Конспект по литературе на тему Нравственные проблемы повести «Бэла» из романа «Герой нашего времени».
Конспект урока литературы в 7 классе.
Нравственные проблемы повести «Бэла» из романа «Герой нашего времени». Урок – исследование.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели:
Образовательные:
1.1.Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя , показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;
1.2. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;
1.3. развивать умение учащихся работать с текстом;
проверить осознание прочитанного;
развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;
ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный
Развивающие и коррекционные:
развитие логического мышления;
развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;
следить за произношением учащихся;
развивать навык чтения с губ;
развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
Воспитательные
3.1. воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.
3.2. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции из журналов, рисунки, фотографии, иллюстрации к повести « Бэла», таблички со словарём, опорные карточки – информаторы, толковый словарь Ожегова.Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.
Ход урока
Дыхательно – голосовые упражнения
1.Работа над дыханием.
а) Вдох делаем носом, а выдох – ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь
б) Во время ходьбы: один шаг – вдох, три шага – выдох; один шаг – пауза (повторить четыре раза).
2. Произнесение серии слогов со сменой ударения.
МА ма – ма МА – ма ма МАНА на – на НА – на на НАЛА ла – ла ЛА – ла ла ЛА3.Чтение пословиц и поговорок
- Прочитайте пословицы и поговорки медленно. Следите за дыханием.
Без терпения нет учения.
Хорошая книга – лучший друг.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
4. Прочитайте скороговорку сначала медленно, а затем – быстро.
II.Различение на слух литературной терминологии
Автор, автор повести, главный герой, рассказчик, автор романа, главный герой рассказа, герой, повествователь.III. Проверка домашнего задания
- Какое было домашнее задание? (Мы повторяли содержание 1 главы романа М.Ю.Лермонтова «Бэла»).
-Кто хочет отвечать на вопросы?
(Я хочу отвечать на вопросы. Спросите меня).-Аня и Настя будут задавать вопросы, а вы будете отвечать.
-Где происходит действие повести?
(Действие повести происходит на Кавказе, в Грузии).
- От чьего лица ведётся повествование?
(В повести два повествователя: офицер – рассказчик и Максим Максимыч).
- Какую задачу поставил автор?
(Автор поставил задачу – показать образ «героя времени»).
- Кто является героем времени? Кто занимает центральнее место в романе?
(Молодой офицер Григорий Александрович Печорин).
- Назовите второстепенных героев.
(Максим Максимыч, Бэла, Казбич, Азамат).
- Итак, мы прочитали повесть. Понятен ли вам сюжет: замысел автора (смысл, идея)?
Что вы можете сказать о Печорине? Ваше отношение к Печорину: интересен ли, понятен?
(Я прочитал (а) повесть, но я плохо понял(а) содержание повести.
Мне не понятен образ Печорина.
У меня есть сомнения …
Я не могу с уверенностью сказать, кто он такой …).IV. Комплексный анализ повести «Бэла».
Сообщение темы урока
- Я вижу, что у вас возникло много вопросов, но пока нет на них ответов. Некоторые страницы вызвали у вас недоумение, сомнение.
Чтобы помочь вам лучше разобраться в содержании повести, лучше понять образ главного героя, мы с вами отправимся в путешествие на Кавказ, а нашим помощником будет М.Ю.Лермонтов. Наше путешествие начинается.
2.Итак, 1837 год, Кавказ, Военно – Грузинская дорога.
- Давайте вспомним с уроков географии: люди, каких национальностей живут на Кавказе?
(грузины, осетины, чеченцы, черкесы, кабардинцы и др.)
- Как их можно назвать?
ГОРЦЫ – жители гор.
Первая остановка «Максим Максимыч»
Знакомство.
- По дороге мы знакомимся с офицером. штабс – капитаном Максим Максимычем.
- Что же мы о нём узнали? Кто хочет рассказать о Максиме Максимыче?
(Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро).- Ребята, а вы помните наш разговор с ним? О чём мы его спрашивали?
