О некоторых аспектах применения

Богатырев Сергей Михайлович
преподаватель Большесолдатского филиала
ОБПОУ « Суджанский сельскохозяйственный техникум »

О некоторых аспектах применения ИКТ в преподавании химии
Развитие современного общества характеризуется процессом информатизации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление и передача информации. Одним из приоритетных направлений информатизации является информатизация образования. В своей работе мы выделяем следующие направления использования информационных технологий на уроках химии:
1. Компьютерная визуализация учебной информации. Объекты и процессы микромира скрыты от глаз наблюдателя, поэтому их изучение представляет значительные трудности для учащихся. Использование динамических моделей, иллюстрирующих строение вещества, позволяет наглядно представить объекты микромира. Мы используем модели, представленные на дисках «1С: Репетитор - Химия», «Химия для всех», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», а также из Национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов. Например, при изучении темы «Металлы» динамическая модель строения металлов позволяет показать, из каких частиц состоит кусок металла, какие из них практически неподвижны, а какие находятся в постоянном беспорядочном движении. При помещении металла в электрическое поле беспорядочное движение электронов становится упорядоченным, что также отчётливо видно при демонстрации модели.
При изучении химии ученик должен постоянно связывать реально наблюдаемые явления с гипотетическими образами, которые нисколько не напоминают этого наблюдаемого явления. Для формирования двойного ряда образов, составляющих макромир (вещества и химические реакции) и микромир (молекулы, атомы, ионы, электроны) использование информационных технологий наряду с традиционными технологиями представляет большие возможности. Визуализация двойного ряда позволяет учащимся обнаруживать причинные связи между ними, высказывать гипотезы, находить проблему.
Если раньше интерес к предмету прививался, в основном, путём проведения демонстрационных опытов и практических работ, то сейчас появилась возможность «увидеть» невидимое, смоделировать самостоятельно химические процессы.
2. Создание собственных презентаций с использованием программ Power Point и Flash. Такие презентации применяем для актуализации знаний, при первичном закреплении знаний на уроке, уроках обобщения и систематизации знаний. На слайды выносятся вопросы беседы с учащимися, а также фотографии демонстрационных опытов, проведённых ранее, рисунки из учебника, требующие пояснений, таблицы и др. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексная проработка темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышают мотивацию ученика. Использование презентации позволяет при необходимости вернуться к тому или иному фрагменту урока.
3. Использование компьютерных игр по химии. Игры всегда вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, вызывают дух состязательности. Также игры являются средством психологической разгрузки учащихся, особенно в конце урока. Следует заметить, что дети хорошо и надолго запоминают информацию о фактах, законах, понятиях, содержащуюся в игре. К сожалению, практически нет игр по предмету, созданных профессиональными программистами, которые позволили бы в занимательной форме осуществлять путешествие в мире химических веществ.
4. Использование компьютерных тестов для проверки и коррекции знаний. Каждый ученик работает в своём темпе и может самостоятельно оценить уровень своих знаний. Такая работа приучает обучающихся к самоанализу и самостоятельности.
5. Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях проектов и других мероприятиях посредством ресурсов Интернета. Также сеть Интернет даёт замечательную возможность обмениваться опытом с коллегами, предоставляет неограниченные возможности творчества для педагогов и учеников. Использование Интернета способствует развитию таких умений учащихся как самостоятельный поиск и анализ информации .
6. Дистанционное обучение школьников. При ведущих университетах страны издавна существуют заочные школы для детей, интересующихся наукой. С появлением компьютеров и Интернета во многих семьях и повсеместно в школах значительно расширяются возможности дистанционного обучения. Такое обучение позволяет учащимся лучше подготовиться к вступительным экзаменам, которые сохранены в некоторых ведущих вузах.
В современных условиях развития обществу требуются высокообразованные специалисты, люди творческие, способные к свободному и обширному мышлению. Формированию этих качеств способствует применение в обучающем процессе наряду с традиционными современных инновационных педагогических технологий, в том числе и информационно-коммуникационных. Компьютерные обучающие программы дают возможность повысить эффективность всех этапов урока и являются универсальным средством самообразования как ученика, так и учителя.
15