Конспект урока по литературе «Нравственный смысл рассказа Александра Грина «Зелёная лампа»
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
Нравоучительный смысл рассказа
А Грина «Зелёная лампа»
Добродетель Когда я осознал, понял. что я писатель…, ни деньги, ни тщеславие не столкнули меня с пути…, я никогда не забывал слов Брюсова к поэту: «Да будет твоя добродетель – готовность взойти на костёр»
А. Грин
Тщеславие репродукция
репродукция репродукция
Ход урока
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. В начале урока мне бы хотелось провести с вами речевую гимнастику. Для того, чтобы закрепить навыки правильного произнесения звуков.
Скороговорка
Продолжаем речевую гимнастику. Упражнение по развитию памяти. При работе вы должны назвать ассоциации, связанные с именем Грина. Например, Грин писатель …. Называть только слова, можно использовать имена героев, названия произведений, сведения из биографии.
Слово учителя.
Тема урока «Нравственный смысл рассказа Александра Грина «Зелёная лампа». Сегодня мы будем анализировать этот рассказ. Эпиграфом к уроку и творчеству Грина я выбрала слова самого автора (чтение):
Что значит «готовность взойти на костёр»?
Объясните значение слов ДОБРОДЕТЕЛЬ и ТЩЕСЛАВИЕ? Давайте обратимся к толковому словарю (чтение словарной статьи).
Приступим к анализу текста.
Перескажите сжато содержание первой главы. Обратите внимание – сжато, т.е. цепь основных событий.
Почему Джон Ив вызвал у Реймера отвращение?
Как он назвал его? (падалью)
Что означает это слово? (ответ 2 – 3-х учащихся). Обратимся к словарю и сравним наш ответ и словарную статью.
Можно ли так отзываться о человеке? (ответ) Почему? (бранное, ненормативное)
Какое слово в тексте выражает авторское отношение к герою? (несчастный). Каким синонимом можно заменить данное слово?
( Горестный
Жалкий
Одинокий
бедственный Одна и
та же
часть речи) Представьте, что вы оказались случайным прохожим и услышали последнюю фразу Стильтона. Продолжите этот диалог одной репликой:
1 ряд должен выразить восхищение
2 ряд – удивление
3 ряд – осуждение
Займёмся устным рисованием.
Итак, я вам даю листок с опорами, по которым можно составить портрет героя. Я разрешаю вам сгруппироваться. Ваш герой… (каждая группа получает карточки и указанного персонажа). Ответ должен звучать следующим образом: «Стильтон – это был человек…»
Почему автор не даёт нам портретных характеристик?
Нет и пейзажных зарисовок. Перед вами картины художников нашего города (можно использовать репродукции картин). Выберите картины, соответствующие определённым эпизодам рассказа. Ответ обоснуйте.
Затея Стильтона глазами автора. Как автор называет то, что придумал Стильтон? (чепуха)
Как бы вы назвали этот поступок: добродетельным или тщеславным? Почему? Свой ответ начните так: «Я думаю,…, потому что…».
Давайте обратимся к диалогу и попробуем искусственно его организовать (чтение диалога по ролям)
Раздвиньте границы диалога, распространив последнее предложение (зачитывается последнее предложение диалога и продолжается учеником «потому что…»).
Передайте содержание второй главы от лица Стильтона. Начните с фразы: «Я попал в больницу со сломанной ногой…»
Почему автор так кратко рассказывает историю Стильтона и подробно Ива? (симпатия; в одной ситуации ведут себя по-разному)
Каков жизненный итог Ива и Стильтона?
Давайте сделаем окончательный вывод о героях произведения: Стильтон подобрал Джона. Это хорошо? Значит он добродетельный человек?
Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение «Что значит в вашем понимании добродетельность и тщеславие».