Конспект урока Комплексный анализ притчи О.Безмянной Орёл и воробьи
ТЕМА:
Комплексный анализ текста на материале притчи О. Безымянной «Орёл и воробьи». Подготовка к изложению художественного текста с элементами рассуждения. Составление диалогов по заданной речевой ситуации.
ЦЕЛИ: - развивать коммуникативную компетенцию учащихся;
- формировать умения составлять простой план услышанного текста;
- формировать умения воспроизводить готовый текст художественного стиля, подробно пересказывая его по плану;
-обучать учащихся составлению диалогов по предложенной речевой ситуации;
-развивать устную и письменную связную речь учащихся; их умение составлять собственные высказывания с элементами рассуждения на основе
исходного теста. ЗАДАЧИ: отработать навыки выполнения анализа и синтеза языкового материала.
ТИП УРОКА: урок развития устной и письменной связной речи.
ВИД УРОКА: коммуникативный практикум, изложение текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: - тексты притчи,
-карточки для индивидуальной работы;
иллюстрации к притче;
грамзапись П. Мориа «Полет орла».
ЛИТЕРАТУРА:1. Методика развития связной речи учащихся./Под редакцией Т. А, Ладыженской. – М.: Просвещение, 1987.
2. Снежко Н.Г., Попова Л.Н. Сборник текстов для изложений с украинским языком обучения.- К: Радянська школа, 1981.
3. Безымянная О.М. Притчи. - М., 2003.
ХОД УРОКА;
I. Оргмомент. Настрой на правильную речь.
II. Мотивация учебной деятельности.
1.Сообщение темы урока.
2.Постановка целей и задач урока.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем работать с текстом, будем учиться проводить комплексный анализ текста: структурно-типологический и языковый разбор. Такой тщательный лингво-стилистический анализ, на мой взгляд, поможет вам глубже понять авторский замысел, запомнить содержание текста и пересказать его. В качестве текстового материала я предлагаю вам притчу современной русской писательницы О. М. Безымянной. И называется она «Орел и воробьи». (Запись темы и вида работы учащимися в тетрадь развития речи).
Сообщения учащихся о жанровых особенностях притчи (домашняя самостоятельная работа учащихся).
Д. - Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной аллегорической форме [уточнение терминов]. Близка по своему характеру к басне, но смысл притчи более глубокий: она касается общечеловеческих проблем и законов.
У. - С какими притчами мы с вами уже знакомились на уроках литературы?
Д. «Притчи Соломона», евангельские притчи, притча Л.Н. Толстого «Косточка»; притча-сказка о Матери-Оленихе Ч, Айтматова (в повести «Белый пароход»), притчи Леонардо да Винчи «Лев и ягненок», «Пчела и Трутни», «Жаждущий осел».
У. - Современные притчи Кафки, Камю, Гарсиа Маркеса.
III. Работа по теме урока Работа с текстом.
1. Чтение притчи «Орел и воробьи» учителем.
Притча
«ОРЕЛ И ВОРОБЬИ»
Однажды Орел залетел на ферму, где жила стая воробьев. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни - нам это близко и понятно.
Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.
И сказал тогда Орел воробьям:
Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я ее птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарник, и живут они не с себе подобными. а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объектами с чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце.
Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах. Только и донеслось до земли:
Короткое крыло - низкий полет...
А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
Даны человеку глаза, но дальше желания тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
Содержательно-композиционный анализ притчи.
Анализ первичного восприятия текста.
а) Определение темы, проблематики притчи.
- Беседа:
- Понравилась ли вам притча? Почему?
Какие чувства она вызвала в вас?
Значение каких слов вам было непонятно?
О чем рассказывается в притче? Так как притча аллегорична, то в ней чувствуется глубокий скрытый смысл? Мы чувствуем, что в ней речь идет не только об орле и воробьях, а чем-то более глубоком? Кто попытается сказать: о чем? [о двух образах, жизни: обывательском и духовном].
Соответствует ли тема текста заглавию?
Итак, ведущая тема текста Орел и воробьи; два смысла жизни; высокий и низкий.
Мы вернемся с вами к проблематике притчи после тщательного ее языкового разбора.
б) Определение стиля речи.
Какую задачу ставит автор, создавая притчу? [воздействовать на читателя, пробуждать определенные мысли и чувства,, словом нарисовать картину, изобразит?» действия персонажей].
Значит, к какому стилю она относится? [к художественному].
Доказательства художественного стиля мы приведем еще несколько позже, когда будем проводить языковый разбор [лексические, стилистические, синтаксические и т.д., эмоционально-окрашенная лексика].
в)Повторное чтение текста учащимися (при повторном чтении отмечают карандашом ключевые слова, фразы, микротемы).
