Сравнительный анализ притчи о блудном сыне и повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Урок по русской литературе в 6 классе «Сравнительный анализ притчи о блудном сыне и повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Автор: Лузанова А.В. учитель 1 категории ГО «Средняя школа № 41 аула Кабанбай батыра Целиноградского района Акмолинской области» РК.
Цели урока:
-сопоставить евангельское решение темы «блудного сына» и пушкинского переосмысления этой темы в повести «Станционный смотритель».
-совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путем проникновения в художественную ткань произведения.
-воспитание уважения и благодарности к родителям.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Что такое семья для человека? Это единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, спокойствие, дети и родители, близость интересов. И , конечно, в жизни каждого человека именно родители играют главную роль. Они дают нам жизнь и воспитывают, учат добру . любви, честности, хотят, чтобы мы стали настоящими людьми. Иногда отношения детей и родителей складываются непросто из-за разности мнений на жизнь , несходства мнений, вкусов ,ведь дети стремятся стать самостоятельными, не прислушиваются к советам родителей, хотя они бывают часто правы.
2.Вспомним определение притчи.
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)[1][2]. По содержанию притча близка к басне Эпический жанр в литературе XIX—XX веков, в основе которого лежит принцип параболы; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались Лев Толстой, Франц Кафка, Бертольд Брехт, Альбер Камю и др.[3Притча имеет мораль, но которую каждый из нас, читателей, должен извлечь сам .Это обращение к совести человека, толчок к тому , чтобы задуматься. А мы правильно живем? Одна из знаменитых притч –притча о блудном сыне, это рассказ о сбившемся с пути и заблудшем , но потом покаявшемся человеке, она актуальна и взрослым и детям.
3.Учащийся ,подготовившийся дома, читает стихотворение Полины Довженко
Притча о блудном сыне.
Напомню притчу вам о блудном сыне,Она заставит призадуматься всерьёзВсех тех, кто не лишён соблазнов в этом миреИ не познал ещё, как любит нас Христос.У человека было два любимых сына:Один из них – послушен, кроток, мил,А меньший был – так, скажем, нерадивый,Отец же равно ими дорожил.Вот просит младший сын родителя:«Отец, дай часть имения ты мне,Хочу я сам прославить своё имяВ далёкой незнакомой стороне.Отец не стал перечить понапрасну,Дал сыну сделать выбор самому,Чтоб через лишения, невзгоды и ненастьяСын смог найти пути, ведущие к добру.Оставил отчий дом сей отрок – блудник,И в дальней стороне от дома пребывал,Ел, пил, гулял, кутил «герой» - распутник,Отца и брата никогда не вспоминал.Когда же промотал он всё до гроша,Настал великий голод в той стране,Отвержен всеми, всеми позаброшен,Он, наконец, подумал об отце.О, сколько слёз он пролил безутешно,Мечтая в мыслях только об одном:Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,Молить его лишь о прощении своём.И вот однажды, выйдя на дорогу,Старик почувствовал, как чей – то взгляд пронзил его,И сжалось сердце в нём от боли и тревоги-Он в страннике узнал родного сына своего.И бросились отец и сын в объятья,От слёз комок стал в горле у двоих:«Отец, я не достоин твоим сыном называться,Прими в число наёмников твоих!»Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,Наказ был слугам дан, чтоб усмотретьДля сына наилучшие одеждыИ лучший перстень на руку надеть.И заколоть откормленного агнца,Пир закатить, на сколько хватит сил –Ведь блудный сын дороже злата, царства,Когда – то был он мёртв и, наконец, ожил.Вот также и Господь нам все грехи прощает,За каждым блудным сыном Он следит,И тех, кто оступился – поднимает,Спасает, бережет, животворит.Какова основная мысль этого стихотворения?
-Какова основная мысль этого произведения?(Если человек осознает свою вину, его надо с радостью простить, а тот кто не прав, должен покаяться.
Второй учащийся раскрывает лексическое значение слова блудный по толковому словарю.
Итак, в слове «блудный» соединились прямое значение глагола блуждать и переносное -потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути. В притче рассказывается о блудном сыне-молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках.
4.Подача нового материала в форме дискуссии .К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий.(показ картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта),этот сюжет затрагивает и А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» .Дома вы прочитали эту повесть . ответь те на мои вопросы:
1.Кого из героев повести можно назвать заблудшим ребенком и почему?
