Классный час Подросток и закон


Классный час на тему: «Подросток и закон» в 9, 10 классах
Классный руководитель Боева Татьяна Анатольевна
Цель: предупредить учащихся о последствиях преступности, воспитывать правовую культуры школьников.
Задачи:
1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.
2. Закрепить знания учащихся понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.
3. Познакомить с правилами поведения подростков в случае задержания их сотрудниками полиции.
Оформление и оборудование: цитаты по теме, презентация.«Преступность - родом из детской» (Ильин И.А.)
В классе плакаты с изречениями мудрецов:«Закон – это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно» (древнеримские юристы).«Нравы – это люди, законы – разум страны» (Аристотель)«Всуе законы писати, когда их не исполняти» (Петр 1).Учитель:Жизнь людей, всего человеческого общества порой сложна и противоречива. Есть в ней темные стороны, тяжелые проблемы и конфликты. Но мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вступающий во взрослую жизнь почувствовал и шел только по светлой дороге права, закона.И тогда закон, правосудие предстанут как важнейшие завоевания гражданской культуры, цивилизации, которые должны стать твердой опорой в жизни каждого человека и всего общества. Знаменитый английский юрист 18 века Блэктон говорил: «Преимущества и свободное время даны джентльменам не только для их собственной пользы, но и в интересах общества, а между тем они не могут ни на каком поприще жизни правильно исполнить свой долг по отношению к обществу и самим себе, если они не знакомы до некоторой степени с правом и законом».И сегодня, следуя нравоучениям известного юриста, я обращаюсь к вам с просьбой прикоснуться к законам правосудия. Правовые знания необходимы современному молодому человеку хотя бы для того, чтобы не нарушать их невольно или преднамеренно. Порой, какие-то на первый взгляд незначительные правонарушения могут оказаться преступлением.Каковы понятие, признаки и категории преступления?Преступление – общественно опасное деяние, посягающее на конституционный строй, собственность, личность, права и свободы граждан. Приведите примеры преступления (ребята высказываются).Вы правы. Преступления – это противоправные действия. Они делятся на:а) преступления небольшой тяжести (наказание не более 2х лет лишения свободы)б) преступления средней тяжести (не более 5 лет)в) тяжкие преступления (не более 10 лет)г) особо тяжкие преступления (свыше 10 лет и более).Ребята, как вы думаете, все ли преступления бывают одинаковые?Конечно, нет! Преступления против личности: убийство, побои, умышленное причинение вреда здоровью, вовлечение несовершеннолетних и др.Вы знакомы с такими преступлениями? Что вы о них знаете? Почему их называют преступлениями против личности?Как вы думаете «кража», «разбой» - относится к экономическим преступлениям или преступлениям против личности?Вы правы. Но юристы относят «кражу», «разбой», вымогательство, контрабанду и др. – к преступлениям в сфере экономики.А какие преступления против общественного порядка и безопасности вы можете назвать?Правильно! Терроризм, хулиганство, уничтожение и повреждение памятников, изготовление и сбыт наркотических средств.За совершенное преступление любое из перечисленных следует ответственность по закону. А что такое «Уголовная ответственность»? Как вы думаете? (ребята отвечают).Уголовная ответственность – один из основных видов юридической ответственности, самый строгий, жесткий, суровый ее вид, потому что следует за совершением преступления.Как вы думаете, уголовная ответственность за любое преступление наступает в каком возрасте? Правильно, с 16 лет.А за что могут привлечь в 14 лет гражданина России?Правильно. За тяжкое преступление (список их строго определен законом).А какие виды наказаний несовершеннолетних?В основном, вы правы.Это штрафы, обязательные работы и исправительные работы, арест, лишение свободы на срок не более 10 лет.Давайте составим сами перечень преступлений, за которые, по вашему мнению, можно привлечь несовершеннолетних граждан нашего государства, и сравним его с юридическим содержанием ст. Закона (ребята предлагают).Итак, несовершеннолетних можно привлечь к уголовной ответственности (даже 14 летних) за убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобильным или иным транспортным средством (без цели хищения), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об атаке терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение или вымогательство, сбыт наркотических средств или психотропных веществ.Вот несколько примеров из прессы и ТВ. Определите, к какому виду уголовного преступления относится данный пример:«Ложное заявление о бомбе в школе»-заведомо ложное сообщение об акте терроризма«Сломали памятники на кладбище»-вандализм«Взяли покататься чужой автомобиль и бросили за городом»-неправомерное завладение автомобилем (без цели хищения)«Украли мобильный телефон»-кражаи т.д.Затем предлагаю оценить действия хулиганов и степень тяжести преступления.1.Ребята, чтобы вы могли предложить нашему Министру Юстиции России, для уменьшения количества уголовных преступлений?2.Как вы думаете, Законы должны быть либеральнее или строже? (ребята высказывают свои точки зрения и предложения).А. Вольтер писал:«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им».А древнеримские юристы отмечали:«В законах – спасение!»«Сила закона заключается в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать!»Известен исторический факт.Во Франции во времена Наполеона был принят «Гражданский кодекс», Свод законов, по которым жила Франция. И будучи уже в изгнании Наполеон заявил, что в данный при его участии гражданский кодекс «Выше всех его сорока побед!». И в этом он прав. В любом обществе должны быть законы.Представьте себе две команды, решившие поиграть в футбол. И у каждой – свои правила игры. Одна играет – овальным мячом, другая – только круглым. Одна допускает силовые приемы, другая – исключает простое соприкосновение игроков. Что получится из этой игры? Непрерывные разборки и потасовки. Футбол требует существования данных и твердых «правил игры». Так и в обществе, должны быть единые правила, законы.Вы согласны со мной?Давайте сейчас проверим, какие вы законопослушные граждане нашего государства.1.Вы стали свидетелем уголовного преступления, угона автомобиля. Ваши действия:а) делаете вид, что ничего не заметилиб) сообщите в милициюв) сами остановите хулиганов или…2.При вас избивают несколько хулиганов одного. Как вы поступите?а) броситесь в дракуб) сообщите в милициюв) пройдете мимо или…3.Пьяный обозвал вас нецензурной бранью. Как вы поступите в этом случае?а) броситесь на него с кулакамиб) ответите тем жев) пройдете мимог) напишите заявление в милицию или…4.Ваш одноклассник «чистит карманы» у первоклашек. Ваше отношение к этому.а) это вас не касаетсяб) посмеетесь над нимв) расскажите учителюг) сами разберетесь с ним или…
Учитель. Данные жизненные ситуации, я думаю, могут случиться с каждым. Мне хотелось бы верить, что каждый из вас выйдет из них с достоинством, по чести и совести. Потому что вы частичка нашего общества, и от нас с вами зависит, какое оно есть и каким оно будет!Я надеюсь, что вы никогда не окажетесь в полиции в качестве преступников. Тем не менее каждый из вас должен знать, какими правами может воспользоваться в случае задержания сотрудниками полиции.
1. В случае задержания несовершеннолетнего работники полиции обязаны немедленно сообщить (родителям или лицам, их заменяющим).
2. При задержании, как правило, проводится личный досмотр. При этом кто-то должен присутствовать и что должно оформляться? (понятые и протокол)
3. Закон запрещает допрашивать несовершеннолетних в какое время? (ночное)
4. С момента задержания любой гражданин имеет право на защиту. Кто может обеспечить
 защиту? (адвокат)
Учитель. Школьники должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.
Рефлексия.
Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было...