Классный час на тему Подросток. Закон. Ответственность.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»








Классный час на тему
«Подросток. Закон. Ответственность.»












Сулентьева О.В.
социальный педагог










Карпогоры
2014 год
Пояснительная записка

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.


Цель: воспитание правовой культуры школьников.


Задачи:

1. Конкретизировать знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

2. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о видах ответственности подростка за те или иные поступки;

3. Формировать навыки критического анализа сложных ситуаций.


Оборудование: конституция РФ, уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушения, Устав ОО, раздаточный материал, мультимедийный проектор.




Ход классного часа:
Класс поделен на три подгруппы (по принципу первый, второй, третий)

- Добрый день, дорогие, ребята! Всем известно, что - человек существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества – единственный неповторимый. Он имеет свои привычки склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране?
- Каждый человек неповторим, у каждого есть свои отличительные черты, свои особенности, свой характер, темперамент. Мы уже много узнали друг о друге, и тем не менее давайте попробуем о себе рассказать еще больше. Сейчас каждый из вас встанет и скажет свою отличительную черту, чем он отличается от других. Игру начнем с фразы: «Я отличаюсь от других тем, что я: ».

- Но скажите мне, бывает ли так, что люди иногда ссорятся? (Да)

- Люди не могут жить друг без друга, но для того, чтобы не было частых ссор, споров, надо соблюдать правило дружбы. Какие правила дружбы вы знаете?
(Уступать друг другу, прислушиваться к советам, находить общее решение, не быть заносчивым).

- Даже животные живут по правилам. Давайте посмотрим отрывок из одного мультфильма. (Просмотр мультфильма).

- Как называется эта сказка? («Маугли»).

- Что познал мальчик пока жил и рос среди зверей в джунглях? (Правила, закон).

- В нашем государстве, как и в любом другом, существуют законы по которым мы живем. Так что же такое закон? Сейчас мы с вами дадим определение термина закон. Посмотрите на все эти определения, выделите ключевые слова и сформулируйте своё.

Закон - это общественные нормы, созданные для нормального существования государства и граждан, представляющие собой гибкое изменение при неэффективности их работы, либо при возможном нанесении вреда государству или гражданину.

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

-Как вы считаете, а где прописаны законы в нашем государстве? Законы прописаны в Конституции РФ – основном законе государства. Кроме Конституции существуют: Конвенция о правах ребенка, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Трудовой кодекс т.д.
- Посмотрите на таблицу правонарушений в Пинежском районе за 2012 и 2013 годы

2012 год
2013 год

Количество преступлений
7
16

Правонарушения в состоянии опьянения
4
8


- За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Какие виды нарушений закона вы знаете?

- Сейчас мы с вами рассмотрим несколько ситуаций, но работать будем в группах. И прежде чем начать, нам необходимо обговорить правила работы в группах. Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах. (1 – слушать друг друга, 2 – поднимать руку, если хочешь сказать, 3 – говорить по одному, 4 – быть дружными). (работа в группах)

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Устав школы можно найти на сайте нашей школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Давайте рассмотрим последнюю ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. (показать издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Инструкция:
1. Прочитайте ситуацию.
2. Подумайте, какой это вид нарушения.
3. Обоснуйте свой ответ.

- Давайте поиграем в игру «Судья», но работать мы будем с Уголовным кодексом РФ, где вы будете искать ответы на вопросы. (У каждой команды по две ситуации, одна зачитывает ситуацию, а другие выносят приговор) (работа в группах)
Ложный звонок

Ситуация 1: В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людейнаказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама дура!!!

Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

- Ребята, давайте всегда помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Сейчас я предлагаю вам составить свод правил и законов в нашей школе, для примера первые три пункта я вам прописала на листочках, которые лежат у вас на столах. Эти правила и законы будут размещены на стенде правовой информации социальных педагогов и в школьной газете «Ровесник», с корректировками. (работа в группах)

Свод наших правил и законов:
Ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и педагога, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в различных школьный мероприятиях.
Если потребуется твоя помощь, не раздумывай – помоги. В следующий раз помогут тебе.

Рефлексия: Полезно. Интересно. Бессмысленно.
(палец вверх- «Согласен», палец горизонтально- «Сомневаюсь», палец вниз- «Не согласен»)

- Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

- Спасибо за внимание!