Конспект урока по технологии на тему Изготовление кулона из меха
Пояснительная записка.
Образовательная область «Технология» призвана обеспечить передачу общей и технологической культуры, подготовку молодёжи к самостоятельной жизни, трудовой деятельности в современном обществе. При этом следует учитывать и национально-региональные особенности.
Включение национально-регионального компонента в программу по трудовому обучению призвано обогатить образовательный процесс ценностями ненецкой культуры. Этот компонент нацелен на формирование личности обучающегося, как достойного представителя своего региона, воспринявшего социокультурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу.
Изучение национально-регионального компонента по технологии направлено на достижение следующих целей:
Формирование знаний о культуре, быте ненецкого народа для улучшения взаимопонимания, общения с детьми других национальностей, проживающих на территории НАО.
Развитие познавательного интереса, расширение возможности для проявления творческого начала.
Воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, межнациональной культуры, чувства патриотизма.
В школе VIII вида обучаются дети с аномалиями в развитии. Им трудно заниматься на уроках технологии только швейным делом. Необходимо разнообразить работу. Занятия декоративно-прикладным искусством решают эту задачу. Учащиеся с удовольствием выполняют различные поделки из меха. В классе обучаются ненцы, коми, русские дети. При изучении темы «Виды одежды» дети знакомятся с одеждой разных народов. Девочки шили русский костюм, костюм коми, ненецкую куклу. С огромным интересом ученицы впитывают в себя всё, что касается культуры разных народов.
Они знают, что всё, чему они научатся, пригодится им в жизни.
Урок «Изготовление кулона из меха» проведён в 7 классе. В классе 5 девочек 14 – 15 лет.
Литература.
Бобрикова Е.Н. Технология обработки материалов, изготовления и художественной отделки традиционных изделий ненцев: Пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. – 128с.: ил.
Выучейская Н.А. // Северные просторы. 1995. № 2-3. С.72.
Выучейская Н.А. // Северные просторы. 1995. № 4-5. С. 76.
Хомич Л.В. Спб., 1994.
Тема: «Изготовление кулона из меха».
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера».
Задачи: 1. Научить изготавливать кулон из меха.
2. Работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста; развитие эмоционально-образной памяти с помощью символических изображений на предметно-технологических картах; развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Воспитывать любовь к родному краю, бережливость, художественный вкус.
Наглядность: предметно-технологическая карта, различные кулоны, иллюстрации.
Оборудование: ножницы, шило, игла, ручка, клей «Момент», линейка; резцы, деревянные палочки, камус, бисер, замша, шаблоны, шнурок из замши.Словарь: меховая мозаика; орнамент, топография, камус.
Ход урока.
I. Организационный момент.1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы, цели урока.
II. Повторение.
III. Новый материал.
IV. Практическая часть.
V. Итог урока.
1. Заключительная часть.
2. Анализ работ. Оценки, их аргументация.
I. Организационный момент.Учитель: Тема урока «Изготовление кулона из меха». Кулон состоит из нескольких элементов. Сегодня задача урока: каждый из вас выполнит отдельный элемент, а на следующем уроке вы коллективно соедините все детали в один. Это будет выглядеть таким образом (слайд 1).
II. Повторение.
Учитель: Несколько уроков подряд мы с вами изучали декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. Мы с вами живём на Севере и должны уважать культуру того народа, с которым мы проживаем в одной местности. Скажите, а какие народности населяют Север страны?
Ответ ученицы: Север страны населяют ханты, манси, чукчи, коряки, ненцы и другие национальности.
Учитель: Скажите, а где мы с вами живём?
Ответ ученицы: Мы живём в Ненецком Автономном округе.
Учитель: Покажите на географической карте, где находится НАО.
Работа у доски. Ученица показывает местоположение НАО.
Учитель: Какие отрасли хозяйства являются главными у народов Крайнего Севера?
Ответ ученицы: Главными являются рыболовство, оленеводство, звероводство, пушной промысел.
Учитель: Мы с вами говорили о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. С чем оно связано? Объясните.
Ответ ученицы: Декоративно-прикладное искусство связано с условиями быта. Это украшение одежды, домашней утвари, жилища.
Учитель: Чем украшали одежду?
Рассказ ученицы: Одежду украшали вышивкой, яркими нитками, аппликацией, бисером, нашивками металлических блях, сукном, замшей. Также использовались природные материалы: кожа и мех животных, рыбья кожа, береста, дерево, кости (слайд 2).
Учитель: Особого внимания заслуживает искусство меховой мозаики, узорами которой ненцы украшали одежду, обувь, головные уборы.
Демонстрация иллюстраций.
Учитель: Какие цвета здесь преобладают?
Ответ ученицы: Здесь преобладают белый и коричневый цвета.
Учитель: Как вы думаете, почему ненцы больше любят белый и коричневый цвет?
