Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Синтаксический разбор простого предложения»
Урок русского языка 5 класс.
Тема: «Синтаксический разбор простого предложения».
Подготовила: учитель русского языка ХСШ №4 г. Хромтау Асабаева Зульфия Талиповна.
Цели урока: Повторить и обобщить изученное по теме: Простое предложение: виды предложений, члены предложений, предложения с обращениями. - Отработка навыков синтаксического разбора предложения. - Орфографическая работа со слом, повторение фонетической транскрипции; - Развитие речи, творческого мышления. – Воспитание у учащихся чувства патриотизма к Родине и уважения к людям. Методы: Объяснение: практические: конструирование предложений, разбор. Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Оборудование: учебник «Русский язык» (М.Р Кондубаева, Ф.Г Брулева, Т А. Абжанова.- изд. «Атамура» 2010г.), листочки с заданиями, Толковый словарь. Контроль за усвоением знаний осуществляется фронтально. - Ход урока. 1. Организационный момент. Разминка (ученики) Доброе утро, солнце и птицы! Доброе утро, улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
2. Актуализация знаний. – - С какими словами обращаемся к солнцу и птицам? - Как называются эти слова? (обращение) Повторение домашнего задания. – Что мы знаем об обращении? ( правило, пример) . Нимало на свете невидимых стран . Чудесных, богатых, красивых, . но дорог сердцу лишь ты, Казахстан, . Давший мне жизнь и силы! – Найдите в этом стихотворении обращение (Казахстан) – Сегодня мы поговорим о нашей славной и прекрасной Родине – Казахстан. Родина – это слово каждый знает с детства. Это Земля, на которой родился и вырос человек, где он живет со своими родными и близкими. Во многом благополучная и счастливая жизнь человека, связана с тем, как живет и развивается его любимая Родина. – Как вы понимаете слово Родина? С чего начинается Родина? (ответы уч-ся)
3. Словарный диктант. 1 ученик: Казахстан, Родина, родник, чудесный, свобода, богатство, жигит, домбра, аккорд. (поставь ударение и объясните значение слов).
2 ученик: Родной Казахстан, любить Родину, цветочный аромат, наслаждаться пейзажем, свободная страна, богатство земли, чистый родник, добрый жигит, звонкая домбра. 3 ученик. Фонетическая транскрипция слов: любить Родину, родник. (л у б и т* р о д и н у, р а д н и к).
Задание: Из данных слов и словосочетаний придумайте предложение. Составьте схему к предложению.
4. Сообщение темы и целей урока. 5. Открытие нового знания. - Игра «Кто быстрее» Фронтальный опрос. - Назовите предложения по цели высказывания ( Повествовательное, побудительное, вопросительное) - В побудительном предложении содержится совет, просьба, приказ, пожелание. ( пример) - В повествовательном предложении содержится сообщение.( пример) - В вопросительном предложении содержится вопрос.( пример) - Предложение по эмоциональной окраске может быть восклицательным и невосклицательн. -Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа. 1. - По наличию грамматических основ предложения бывают — односоставными и двусоставными. - По наличию второстепенных чл. предложения –распростран., и нераспространён., (пример)
Задание 1. Синтаксический разбор предложения. 1) Порядок разбора ( на столе лежат листочки с вопросами в учебнике на ст.67) 2) Образец разбора (работа по учебнику на стр. 68) Школьники обнесли родничок оградой и поставили рядом скамейку.(Повестрв., невоскл., двусостав., прост., распр., осложнено однород., сказуемыми). Устный разбор: (грамматическая основа пред., школьники. Подлежащее, обнесли, поставили – однород., сказуемые, обнесли чем? Оградой – дополнение, где? рядом –обстоятельство). Письменный разбор. ( подчеркнуть члены предложения по схеме: ____===----====-.-.-.-- - -) 6. Физминутка. - Сейчас мы проведем физминутку. Сегодня мы изучаем материал по синтаксису и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем. Правила игры. Встать, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, часть речи, предложение. Дети выполняют: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон ВПРАВО, если же к другим разделам языка –ВЛЕВО.
2. Задание. Исследование (работа по учебнику стр. 68 упр. 173) - Составьте схемы к предложениям.
3.Задание – работа в группах: Определить тип и вид предложения, определить грамматическую основу, знаки препинания, составить схему предложения.
1) группа Как имя любимое, нежно и свято . Храни в себе имя любимой земли. 2) группа В ней прадедов счастье осталось когда-то, . По ней боевые победы прошли. 3) группа Пусть славится Родина – столько в ней светлого! . Пусть будет очаг ее полон тепла. (Выступление групп с представлением выполненных заданий, обсуждение, разбор предложений)
7. Закрепление материала. 1 задание (классу) Беседа, разбор предложения. . «Родная страна! Цвети, зеленей, мы любим тебя в переливах огней».
2 задание- Упр. 174 - прочитать и озаглавить текст и определить его тему. Беседа о Курмангазы. (песни, домбра)
8.Рефлексия – Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке - узнал, открыл для себя…
\ научился, смог.. \ могу похвалить себя и своих одноклассников за….
9. Домашнее задание.- Знать порядок синтаксического разбора, упр. 174. ст.68