2.Какие картинки были развешены на стене комнаты Самсона Вырина? Что они иллюстрируют?
3.Обращают ли внимание хозяева на эти картинки?
4.Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?
Слово учителя. Давайте проведем параллели в содержании притчи и повести Пушкина. Сопоставим историю блудного сына и Дуни Выриной и составим таблицу. Работают 2 ученика сильных у доски.
Сын сам уходит из дома жить самостоятельно. Отец своими руками отправляет дочь в церковь
Сына никто не ищет. Отец разыскивает дочь в Петербурге хочет вернуть домой.
Сын живет недостойно разгульно. Тратит наследство. Дуня живет в роскоши и богатстве
Радостная встреча сына и отца при жизни. Смерть смотрителя в одиночестве, дочь приезжает только на могилу отца.
Сын вернулся голодный и нищий, осознал грех решил вернуться. Дуня не вернулась домой , а зашла на могилку ,проезжая мимо уже богатой барыней.
Сын и отец примирились друг с другом. Смотритель умер без примирения, так как оно невозможно.
Следующий вопрос , который мы с вами рассмотрим-это судьба станционного смотрителя Самсона Вырина.(Домашнее индивидуальное задание для учащихся было выбрать и проанализировать образ Вырина по вопросам).Ученики у доски отвечают на вопросы :
1.Кто такой станционный смотритель? Что автор думает о станционных смотрителях??(зачитать описание по книге)
2.Найти в тексте портрет Вырина и нарисовать по возможности(группа детей, портреты висят на доске)
3.Почему он считает себя счастливым при маленьком достатке?
4.Каким он представлен в 1 части и каким во 2? Что изменилось в его жизни?
5.Как гусар поломал жизнь Вырину?
6.Какой эпизод показывает превосходство Вырина над гусаром Минским?
7.Как жил без Дуни отец?
Ученики по очереди рассказываю отрывки повести . отвечая на вопросы.
4.Следующий вопрос –образ Дуни Выриной. Просматриваем отрывок фильма «Станционный смотритель», где показаны хлопоты Дуни в доме и встреча С Минским, отъезд Дуни с Минским.
Ученик рассказывает подробно о событиях жизни Дуни. Вывод : Дуня уехала внезапно из дома. Бросив отца своего и не попрощавшись с ним. Она стала жить богато , не ездила домой и не поддерживала отца, не навещала его. Когда он пришел в дом . дочь упала в обморок. Но не общалась с ним. Дочь была неблагодарна отцу за его любовь и заботу, а она была смыслом его жизни, она не интересовалась его здоровье, а он пил и тосковал по ней , пока не спился и не умер. Неправильное поведение любимой дочери свело в могилу отца раньше времени-таков печальный итог повести. А Дуня приехала и нашла вместо отца в родительском доме-скромный холмик на его могилке, она рыдает и раскаивается ,но уже слишком поздно…
- Ребята, а как можно было поступить Дуне , чтобы не разбивать сердце своего отца? Правильно , написать хотя бы письмо отцу. И сейчас 1 человек прочитает письмо отцу от имени Дуни, которое вы написали дома. Используем прием критического мышления «Письмо литературному герою» с советами, как поступить с отцом и что можно написать героине, чтобы порадовать отца и продлить ему жизнь.
Закрепление материала.
Кто из родителей более счастлив? Конечно, отец блудного сына. Он увидел сына , простил и увидел его раскаяние и осознание своего проступка. А Самсон Вырин несчастливо дожил жизнь, в страданиях умер. Ответьте на вопрос -Чем финал повести схож с притчей? В чем различия в образах детей и отцов? Зачем в повести введена притча? Правильно. для того, чтобы показать мораль. А мораль состоит в том, чтобы не забывать родителей , не огорчать их равнодушием и заботиться о них до их старости. Главные сюжетные линии: счастливая судьба Дуни и несчастная судьба ее отца-Самсона Вырина. В повести использован прием противопоставления. Судьба отца противопоставлена судьбе дочери, судьба Дуни противопоставлена судьбе блудного сына, умение понять и раскаяться одного героя противопоставлено неумению думать о ближнем и раскаиваться вовремя.
Постановка домашнего задания в форме эссе «Как надо относиться к родителям, чтобы избежать позднего раскаяния?»
Спасибо за урок ! Желаю вам любви и взаимопонимания в семье и помните: родители у нас одни, их надо ценить при их жизни и не забывать проявлять заботу о них! Урок окончен!