Конспект урока по русскому языку на тему Синтаксический разбор предложения (4 класс)


Открытый урок по русскому языку в 4 классе, по программе
«Начальная школа 21 век».
провела Маренко Е.В.
ТЕМА: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление).
Цели: закреплять знания учащихся о предложениях, умениях выполнять синтаксический разбор, разбор по членам предложения;
развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;
развивать умение работать в сотрудничестве;
воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник 4 класс «Русский язык»(1 часть)// под ред. С.В.Иванова;
карточки со словарными словами для индивидуальной работы;
слайды № 1 –
листочки со словами для построения предложений;
карточки – схемы предложений.
ХОД УРОКА.
Орг. момент.
Минутка чистописания.
« Не для школы, а для жизни мы учимся».
(Древний Рим)
Разбор минутки чистописания.
- Прочитайте высказывание записанное на доске.
- Как вы его понимаете?
- С точки зрения синтаксиса, что записано на доске? (Предложение)
- Что вы можете сказать об этом предложении? Какое оно?( Повествовательное, не восклицательное, распространённое , есть однородные члены).
- Назовите грамматическую основу предложения. ( мы учимся)
- Какую работу мы провели над предложением? (Мы выполнили синтаксический разбор предложения).
- Кто же догадался и назовёт тему нашего урока?
- Синтаксический разбор предложения.( СЛАЙД 1)
Объявление целей урока.
- Правильно, ребята. Сегодня мы будем с вами закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, разбор по членам предложения. Будем работать над построением предложений.
- Откройте тетради. Запишите число, кл.работа, спишите высказывание, соблюдая каллиграфические нормы письма.
- А кто мне скажет из чего состоят предложения?( Предложения состоят из слов, связанных по смыслу.)
- Правильно, и прежде, чем мы начнём составлять предложения, давайте запишем слова. Но не простые, а словарные.
III. Словарная работа. ( СЛАЙД 2) КАРТОЧКИ
Буква лишняя закралась
К нам в словарные слова.
Эту букву вы найдите,
И слова все запишите.
Сорока, помидор, огурец, воробей, ворона, морковь.
- На какие группы можно разделить словарные слова?
- Составьте предложение, используя несколько слов любой группы.
- Запишем понравившееся предложение.
Н- р: Осенью в парках на деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.
(один у доски с комментированием, разбор по членам предложения).
- Ребята, а почему именно этих птиц можно встретить осенью? (Они не улетают в тёплые края).
- А как им живётся зимой? (Тяжело).
- Чем люди могут помочь птицам зимой?
- Не забывайте об этом, ребята.
- Давайте выполним синтаксический разбор предложения, но сначала повторим алгоритм разбора.
(СЛАЙД 3)
IV. Работа по теме.
-Какое предложение по цели высказывания мы записали?(повествовательное)
- Какие ещё бывают предложения?( побудительные и вопросительные)
- Какие предложения называются побудительными, какие вопросительными?
Выборочное письмо (СЛАЙД 4)
– ряд повествовательные– ряд побудительные3 - ряд вопросительныеЗадание: Кто работает быстро может успеть разобрать одно предложение по членам.
- Проверяем, какие предложения вы выписали. Кто успел разобрать предложение. (проверить индивидуально)
Вывод: Какие же бывают предложения по цели высказывания?
ФИЗМИНУТКА
- Прочитайте мне ещё раз 3 предложение : Берегите наши леса.
- А кто прочитает с другим выражение.
- Что изменилось в чтении 2 ученика? (Интонация.)
- Каким же стало предложение при втором прочтении? (Восклицательным.)
- А при первом какое было? Не восклицательное.
- Какой знак мы поставим в конце восклицательного предложения?
(Запись восклицательного предложения на доске с комментированием).
- Ребята, а почему надо беречь леса?
Вывод: Какие предложения бывают по интонации?
А сейчас мы немножко поиграем. Игра «Поймай основу».(Устно)
- Я читаю предложения, а вы называете только грамматическую основу.
Осень заглянула в сады.
Поспевают осенние яблоки.
Осень покрыла деревья жёлтой краской.
Скоро город получит много свежих фруктов.
Ешьте фрукты и получайте витамины.(?)
- Встретились ли нам предложения, в которых нет грамматической основы?(нет)
Вывод: Какой вывод можно сделать?(В каждом предложении есть грамматическая основа).
- А могут ли предложения состоять только из подлежащего и сказуемого?(да)
-Как называются такие предложения?(нераспространённые)
Выписать нераспространённые предложения из упр.1
(Самостоятельная работа с учебником).
(взаимопроверка; обмен тетрадями) (СЛАЙД 5)
Вывод: - Какие ещё бывают предложения?( распространённые и нераспространённые)
- Чем отличаются?
- Ну, что ж, мы закрепили знания обо всех категориях предложений.
- Что бы узнать насколько хорошо вы усвоили тему: «Синтаксический разбор предложений», я предлагаю вам поработать в группах.
Работа в группах.
Составить предложение. Найти схему к этому предложению и сделать синтаксический разбор.
Блекнут травы. Рощи вспыхнули вдали. В синем небе пролетают журавли. Гаснет день. Скоро упадут тихим светом звёзды на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.
Когда группы будут готовы, выходят к доске и рассказывают.
- Кто мне теперь прочтёт все предложения?
- Что за запись у нас получилась?
- О каком времени года говорится в тексте?
- Как его можно озаглавить?
Списать самостоятельно в тетрадь (если времени хватит)
- Спишите текс. Не забывайте правила записи предложения.Какие?
V. Итог урока.-Какой теме был посвящён наш урок?
- Что же мы должны указать при разборе предложения?
- А о каком времени года мы сегодня говорили?
- Кто любит осень? Что в этом времени года нравится?
Домашнее задание: учебник, упр. 2