г) Структурно - типологический анализ текста:
Вычленение в тексте мнкротем.
-Итак, вы прочитали текст сами. Как известно, ведущая тема текста распадается на подтемы, которые в свою очередь делятся на микротомы. Как правило, в тексте им соответствуют абзацы.
-Сколько же смысловых частей ила мнкротем мы можем выделять в этом тексте? [5 мнкротем].
-Итак, обозначьте I микротему: [со слов: «Однажды на ферму залетел Орел...» до слов: «нам это близко и понятно»].
-Определите II микротему: [со слов: « увидел Орел ферму» до слов: « и было неприятным это зрелище»].
-III микротема начинается со слов: «И сказал тогда Орел воробьям ...» до слов: «... нет устремления в их сердце».
- С каких слов начинается IV микротема? [«Возмутились такими речами воробьи ...» до слов: «а воробьи вернулись к стой» гнездам...»].
-Итак, последняя V микротома. Определите ее границы: {«даны человеку глаза...» и до конца}.
д).Озаглавливание мнкротем. Составление и запись плана.
-Теперь давайте озаглавим каждую микротему, то есть выдадим в ней главное. Эти заглавия и станут у нас пунктами, плана.
-Напоминаю, что пункты плана мы можем формулировать своими словами (это могут быть предложения любых типов или использовать цитаты из текста). Вполне допустимы так же комбинированные планы.
Слева запишем план, а справа – структурно-типологическую схему, и посмотрим: соответствуют ли типовые фрагменты, из которых состоит текст, его микротемам.
Итак, слева записываем план в тетради и на доске (учитель).
3). Определение преобладающего типа речи и типовых фрагментов.
-Ребята, как определяется тип речи? [по общему типовому значению высказывания, по тому, говорится ли в тексте о постоянных признаках (это описание), о действиях, которые сменяют друг друга (повествование) или о причинно-следственных связях (рассуждение)].
-О чём повествуется к этом тексте? [о действиях и событиях, которые имеют начало» развитие и конец].
-Поэтому какой тип речи в нем преобладает? [изобразительное повествование].
-С помощью чего происходит развитие сюжета?
4). О композиции.
-Что же является завязкой в притче? [Завязка - реакция воробьев на рассказы Орла]
-А что можно считать кульминацией в развитии действия? [гневные и горькие слова царя птиц].
-Назовите центральный момент произведения? [обличительная речь Орла к вывод автора: «И недостойны вы носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в ваших крыльях, в ваших взорах и в нашем сердце». - заключение Орла].
-«Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят» - заключение автора
-Что содержится в этих заключениях? [ основная мысль текста, его идея].
-Что является развязкой в притче? [ ответ Орла на действия воробьёв: короткое крыло – низкий полёт ].
-Вы, наверное, заметили, ребята, что основной композиционный прием, который использует автор - это контраст (противопоставление).
-В чем это противопоставление проявляются в начале? [заявлено уже в названии притчи «Орёл (с большой буквы) и воробьи» (с маленькой)].
-Какой же истинный конфликт притчи? Т.е. столкновение чего? [столкновение двух разных жизненных позиций: обывательской и духовной].
-Именно этот конфликт движет сюжет притчи, хотя знамение действия здесь неглавное.
-Вы, наверное, заметили, что в тексте имеются вкрапления других типовых фрагментов. Каких? Итак., определяем структурно-типологическую схему текста Записываем ее справа от плана.
5). Структурно-типологическая схема текста.
-Итак, с какого типового фрагмента начинается текст? [с повествования Орла].
-Что собой представляет II типовой фрагмент? [описание места а животных].
-Что вы можете сказать о III типовом фрагменте? [рассуждение Орла с оценкой].
-IV типовой фрагмент - снова повествование с коммуникативно-сильным предложением, содержащим афоризм: короткое крыло – низкий полёт.
-Что представляет собой V типовой фрагмент? [это рассуждение с моралью автора].
-Итак, сделаем вывод: какие типовые фрагменты представлены в тексте и как они взаимодействуют?
Нарисуем схему строения текста [ Преобладающим является изобразительное повествование, а котором есть вкрапления типовых фрагментов; описание места и животных; рассуждения и коммуникативно сильные предложения, которые содержат оценку происходящего. Эти вкрапления как бы создают второй план текста и придают ему глубину ].
Структурно-типологическая схема текста
[повествование
[описание места и животных
Изобразительное
Повествование [рассуждение с оценкой
[повествование с оценкой
[коммуникативно сильное предложение - афоризм
[рассуждение с моралью автора
У. - Эта схема подскажет вам, из каких типовых фрагментов состоит текст , следовательно поможет вам запомнить его содержание и лучше пересказать.
6). Модели связи предложений в типовых фрагментах.