Ответ ученицы: Ненцы считают, что белый означает снег, а коричневый – землю.
Учитель: Давайте рассмотрим орнамент. Из каких фигур состоит
орнамент?
Демонстрация видов орнаментов.
Ответ ученицы: Орнамент состоит из геометрических фигур.
Учитель: Как возникал орнамент?
Ответ ученицы: Орнамент возникал путём повторения природных элементов – головок зверей, оленьих рогов, копытец, крылышек птиц и др.
Учитель: Скажите мне, какое животное считалось главным в тундре?
Ответ ученицы: Главным животным ненцы считали оленя.
Учитель: Вы знаете, что мясо оленя идёт в пищу, а что можно изготовить из шкуры оленя?
Рассказ ученицы:
Шкура оленя идёт на изготовление покрышек для чума, из шкуры шьют меховые чулки (липты), шкура служит постелью и т. д. Из камуса шьют обувь, рукавицы, вырезают узоры. Часть шкуры, снятая со лба оленя, идёт на изготовление сумочек, выкраивают подошву обуви, шкура с нижней части ног, щётка, используется также для изготовления подошв обуви. А также изготавливали различные кулоны, прихватки, панно, куклы.
Все хозяйки бережливы, никто не выбрасывал ни кусочка камуса, всё прибирали. Это воспитывалось с молоком матери, с детства.
III. Новый материал.
Учитель: Тема нашего урока сегодня «Изготовление кулона из меха».
Рассмотрим образец. Кулон состоит из нескольких элементов. Элементы отличаются друг от друга?
Ответ ученицы: Да, элементы отличаются друг от друга.
Учитель: Чем отличаются элементы?
Ответ ученицы: Они различны по размеру.
Учитель: А что общего в них?
Ответ ученицы: Все элементы состоят из одинакового количества деталей.
Учитель: Давайте посмотрим на образец в символическом изображении на предметной карте. Какие здесь детали?
Ответ ученицы: Нижняя деталь, верхняя деталь, деталь из картона, камус, шнур, петелька, уголок, кисточка.
Учитель: Чем украшено изделие?
Ответ ученицы: Изделие украшено бисером.
Учитель: Какой мех лучше выбрать для изготовления кулона?
Учитель предлагает на выбор несколько кусочков меха.
К доске вызывается ученица. Она подбирает кусочки меха, объясняя, почему именно такой кусочек меха она выбрала.
IV. Практическая работа.
а). Инструктаж по охране труда.
Беседа по вопросам:
Какие инструменты, которые вы будете использовать, опасны?
Где должны храниться инструменты и где храните их вы?
б). Работа с мехом.
Учитель: Итак, тема урока: «Изготовление кулона из меха».
в). Объяснение практической работы.
г). Показ приёмов работы учителем.
Учитель объясняет выполнение практической работы, сопровождая практическим показом, обращая внимание детей на предметно-технологическую карту.
Определить лицевую и изнаночную сторону замши.
Обвести шаблон, вырезать детали из замши и картона.
Смазать нижнюю деталь клеем, наложить замшу на картон, дать просохнуть.
Найти середину на кусочке камуса. Проколоть шилом, отметить точку на изнаночной стороне карандашом.
Вырезать из камуса тонкую полоску вдоль ворса.
Смазать полоску камуса клеем, прижать к боковым сторонам верхней части кулона.
Нижнюю сторону смазать клеем, наложить петельку и заднюю сторону из замши, дать просохнуть.
На верхнюю часть детали наклеить уголок.
Наклеить бисер, пользуясь шилом.
Вот так должен выглядеть готовый элемент.
Показ готового изделия
Учитель: Обратите внимание: При раскрое следите за направлением ворса, соблюдайте симметрию.
Детали должны находиться на одном уровне с донышком.
Задача урока: выполнить один элемент. А на следующем уроке вы соедините все элементы в одно изделие.
д). Повторение учащимися порядка работы.
Учащиеся повторяют порядок практической работы с опорой на предметно-технологическую карту.
е). Выполнение практической работы.
Физминутка.
Продолжение практической работы.
Учитель делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения технологической последовательности, качество работы, соблюдение правил безопасной работы.
В начале второго урока:
Учитель: Какую практическую работу вы должны выполнить?
Ученица: Мы должны выполнить элемент кулона.
Учитель: Что уже выполнено?
Отчёт каждой ученицы о проделанной работе.
Физминутка.
Продолжение практической работы.
V. Итог урока.
1. Заключительная часть.
а) Закрепление.
Учитель: Чему вы сегодня научились на уроке?
Ученица: Мы научились выполнять элемент кулона.
Учитель: Где примените это изделие?
Ученица: Будем дарить такое изделие маме, друзьям, родственникам.
Учитель: Освоив этот несложный кулон, вы в дальнейшем сможете выполнять более сложные. Например, такие, как эти.
Показ готовых изделий.
2. Анализ работ. Оценки, их аргументация.