Конспект урока по русскому языку на тему Синтаксический разбор предложения (4 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку
УМК: Начальная школа 21 века
Класс: 4 "Г"
Тема урока: Синтаксический разбор предложения
Тип урока:
Цели: формирование умения делать полный грамматический разбор предложения
Задачи:
1) Предметные: учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе.
2) Метапредметные: уметь устанавливать в словах наличие изученных орфограмм, развивать логическое мышление, внимание, умение строить высказывания, научиться правильно выражать собственные мысли.
3) Личностные: воспитывать дисциплинированность, стремление к знаниям.
Регулятивные: развивать умения высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке.
Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словарь, информацию, полученную на уроке.
Оборудование: Мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь
Этапы Деятельность учителя и учащихся УУД
Самоопределение к деятельности.
Организационный момент. - Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Григорьевна и я проведу у вас урок. Личностные: самоопределение
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организовать свое место под руководством учителя.
Минутка чистописания -Прежде, чем вы начнете писать красиво в тетради, давайте вспомним правила посадки.
-Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня 14 октября.
- Посмотрите на доску, что вы видите? ( заглавную и строчную букву Нн)
- Какие это буквы (гласные, согласные) (согласные)
-Для чего нужна заглавная и строчная буква? (С заглавной начинается предложение, так же имена, клички животных, географические и астрономические названия.)
-Запишите их в тетради, до конца строки чередуя заглавную и строчную.
-Ребята, посмотрите на доску, перед вами на карточках слова. Составьте из этих слов предложение. ( Новосибирск - город в Сибири)
-Почему мы пишем Новосибирск с заглавной буквы? ( начало предложения)
- Почему мы Сибирь пишем с заглавной буквы? ( это географическое называние )
- Запишите предложение в тетрадь. Сядьте правильно, тетрадку положите под наклоном, пишем с начало строки. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
- сотрудничество учителя с учениками.
Личностные : вырабатывают каллиграфический подчерк; умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
Словарная работа - А сейчас у нас будет словарная работа.
-Посмотрите на слайд со словарными словами, в которых пропущены буквы, вам нужно записать слово в тетрадь, вставить пропущенную букву, подчеркнуть её, поставить ударения.
С новой строки запишите Словарь:
- каб_нет, к_мыш, к_питан, килограм_, к_лометр.
Выходит 1 ученик и выполняет задание, остальные выполняют в своих тетрадях.
(кабине´т, камы´ш, капита´н, килогра'мм, киломе'тр.
Прочитай 1 слово (кабинет)
На какой слог падает ударение? (на третий, ставит ударение)
- Какую букву надо подчеркнуть? В каком слоге? (букву а , в первом слоге и букву и, во втором слоге, подчёркивает орфограмму)
Прочитай 2 слово (камыш)
На какой слог падает ударение? (на второй, ставит ударение)
- Какую букву надо подчеркнуть? В каком слоге? (букву а , в первом слоге, подчёркивает орфограмму)
Прочитай 3 слово(капитан)
- На какой слог падает ударение? (на третий, ставит ударение)
- Какую букву надо подчеркнуть? В каком слоге? (букву а, в первом слоге букву и, во втором слоге, подчёркивает орфограмму)
Прочитай 4 слово( килограмм)
На какой слог падает ударение? (на третий, ставит ударение)
- Какую букву надо подчеркнуть? В каком слоге? (букву и , в первом слоге ,букву а во втором слоге и удвоенную мм подчёркивает орфограмму)
Прочитай 5 слово (километр)
На какой слог падает ударение? (на третий, ставит ударение)
- Какую букву надо подчеркнуть? В каком слоге? (букву и , в первом слоге, букву о во втором слоге подчёркивает орфограмму)
- Что общего в этих словах? ( они все начинаются на букву к) Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками
Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Какие члены предложения называют главными, а какие – второстепенные? (Главные члены предложения - это подлежащие и сказуемое. А второстепенные члены предложения - это все остальные, такие как дополнение, определение, обстоятельство.)