У. - Теперь давайте посмотрим, как связаны предложения между собой в определенном типовом фрагменте Работая с текстом на предыдущих уроках, мы с вами пришли к. выводу, что асе предложения, входящие в тип речи, строятся по одной и той же модели, а также могут содержать отдельные коммуникативно сильные предложения (не связанные с предыдущим контекстом).
-Итак. Какие вам известны модели связи предложений в тексте? [цепная и паралельная].
Что собой представляет цепная модель?
- В чём заключеатся параллельный способ связи?
- Итак, давайте обратимся к I типовому фрагменту, запишем предложения нарисуем темо-реморематические цепочки и посмотрим, какой там способ связи предложений .
- А затем проанализируем II типовой фрагмент описание и нарисуем схему к нему.
(Предложения записаны на доске).
1. Цепной.
Т1 Р1 т2
Однажды Орел залетел на ферму, где жижа стая воробьев. Воробьи
Р2
слетелись посмотреть на царя .птиц и послушать, что он скажет. И стал
Т3=Т2
рассказывать Орел о других мирах и иной жизни.
Т1 Р1
Т2(=Р1) Р2
Т3 (= Р2)- последовательный-цепной
Вывод: ( в типовом фрагменте – повествование – наблюдается последовательный
способ связи предложений).
13 TOC \o "1-3" \h \z 14Т1 Т1
2. Окинул Орел зорким оком окрестность и увидел ферму, в загонах
Р1 Т2=Р1 Р2
которой толканись толстые, грязные животные. Одни утаптывали трязь или
Р2 Тз=Т2 Р3 Р4
15валялись в ней. Другие толканись у кормушек. И ужасно хрюкали эти
Т4=Т2
животные.
Т1 Р1 - цепная
Т2 (= Р1) Р2
Т3 (=Т2) Р3
Т 4 (=Т2) Р4 - параллельный
Вывод, [а типовом фрагменте со значением описания присутствует всегда параллельный способ связи предложений}.
Итак, сделаем вывод.
У. - Вывод: наблюдается и ценная и параллельная модели связи предложений в тексте. Иногда они сочетаются в одном и ток же типовом фрагменте. Так как в тексте присутствуют разные типовые фрагменты [они как бы присоединяются друг к другу], то представлены и разные модели связи предложений в тексте.
Все предложения, которые входят в типовой фрагмент, однотипны по значению и строятся одинаково (в них сохраняется один и тот же порядок слов и вид связи предложений в тексте: цепной или параллельный).
5. Лингво-стилистический анализ текста.
- Сейчас мы снова заговорим о стиле притчи и найдем лексические, стилистические и синтаксические доказательства ее художественного стиля.
Назовите одну из важнейших особенностей художественного стиля в плане использования языковых средств? [использование экспрессивной (возвышенной или уничижительной, слов в переносном значении, устаревших разговорных), эмоционально- оценочной лексики (слова с отрицательной и положительной оценкой), изобразительно- выразительных средств (эпитетов, метафор, многоголосия, афоризмов, сравнений и т.д.). Часто используются инверсии, чтобы придать выразительность, яркость высказыванию, предложения с однородными членами].
-Итак, снова углубляемся в текст и проводам его тщательный языковый разбор. Записываем в тетрадь следующий вид работы: словарно-стилистическая работа.
Лингво-стилистический анализ притчи
-Если в тексте слова, значение которых вам непонятно?
У. - Одна, из важнейших особенностей текстов художественного стаяв - их многоголосие. Но вы обратили внимание, что речи Орла и воробья индивидуализированы.
-Что вы можете сказать о суждениях Орла? [они категоричны, которые в конце выливаются в афоризм: «Короткое крыло - низкий полет»].
-Вы чувствуете как бы «поучительный» характер его речи? [да, это слова проповедника].
Это подчеркивается широким использованием синтаксической конструкции с однородными членами предложения я союзом «и». Найдите ее в тексте: [ «и летают они не на просторах, и видят она не миры чудесные, а живут они не с себе подобными, и не достойны они носить гордое имя птицы»].
В каждом предложении повторяется местоимение «они» - т.е. воробьев трудно назвать птицами.
Можно считать Орла выразителем идей автора? [Да, Орел второе «я» автора. Об этом говорят в обилие подобных построений в авторской речи: И было неприятным это зрелище. И сказал тогда Орел воробьям].
Обратите внимание на характер речей автора. [Они также афористичны. Как и слова Орла: Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется].
Что еще придает торжественность словам Орла? [дважды использованный устаревший союз «ибо»: Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями].
- Встречается он в речи автора? Найдите в тексте.
Что вы можете сказать об интонации речей воробьев? [Они вкрадчивы и даже просительны: ты бы лучше рассказал, поведал бы лучше].
