Конспект урока литературы на тему А.Грин. Рассказ Зеленая лампа








Открытый урок по рассказу А.Н. Грина «Зеленая лампа».

Тема урока: «Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих» (Псалмы, 5,11).

Эпиграф: Грин избрал для себя очень трудную дорогу – писать не об изменении материальной жизни, а о преображении внутреннего мира человека.
В.Харчев

Цели урока:
1.Обучающая: дальнейшее формирование навыков работы с эпическим текстом.
2.Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков.
3.Воспитывающая: развитие целеустремленности учащихся.

Методы и формы работы.
1.Приветствие.
2.Лекция.
3.Коллективная форма работы.
4.Эвристическая беседа.
5.Рефлексия.

Оборудование.
1.Литературоведческий словарь.
2.Интерактивная доска.
3.Иллюстрации.

Оргмомент.

Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе А.Грина «Зеленая лампа». Что вы знаете о Грине? Какие произведения читали?

II.Слово учителя о писателе. Слайд 1.
Жизнь А.Грина была полна лишений и трудностей. Еще в детстве он увлекся чтением, которое скрасило его жизнь, сделало ее радостнее и интереснее. А уже став писателем, он жил в собственном мире, который был населен им самим придуманными героями.

III.Выход на тему урока.
- А вы внимательно прочитали рассказ « Зеленая лампа»? Какой прием лежит в основе рассказа?
На доске:
Антитеза – противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий, состояний, положений, мыслей и т.п. Усиливает выразительность художественных образов.
Это излюбленный композиционный прием А. Грина, так как он позволяет четко увидеть что чему противопоставляется: судьба – судьбе, добро – злу и т.д.

- Что поразило в первой части? Давайте ее озаглавим.
- А во второй части? Как можно ее озаглавить? События, которые происходят дальше, следуют из замысла?
На слайде :
Замысел Последствия
(сделка)

-А теперь скажите, могут ли эти 2 понятия: замысел и последствия – быть противопоставлены как части рассказа? Как сформулировать это противоречие?
На слайде – проблема урока:
«ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ СУДЬБЫ ГЕРОЕВ?»
-Как мы будем решать поставленную проблему?

IV. Работа с текстом. На слайде вопросы.
- Что за человек Стильтон?
- Что он замыслил?
- Почему появился такой замысел?
- А созрел бы такой замысел, если бы рядом никого не было?
- Можно ли было предотвратить сделку? Как повлияло на ситуацию присутствие толпы?

На слайде:
Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия существует на земле и подлость, и предательство. Л.Н. Толстой.

- Ребята, а может быть, Стильтон не ведал, к чему может привести его замысел?

- Почему не остановился? Что позволило Стильтону сделать из человека « игрушку»? Откуда такая « хитрая фантазия»?
- Почему появляются люди с изуродованной душой, подобные Стильтону?

На слайде – точка зрения А. Грина:
«Наверное, их в детстве усердно пичкали «конкретными идеалами»: достигай, преуспевай, деньги, деньги, деньги. Став взрослыми, они озлобились на всех и вся.» Эта злоба может принимать самые изощренные формы.

- Каковы последствия этой страшной сделки для Стильтона?
- Посмотрите, как сказано о таких людях в Библии:

На слайде:
- Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих (Пс., 5,11)
- Злоба обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. (Пс.,7, 17)

- Почему сделка показалась странной и для другого героя?
- Знал ли Джон Ив об истинном замысле Стильтона?
- А если бы знал, принял бы его предложение?
- Что же изменило жизнь Джона Ива? Почему?
- Как он идет к осуществлению цели?
- Как использовал подарок судьбы?
- Чем была зеленая лампа для обоих героев?
- Чтение последнего диалога героев.
- Какой можно сделать вывод ?
- Как вы считаете, какой путь возможен для Стильтона?

V. Итог урока. Обращение к проблеме урока.
- От чего зависит выбор пути ?
- Как вы понимаете эпиграф урока?
- Дайте толкование словам писателя Д. Гранина.

На слайде:
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин – один из немногих, кого следует иметь в аптечке против ожирения сердца и усталости он поэтичен, он мужественен».

VII. Слово учителя.
- Любой замысел, даже самый коварный, любой самый жестокий удар судьбы не сможет сломить человека, если у него есть цель, добрая и светлая , которая несет добро и свет не только себе, но и другим людям.
Грин – писатель светлой мечты, сумевший освободиться от темноты жизни, сделав себя сам, как сделал его герой Джон Ив.
Помните, что каждый сам делает свою судьбу. И вам я хочу пожелать быть готовыми принимать удары судьбы, уметь противостоять им и сохранять в себе человеческое достоинство.

Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение на тему «И первый станет последним, и последний станет первым» по рассказу «Зеленая лампа».

15