Методическая разработка: Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка через привитие орфографических навыков


Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка через привитие орфографических навыков.
В условиях реализации ФГОС формируются базовые учебные действия. Базовые учебные действия подразделяются на личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Как формировать познавательные учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью через привитие орфографических навыков?
Выпускник школы в результате обучения должен усвоить содержание учебного предмета и овладеть способами учебно - познавательной деятельности.
Первым этапом по привитию орфографических навыков выступает умение увидеть орфограмму при письме. Процент самостоятельного нахождения ошибок в собственной работе очень низкий. Дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний.
Основой грамотного письма является письмо в соответствии  с фонетическими, морфологическими, синтаксическими и семантическими правилами языка.
Морфологический принцип является ведущим в русском языке (по количеству правил). Самыми сложными для обучающихся коррекционной школы являются морфологические написания, косвенно проверяемые произношением (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и т.д.Для поддержания внимания и работоспособности учащихся  необходимо:
1. Включать дополнительный материал, направленный на обогащение словаря и расширение общего кругозора, развитие познавательной и мыслительной деятельности школьников с отклонениями в развитии.
2. Применять методику телесно-моторной свободы, что способствует более успешному развитию психического потенциала учащихся, их психофизическому развитию, снижает общую и зрительную утомляемость, физическое и психомоторное напряжение.
       Знакомство с орфографическим правилом желательно начинать с создания проблемной ситуации; видимость поиска поддерживается в игровой ситуации — это активизирует мыслительную деятельность школьников и пробуждает интерес к орфографическому материалу.
       Необходимо знать индивидуальные особенности каждого учащегося и строить уроки так, чтобы каждый школьник работал активно и выполнял задания на оптимальном для него уровне сложности. Это даёт возможность для каждого типа (слабого, среднего и сильного) ученика выполнять задания на посильном для него уровне развития.
       Умение не только выполнять задания, но и объяснять свои действия    повышает   коммуникативно-познавательную   обобщающую функцию речи, т.е. проговаривание ребёнком вслух того, что рождается в уме, даёт возможность на начальном  этапе контролировать мыслительные процессы.
       Для этого можно проводить в тетрадях с учащимися следующие виды работ:
использование таблиц родственных слов с выделением орфограмм;
орфографическое проговаривание слов;
зрительный диктант;
письмо по памяти;
многократное повторение и воспроизведение слов с данной орфограммой при работе в тетради;
работа с таблицами.
На следующем этапе необходимо научить детей видеть в тексте слова на изученное правило. Зная психические особенности детей с нарушениями интеллекта, необходимо учить их выделять орфограммы в тексте. Задания постепенно усложняются
Например, при изучении темы «Безударные гласные» для выработки умения находить в тексте слова с безударными гласными проводится работа в следующем порядке:
а) дифференциация слов с ударной и безударной гласной, итогом учащиеся должны чётко уяснить, что проверяются именно безударные гласные;
б) дифференциация слов с проверяемой и непроверяемой, ударной гласной (словарные слова, написание которых нужно запомнить).
На следующем этапе формирования грамотного письма необходимо развивать  умение контролировать свое письмо правилами.
В случае затруднения оказывается помощь с учётом индивидуальных особенностей учащихся (от минимальной до максимальной формы помощи):
-  стимулирующая,
-  направляющая;
-  обучающая.                 
Стимулирующая   помощь   оказывается,   когда   ученик   не включился в работу после получения задания, или когда работа закончена, но выполнена неверно. Ученика надо нацелить на выполнение задания, указать на наличие ошибок в работе и предложить способы проверки предложенного решения.
Направляющая помощь оказывается в том случае, если у ученика возникли затруднения в определении способа действия, в выборе средств, в определении начального действия и последующих.
Обучающая помощь предлагается при изучении правил, когда тема ещё недостаточно хорошо усвоена.
При проверке усвоения знаний учащимися на уроках обобщающего повторения и закрепления применяется фронтальный индивидуальный опрос, самостоятельные работы, а также нестандартные формы: тесты, опросные листы включающие в себя краткую теоретическую часть и небольшую практическую работу. В помощь даются опорные схемы, таблицы, условные обозначения.
Основные виды работ на уроках:
1. Списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужное слово или словосочетание и т.д.),
2.     Работа со словосочетаниями, умение составлять предложения с ними.
3.     Самостоятельный подбор примеров (слов, словосочетаний, предложений по заданию учителя.4.     Составление предложений по схемам.
5.     Работа с деформированными предложениями и деформированным текстом.
6.    Ответы  на вопросы с предварительно поставленными грамматическими заданиями (использовать в ответе нужную часть речи в определённом падеже, числе, времени; ответить нераспространёнными или распространёнными предложениями; ответить на вопрос с использованием словосочетаний и др.).
7.     Творческий и выборочный диктанты.
8.    Изложение   и   сочинение   с   грамматическим   заданием (употребить в тексте данные прилагательные, поставить глаголы настоящего времени в прошедшее, изменить лицо местоимений и т.д.).
9.    Грамматический разбор -  синтаксический, морфологический, фонетический.
Для развития орфографической зоркости  необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах; различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки и буквы; научить видеть и узнавать орфограммы в словах, приучать детей к самоконтролю. Для этого подбираются такие виды работ: зрительные, слуховые диктанты и письмо по памяти, комментированное письмо.
Чтобы учащийся применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки в речи, умением видеть «трудные» места, требующие применения правил. Это дается школьникам с трудом, поэтому этот вид работы подкрепляется опорными схемами, таблицами, памятками, дидактическим материалом.
В работе я использую памятку «Работа над ошибками», которая выдаётся каждому ученику. Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз.
Использование игровых моментов, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают  положительные условия для мотивации в учении:
Важный этап в системе работы над ошибками – проверка письменных работ.
В рабочих тетрадях также проводится работа над ошибками, где дети учатся контролировать свою работу, учатся проверять и исправлять ошибки . Работа проводится так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.