных) разного уровня, от районного до всероссийского регионального.
С декабря 2010 года — член КПРФ.
С февраля 2012 года возглавляет Тамбовское областное отделение Всероссийского Созидательного Движения «Русский Лад»
4 марта 2012 года выдвигался в качестве кандидата на должность Главы районной администрации Кирсановского района Тамбовской области от партии КПРФ, но не прошел, набрав, однако, около 40 % голосов.
Библиография
• Воля павших (2008)• Красный вереск (2009)• Не вернуться никогда (2009)• Горячий след (2009)• Чужая земля (2009)• Новая родина(2010)• Воспитание воина (2010)• Клятва разведчика (2010)• Последний день войны(2011)• Оруженосец (2011)• Хрустальное яблоко (2011) (в соавторстве с Алексеем Ефимовым)• Путь домой. Книга первая. Скажи миру — «Нет!» (2011)• Последний воин (2011)• Путь домой. Книга вторая. Не остаться одному (2011)• Шаг за грань (2012) (в соавторстве с Алексеем Ефимовым)• Перекрёсток двенадцати ветров (2012)• Горны Империи-1/Горны Империи (2012)• Закон Дарвина. Первая книга: Ненужная страна. (2013) (В соавторстве с Ростиславом Гельвичем под общим псевдонимом "Олег Ростислав")• Никто, кроме нас! (2013)• Горны Империи-2/Песня горна (2013)
• Там, где мы служили. Книга 1 (2014)
• Очищение (Николай Романов-1) (2015)
• Возрождение (Николай Романов-2) (2015)
3.Слово учителя
Сегодня мы с вами обсуждаем повесть О.Н.Верещагина «Перекрёсток двенадцати
ветров»(2012), одновременно работаем с интеллект-картой.
Кто герои этого произведения? ( подростки, оказавшиеся волей судьбы в тайге)
Кто главный герой?
Перваков Ратмир (Рат)– настоящий казак, местный житель, проводник ребят. Он с малых лет знает тайгу, вместе с родителями бывал там не раз. Именно тайга и забрала его родителей: отца нашли убитым, а мать исчезла.
Кого он ведёт в тайгу?
Перваков Егор, его брат, учится в Лондоне
Света-Синта, влюблённая в Егора,
Сашка, верный друг, мечтающий поступить учиться в рязанское десантное училище,как его отец.
Ксанка Барджиева, настоящий друг Рата
Понимаем ли мы , зачем подростки отправились в трудное путешествие? Когда это раскроется?
Позже мы узнаём , что всё это затеял двоюродный брат Перваков Егор, он нашёл в документах деда указание места, где спрятано золото колчака, о котором сложены легенды. Егор хочет иметь всё, и в этом ему поможет золото.
Какие испытания выпали на долю подростков?
Используем прием «составление кластера»
( Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. В нашем случае ключевое слово – испытания)- авиакатастрофа,
- умение ужиться в тайге в своём микромире, не опуститься до скандалов и выяснения отношений,
-преодолеть трудности в тайге (Урман – гиблое место в тайге, даже живности нет никакой, а значит нет возможности добыть провизии),
*верховой пожар.
*затопление горным озером, когда Егор спасает Ксанку от гибели,
*тяжёлый страх,
*встреча с хунхузами( китайскими бандитами, которые терроризировали в течение столетий местное население),
*встреча с человекоподобными тварями,
- нашли золото Колчака. Что делать с ним? (Это серьёзное испытание на прочность),
- Ратмир видит останки отца. Позже встречает мать, которая потеряла память после нападения хунхузов и жила в тайге, ей помогали волки, а она им,
- встреча с милицией
Были ли помощники у ребят?
Дух леса Кайгук,
местный старик бурят,
кто-то неизвестный спас от хунхузов (позже они поняли,то это была мать Рата),
стая волков спасла от человекоподобных тварей
Достойно ли вышли ребята из этих испытаний? Что помогало им преодолеть все испытания? (Подлинная дружба, взаимовыручка, ответственность)
Как мы можем обобщить всё сказанное, какие идеи автора мы увидели в этом очень интерсном произведении?
Эта книга Олега Верещагина написана для современной молодёжи и о молодёжи. О тех ребятах, которые уже знают, что всё в жизни нужно зараьбатывать самому, что честь надо беречь смолоду, что совесть – это самое главное в человеке, что мужество и отвага – это совершенно нормальные качества нормальных мужчин и женщин.
Автор показывает, как в трудных ситуациях человек делает свой нравственный выбор, который определяет дальнейшую жизнь. Ребята сделали свой выбор. Настоящая дружба и взаимовыручка – вот ,что спасает человека и делает каждого настоящим человеком. Любовь должна быть чистой, подлинной. Только тогда два человека обретут своё счастье.
Олег Верещагин очень неназойливо, без нравоучений напоминает подрастающему поколению, что семья – главная опора человека, что Родина у человека одна, надо уметь её любить и служить ей, невзирая ни на что.
4.Стадия рефлексии –завершающая стадия урока в режиме технологии развития критического мышления.
На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа:
- Подготовить иллюстрации к рассказу.
-Оформить интеллект-карту .Написать сенквейн
Дружба
Истинная, преданная
Обязывает, помогает, спасает
Друг познаётся в беде
Братство (товарищество, единство)
Справедливость
Нарушенная, волнующая
Тревожит, беспокоит, обязывает
Человек должен поступать по справедливости
Правота
Индивидуальное задание:
- Написать отзыв о повести
- Представьте, как дальше сложится судьба героев.
Выполнив задание, группы знакомят класс с результатом.