– Почему главные члены предложения так названы? ( Потому что эти члены предложения, выполняют главную роль. Без них не может быть предложение.)
1.Что обозначает подлежащие? (Подлежащее обозначает о ком, о чем говорится в предложении)
2. На какие вопросы отвечает? ( Подлежащие отвечает на вопросы - кто? -что?)
3. Как подчеркивается в предложение? (прямой линией)
4. Какой частью речи выражено? ( существительным, местоимением)
1.Что обозначает сказуемое? (Сказуемое обозначает действие предмета, ее состояние)
2. На какие вопросы отвечает? (Сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
3. Как подчеркивается в предложение? (Сказуемое подчеркивается в предложении двумя прямыми чертами)
4. Какой частью речи выражено? (Сказуемое в предложении выражено глаголом, именем прилагательным, именем существительным)
- Теперь поговорим о второстепенных членах предложения
- Назовите второстепенные члены предложения (Второстепенные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство)
1. Что обозначает дополнение? (Дополнение обозначает на какой предмет направлено действие)
2. На какие вопросы отвечает? (Дополнение отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? кого?)
3.Как подчеркивается в предложение? (Дополнение подчеркивается пунктирными линиями или черточками)
4.Какой частью речи выражено? ( Дополнение выражено в предложении именем существительным, местоимением)
1.Что обозначает определение? (Определение обозначает признак предмета)
2.На какие вопросы отвечает? (Определение отвечает на вопросы какой? какое? какая? какие? чей?)
3.Как подчеркивается в предложение? ( Определение подчеркивается волнистой линией)
4.Какой частью речи выражено? (Определение выражено в предложении именем прилагательным, именем существительным)
1.Что обозначает обстоятельство? (Обстоятельство обозначает как, когда, где, по какой причине совершается действие)
2.На какие вопросы отвечает? (Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему?)
3.Как подчеркивается в предложение? (Обстоятельство подчеркивается в предложении черточкой точкой)
4.Какой частью речи выражено? (Обстоятельство выражено в предложении именем существительным, наречием)
Что такое синтаксический разбор? ( характеристика предложения по цели высказывания, по интонации и структуре ( грамматическая основа и второстепенные члены) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные : умение высказывать своё предположение
Коммуникативные: построение конструктивного диалога в сотрудничестве
Познавательные: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения.
Формулировка темы и цели урока Как вы думаете чем мы с вами будем сегодня на уроке заниматься ( повторим тему синтаксическая разбор предложения)
Давайте поставим перед собой цели
( закреплять знания о синтаксическом разборе предложения) Регулятивные :выполнение учебных действий по решению практической задачи в соответствии с четкой установкой учителя, объясняя (комментируя) написание орфограммы и доказывая свои суждения правилом.
Закрепление материала
Наблюдение над языковым материалом.
Наблюдение над языковым материалом.
Самостоятельная работа -Прочитайте упражнение 1.
О чем говорится в задание? Что мы должны сделать? (записать номера предложений по группам, 1)состоят только из главных членов(нераспространенные); 2 ) состоят из главных и второстепенных членов ( распространенные)
- На какие две группы мы можем разделить данные предложения
(Нераспространенные и распространенные )
- Давайте вспомним какие предложения называют нераспространенными и распространенными?
( нераспространенные - состоят из главных членов предложения
Распространенные - состоят из главных и второстепенных членов)
-Давайте с вами запишем только номера нераспростренненых предложения( 3,5,7,14) Почему вы выбрали, докажите .
(потому что состоят из главных членов предложения )
-Выпишите только номера, где распространенные предложения
(1,2,4,6,8,9,10,11,12,13) Почему вы так решили (состоят из главных и второстепенных членов)
-Простые предложения бывают (нераспространенными, распространенными)
Из чего состоят нераспространенные? (состоят из главных членов предложения- в предложение подлежащие и сказуемое )
Из чего состоят распространенные предложения? (состоят из главных и второстепенных членов - в предложение являются дополнением, определением, обстоятельством )
- Что такое однороные члены предложения ?( главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию).