-И в то же время они не менее категоричны, чем суждения Орла Можно считать это тоже позицией? Да, причем заявленной вполне убежденно.
- Что вы чувствуете еще а словах воробьёв [ В них заключена ирония, относящаяся
к Орлу].
Через какой глагол она реализуется? [Через устаревший глагол сказываешь, характерный для народно-поэтической речи: мол, говори что хочешь – всё это сказки].
Что звучит в ответ на. эту иронию? [Обличительная., гневная речь Орла]
Речь автора также насыщена обличительной интонацией.
-Можно сказать, что притча представляет собой развернутую антитезу (т.е. противопоставление), [Да, это Орел - воробьи].
-Как реализуется это противопоставление в тексте притчи, с помощью антонимических пар в том числе и контекстуальных антонимов: Орёл (один) – стая; интересное – чуждое; птицы – свиньи; просторы – загоны; дары природы – объедки; высота – низкий полёт и др.
Итак, мы уже отмечали, что притча аллегорична. Орел и воробьи выступают носителями свойств людей. - Что же воплощается в образе Орда? [стремление к настоящей, наполненной высоким смыслом жизни].
Кого олицетворяют собой воробьи ? [это обыватели, «Приземленные» люди, которые думают только о материальных ценностях; о сытой жизни, И не стремятся ни к чему духовному].
- Поэтому текст в известной степени символичен. Найдите в тексте синонимический ряд, который определяет настоящую, наполненную подлинным смыслом жизнь. [Синонимический ряд: другие миры, иная жизнь, неведомы дали непостижимые высоты – это всё знаки осмысленной жизни. Сюда ещё можно отнести и контекстуальный синоним небо – тоже символ духовности].
Можно считать образ Орла также символичным? Обратите внимание на правописание этого слова [с прописной, буквы]. - Какие эпитеты можно подобран» к образу Орла? [гордый, смелый, сильный].
-Что вы можете сказать еще об эпитетах, встречающихся в тексте? [Они, в основном, прямые; непостижимые высоты, неведомые дали и толстые, грязные животные; короткое крыло, низкий полет и т.д.].
-Обратимся к синтаксису текста. Посмотрите на порядок слов в предложениях авторской речи (стал рассказывать Орёл; слушали, слушали воробьи и др.) и в выражениях Орла (нашёл я, летают они) и в словах воробья (сказываешь ты, протекает жизнь), прямой он или обратный, [обратный, инверсия; он придает фразам выразительность, некоторую напевность].
-Давайте посмотрим, с какой целью использует автор однородные члены предложения. Найдите предложения с однородными членами [о других мирах к иной жизни; в неведомые дали, к непостижимым высотам - для положительной оценка; утаптывали грязь или валялись в ней; хрюкали и визжали для отрицательной оценки].
Некоторые однородные члены образу юз такую фигуру, как восходящая градация (нарастание); нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце и т.д.
-В тексте также часто встречаются и анафоры (повторения слов), Прочитайте авторское заключение в конце притчи [Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляет].
Куда входит здесь анафора? {в- параллельное синтаксическое построение, так называемый параллелизм]
-На основе чего строится афоризм Орла.? [Тоже на основе параллелизма и представляет собой неполное предложение: Короткое крыло - низкий полет].
- Какая роль отводится в тексте перифразам: царь птиц вместо «Орёл» и Божий дар вместо «жизнь»? [Они помогают устранить однообразие].
А перифразы: прекрасные места - «фермы»; существа с крыльями - «воробьи»?
[Передают иронию автора и Орла по отношению к воробьям; к их «жизненной позиции»].
-Итак, после тщательного языкового разбора давайте откорректируем его тему и идею. [ Тема произведения - смысл жизни. А идея – столкновение двух крайних точек зрения на цель и смысл жизни - высокой (духовной) и низкой (обывательской) ].
-Ребята, а какой вам образ жизни близок? Есть ли у вас в жизни высокие цели, к которым вы стремитесь?
-Кто хочет пересказать притчу?
Устный пересказ притчи. Составление монологических высказываний (в подготовленном классе это можно сделать по ролям).
Составление диалогов на материале притчи учащиеся разбиваются на пары и составляют диалоги, соглашаясь или не соглашаясь с обвинительными речами Орла или высказывая свою точку зрения на образ и смысл жизни человека:
Тебе близка позиция Орла, который стремился к неведомым далям и непостижимым высотам?
С одной стороны, мне позиция эта интересна, а с другой - она кажется очень трудной и далеко не каждому доступной? И т.д.
Подведение итогов урока.
Задание на дом написать сочинение-миниатюру «В чем и вижу свой смысл жизни?».
Примечание: на материале притчи можно написать и письменное изложение с элементами рассуждения.
4
15