(зачитывают отрывок из текста).
Остановка «Григорий Александрович Печорин».
- На следующей остановке мы уговорили Максим Максимыча рассказать нам какую – нибудь интересную историю из его жизни.
Что мы узнали о Г.А.Печорине из рассказа Максим Максимыча.
Характеристика Г.А.Печорина
Внешность Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был тоненький, беленький, на нём был мундир новенький.
Максим Максимыч о Печорине «Славный был малый, только немного странен…»;
противоречивый характер
«должно быть, богатый человек…»
Печорин о себе «Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»«Жизнь пустее день ото дня».
«Во мне душа испорчена светом».
Вывод Г.А.Печорин – виновник и жертва трагедии.
Он достоин сожаления (жалости, сострадания).
- Поясните, в чём заключается странность Печорина?
(зачитывают по тексту)
Странность – необычность в поступках, привычках, взглядах (работа с Толковым словарём).
- О какой черте характера Г.Печорина говорят эти строки?
1. «В дождик, в холод, целый день на охоте; все озябнут, устанут – а ему ничего…»
(сильный, выносливый).
«В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет».
(слабый, беззащитный; смятение, испуг)
«…ходил на кабана один на один».
(смелость, бесстрашие)
«…бывало, по целым часам слова не добъёшься…»
(молчаливый, неразговорчивый)
«…зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха»
(весёлый, общительный)
Вывод:
С одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый;
С другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество
- О чём это говорит?
(О противоречивом характере)
3.Остановка «История трагической любви Печорина к черкешенке Бэле».
1)Знакомство Г.А.Печорина с Бэлой.
- Зачем поехали М.М. и Печорин в аул?
(На свадьбу. Мирный князь выдавал старшую дочь замуж).- Привлекло Печорина в Бэле?
(Красота)
- Кто хочет рассказать о красоте Бэлы? (по иллюстрации)
(Бэла – девушка лет шестнадцати; необыкновенно красивая: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны).
- Что можно сказать о её отношении к Печорину после их встречи?
(Она призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он ей часто грезился во сне и что ни один мужчина не производил на неё такого впечатления).
2.. История трагической любви Печорина к Бэле.
- О чём договорился Печорин с Азаматом, братом Бэлы?
(Азамат давно мечтал владеть конём Казбича. Печорин: «… ты будешь владеть конём: только за него ты должен отдать мне сестру Бэлу»).- Как складывались отношения между Печориным и Бэлой?
(Печорин совершил плохой поступок: похитил Бэлу. Он поставил свои интересы выше интересов и желаний Бэлы и её семьи. Печорин – эгоист).1.Он решил приучить её к себе. Григорий Александрович каждый день…(дарил её что –нибудь: первые дни она молчала, гордо отталкивала подарки).
2.Долго бился с нею Григорий Александрович: …(между тем учился по – татарски, и она начинала понимать по – нашему. Мало – помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и всё грустила. Напевала свои песни вполголоса).3.Наряжал её, как куколку, холил и лелеял:… (и она так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошёл загар, румянец разыгрался на щеках…).
4.Месяца четыре всё шло как нельзя лучше. Было досадно, что Печорин переменился к бедной девочке: он половину дня…(проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно стала сохнуть, личико её вытянулось).
- Как Печорин объясняет своё разочарование в любви к Бэле?
(Я глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной боярыни. Я её ещё люблю, но мне с ней скучно).- И мы уже знаем, что Бэла погибает; Казбич смертельно ранит её.
- Кто виноват в этой трагедии?
(Печорин: «Я - причина несчастия других»).- Давайте, подумаем: почему он делает такие необдуманные поступки? В чём причина?
(Печорин говорит: «У меня несчастный характер»).-Кто виноват, что у него такой характер; что прекрасные задатки – острый ум, отзывчивое сердце, твёрдая воля – погибли?
(Виновато общество, социальные условия, в которых он воспитывался).
- Как он об этом говорит?
(Вывод – по таблице).
V. Рефлексия