Перед вами три предложения, найдите однородные члены предложения (1. станции, дома, деревья, фонари; 2. листвой и плодами. 3.читаю журналы и занимаюсь гимнастикой)
Во 2 и 3 предложение, чем соединятся однородные члены предложения? (союзом)
-Чем однородные члены являются в предложение ( подлежащим,
Прочитайте упражнение 2.
Что нужно сделать? ( выписать предложения с однородными членами. Подчеркнуть ,отметить к какому члену предложения они относятся, задать к ним вопросы)
-Давайте вспомним как провести синтаксический разбор.
(1. Определить вид предложения по цели высказывания
2.определить интонацию предложения.
3. Найти грамматическую основу предложения
4.* Найти второстепенные члены предложения и определить распространенные и нераспространенные
5.Опрелелить в предложение однородные члены )
- Прочитайте 1 предложение.
По цели высказывания какое это предложение? (повествовательное)
Какое по интонации? (невосклицательное)
Найдите подлежащие и сказуемое (вихрь закрутил и погнал)
Есть ли в данном предложение, однородные члены? ( да)
Назовите(закрутил и погнал).
Чем являются в предложение? ( сказуемым)
От какого члена предложения будем задавать вопрос? ( от подлежащего)
Запишите, подчеркните. Не забудьте подчеркнуть так, как на образце
- Прочитайте 2 предложение.
По цели высказывание какое это предложение?(повествовательное)
Какое по интонации? (невосклицательное)
Найдите подлежащие и сказуемое (в реве слышались )
Есть ли в данном предложение однородные члены ? (да)
Назовите( стоны, визг и смех)
Чем являются в предложение? (обстоятельством)
От какого члена предложения будем задавать вопрос? ( от сказуемого)
Запишите, подчеркните, как в образце .
- Прочитайте 3 предложение.
По цели высказывания какое это предложение? (повествовательное)
Какое по интонации( невосклицательное)
Найдите подлежащие и сказуемое ( капли упали)
Есть ли в данном предложение однородные члены ? (да)
Назовите ( редкие, тяжелые)
Чем являются в предложение ? ( определением)
От какого члена предложения будем задавать вопрос? ( от подлежащего)
Запишите, подчеркните, как в образце.
- Прочитайте 4 предложение.
По цели высказывания какое это предложение? ( повеств.)
Какое по интонации? (невосклицательное)
Найдите подлежащие и сказуемое ( гроза разразилась )
Есть ли в данном предложение однородные члены? (нет)
Записывать его не будем.
Теперь самостоятельно найдите, выпишите и подчеркните предложения с однородными членами
Проверка.
По цели высказывания какое это предложение?
Какое по интонации
Назовите подлежащие и сказуемое
Есть ли однородные члены. Назовите их
Чем являются в предложение?
От какого члена предложения будем задавать вопрос?
Регулятивные :выполнение учебных действий по решению практической задачи в соответствии с четкой установкой учителя, объясняя (комментируя) написание орфограммы и доказывая свои суждения правилом.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:общенаучные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные : контроль, коррекция.
Подведение итогов.
Обобщение. - Наш урок подошел к концу, давайте вспомним, о чем мы вами говорили на нашем уроке? ( о синтаксическом разборе предложения , о однородных членах
-С каким затруднением на уроке вы столкнулись?
-Какую цель ставили на уроке?
( закрепить знания о синтаксическом разборе )
-Достигли цели? (да) Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий уровне адекватной ретроспективной оценки. Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Рефлексия. -Оцените свою работу на уроке.
На столе у вас лежат ладошки, раскрасьте их тем цветом
Зеленый - если все получилось
Желтый- я не совсем доволен своей работой
Красный - не доволен своей работой.
Спасибо за урок! Урок окончен Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли .
Регулятивные:самооценка